Чайковский и Надежда Фон Мекк встретились в Доме-музее П.И.Чайковского в Москве
Театральный Салон «Сцена 23» представил премьеру музыкального спектакля «Музыка между строк», основанного на легендарной переписке великого композитора Петра Ильича Чайковского и его покровительницы Надежды Филаретовной фон Мекк. В этом камерном спектакле великая музыка и трепетные тексты говорили друг с другом, и перед зрителем проявлялась удивительная духовная история, повлиявшая на всю мировую культуру.

Премьера состоялось очень символично в атмосферном московском Музее Петра Чайковского, в доме, где он прожил около года. О нём мы расскажем ниже.

Надежду фон Мекк сыграла художественный руководитель салона, актриса театра и кино Вероника Вяткина. Эта изящная и искренняя служительница искусств воссоздала образ женщины, тонко чувствующей невероятную музыку и готовую служить ей сквозь все жизненные невзгоды.

Чайковского же сыграл прямой потомок фон Мекк — Денис фон Мекк, человек восхитительного внутреннего достоинства, президент Фонда фон Мекк, руководитель международного проекта «Чайковский — музыка без виз», популяризатор и продолжатель истории благотворительного дела культурной России.

Спектакль представляет из себя читку отрывков из переписки композитора и его благодетельницы, а также повествование о некоторых этапах жизни их обоих. Старинная эпоха, жизни выдающихся исторических личностей представали ярко перед глазами.

Чтение писем разбавляла виртуозная игра на рояле лауреата международный конкурсов Кирилла Кашунина.

Звучали берущие за душу произведения Чайковского: фрагменты симфоний, камерной музыки и опер.

Композитор и Надежда Филаретовна никогда не встречались лично, это было исключительно эпистолярное общение. Но в письмах они доверяли друг другу самое сокровенное: размышления о музыке и жизни, признания, сомнения, радости и горести. В спектакле они были на одной сцене, тоже параллельно друг другу, не сходясь.

Их переписка длилась 13 лет и составила около 1200 писем, большая часть которых находится в Музее Чайковского в Клину.

Как настоящая энциклопедия, эти письма отразили русскую жизнь конца XIX века. Они были переведены на многие языки и издавались в разных странах.

Надежда Филаретовна фон Мекк была вдовой железнодорожного магната Карла фон Мекка, матерью 18 детей (семеро умерли в младенчестве). В своё время она познала нужду, после смерти мужа на неё пало огромное состояние с его непомерными заботами, а также самозабвенное служение своей большой семье. Её единственной отдушиной была музыка, к которой у неё было особое чувство. Также она была сильно впечатлена деятельностью «последнего европейского мецената» — короля Баварии Людвига II и сама стала служить покровительницей искусств.

Благодаря Надежде Чайковский смог оставить преподавание и полностью посвятить себя написанию гениальной музыки. Его содержание составляло 6 000 рублей в год. Для сравнения доход министра в то время составлял 2 000 рублей. В знак признательности Чайковский посвятил 4-ю симфонию Надежде Филаретовне. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал на титульном листе партитуры: «Посвящается моему лучшему другу».

Эта история была представлена нам в камерном формате, в мягком точечном свете, в обрамлении проникновенной музыки, трепетно, интеллигентно и одухотворённо благодаря чутким исполнителям. Мы расходились окрылённые касанием выдающейся страницы мировой культуры.

Автор исценировки — Елена Литвинская-Ерофеева, режиссёр — Светлана Кузянина, художник по костюмам — Елена Баркова. Кстати, платье Вероники было выполнено с исторической точностью, что способствовало особому погружению в belle époque. У «Сцены 23» всё безупречно!

Концерт предваряла экскурсия по Музею Чайковского в Москве. Гостями были культурная публика столицы, впитывающая каждое слово экскурсовода.

В этом здании — доме Веригиной на Кудринской площади — композитор прожил с сентября 1872 по ноябрь 1873 года. Всего в Москве Пётр Ильич прожил 12 лет: с 1866 по 1878 год, не имея постоянного жилья и сменив восемь адресов. Сохранился лишь этот.

Примечательно, что здание, каким мы видим его сейчас, представляет из себя два соединённых флигеля городской усадьбы. Там, где сейчас центральный вход, был проезд для лошадей. Стилизованная люстра висит там, где было небо. Верхний уровень здания был достроен в современное время, как раз там располагается концертный зал.

Чайковский занимал в доме три комнаты. Здесь он работал над Второй симфонией, а также над «Снегурочкой» по сказке А.Н. Островского. Окна квартиры композитора выходили на Кудринскую площадь (на нынешнюю высотку). Чайковский обозначал свой адрес так: «В доме Козакова на Кудринской площади против фонтана у мучной лавки».

В 2000 году в здании была произведена реконструкция, музей открылся в 2007 году как филиал Музея Музыки. С 2014 года в музее функционирует постоянная экспозиция «Чайковский и мир», созданная в преддверии 175-летия композитора.

Основу музейной экспозиции составляют подлинные материалы: исторические документы, личные вещи, фотографии П.И. Чайковского, его коллег, друзей и членов семьи, гравюры, литографии, графика, автографы Петра Ильича, партитуры его выдающихся работ.

В пространстве постоянной экспозиции звучат аудиофрагменты инструментальных произведений Чайковского, транслируются отрывки его переписки с Н.Ф. фон Мекк и его цитаты.

Погружение в страницы жизни великого композитора помогает нам глубже слышать его музыку, осознавать страсть и драматизм его произведений и развивать художественный вкус и эмпатию, в целом.

После спектакля мы вдумчиво прошлись по уже опустевшим залам музея, переосмысливая многие моменты. Благодарим Театральный салон «Сцена 23» за выбор исторических площадок для своих мероприятий, культурную миссию, в целом, и, конечно, за приглашение!

Фото и репортаж: Вера Ужва
Рассказываем о Театральном Салоне «Сцена 23»:
Презентация салона в «Школе современной пьесы»
Финал премии «Женщины России» 2024 года
«Что нужно для чуда?»: «Сцена 23» в усадьбе Васильчиковых
Презентация мультфильма «Рождественская звезда»
По коридорам МХТ в «Пошаблим?»
Спец-проект: Аудиогид «Кино на ладони» к 1000-летию Суздаля
Открытие сезона лекцией «Пушкин и театр»
Станиславский на Дне Рождения салона
Балет «Щелкунчик»
Моноспектакль Елены Захаровой
GreenWord.ru в Vk, Instagram, Telegram / Verauzhva.com