Мир русского театра в контексте Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров
В преддверии Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, который прошёл в Москве с 8 по 12 декабря 2022 года, мы посетили интереснейшее мероприятие: комбо-экскурсию «СуперМенеджеры. Московские истории Российского театра и театрального менеджмента» по музею-театру «Булгаковский дом», театральной Москве и Театру имени Вахтангова. Данный фестиваль позиционируется как самый масштабный некоммерческий образовательный форум для театральных продюсеров. Он объединяет театральных менеджеров со всей страны, демонстрирует лучшие театральные практики, выявляет актуальные проблемы, ищет пути их решения, разыгрывает Вахтанговскую денежную премию. В проекте участвуют 300 театров, 61 субъект РФ, 535 театральных менеджеров оффлайн, 17000 театральных менеджеров онлайн. Руководитель фестиваля — директор Театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крок. Для нас честь освещать такое событие и иметь возможность заглянуть за кулисы театрального мира.
Музей Булгакова
На ресепшене музея Булгакова нас встречает Марс Мансурович, как будто сошедший со страниц Булгаковских романов. «Булгаковский дом» был основан в 2004 году энтузиастами и меценатами, поклонниками творчества писателя. Он располагается по легендарному адресу Большая Садовая, 10, где Булгаков сам жил в соседнем подъезде и где располагалась та самая «нехорошая квартира».
И конечно, нас встречает безмятежный шикарный кот Бегемот. Ещё в 2005 году в Булгаковском доме появился мохнатый житель — большой кот Бегемот простой породы, он стал любимым персонажем этого музея. Нынешнему Бегемоту, или как его ласково называют работники музея Мотя, всего 4 года, он изысканной породы мейн-кун. Опять же от него все в восторге, а он и усом на нас не шевелит, лишь по-королевски позволяет себя фотографировать, конечно, после посещения буфета.
Приехав по ошибке на час раньше, мы имеем возможность познакомиться и попить кофею с конфетами с исполнительным директором музея-театра «Булгаковский дом» Скляровой Натальей. Она очень приятная, доброжелательная дама, член Союза театральных деятелей РФ, советник по культуре главы управы Пресненского района.
Вопреки заявленному в программе того дня, журналисты получают бонус-экскурсию по музею Булгакова. А как могло быть по-другому? Наталья представляет их сотрудника Алексея Беклемишева. Он член союза писателей, актёр, театральный режиссёр, драматург, московский экскурсовод, постоянный участник рубрики «Любовь» в программе «Доброе утро» на Первом канале. Он знает столько всего о мире и истории театра, что очевидно, он буквально живёт этим.
В театральной манере он сыпал нам историями о Булгакове и этом доме, демонстрируя глубокую осведомлённость. Я фиксировала некоторые факты в тетради. Помещение, в котором мы находились, это бывший ЖЭК. Булгаков прожил в этом доме со своей второй женой Татьяной Лаппой худшие годы своей творческой жизни, когда был в опале (1921-1924 годы), получил здесь московскую прописку. Прототипом Маргариты послужила третья жена Булгакова — Елена Сергеевна. Прообразом Воланда послужил посол США Уильям Буллит. Сеанс чёрной магии в романе «Мастер и Маргарита» проводился в чистый четверг, не смотря на что в театре собралась толпа народа: «Дьявол в головах людей». Сталин посмотрел «Дни Турбиных» 18 раз несмотря на то, что со сцены произносились строки «Боже царя храни!». И многое-многое другое. Лекции Алексея Беклемишева я бы слушала и переслушивала бы.
Мы попадаем в секретную комнату этого музея. Комната утопает во флюоресцентном свете, на стенах мерцают фантазийные картины на булгаковские темы и светится посмертная маска мастера.
Вход в секретную комнату через печь, выход через книжный шкаф. Мистификация, как мы любим у Булгакова. Вспоминается музей Булгакова в Киеве на Андреевском спуске, где так же есть секретные переходы и другие сюрпризы. В кадре балерина Большого театра Анна Русских, которая организовывала для нашего сообщества экскурсию по Большому театру.
В музее находится много вещей, связанных с биографией Булгакова и его творчеством, а также множество нетривиальных объектов. Допустим, в коридоре на полу возлегает голова, которую нашли в подвале этого дома. Предполагается, что это голова от скульптуры миллионера Ильи Пигита, владельца табачной фабрики «Дукат», по заказу которого между 1902 и 1905 годами был построен этот доходный дом. Но неудивительно, что эта голова вызывает ассоциации с бедным Берлиозом, чью голову отрубил трамвай в начале знаменитого романа. И как будто он похож на этого героя.
Автобусная театральная экскурсия
В 2009 году «Булгаковский дом» обзавёлся автобусом 302-бис, стилизованным под трамвай на резиновом ходу булгаковских времён. На нём проводят автобусные экскурсии по Булгаковским местам, он регулярно дежурит у метро Пушкинская и пользуется большой популярностью. Мы отправились на этом стильном транспорте на автобусную экскурсию от «Булгаковского дома» в переулки Арбата к Театру имени Вахтангова.
В автобусе Андрей Беклемишев провёл для нас головокружительную экскурсию об истории устроения московских театров, об известных персоналиях, о самых разных пересечениях. Он сыпал историями, байками, легендами, курьёзами и фактами, нанизывая одно на другое и переплетая места и знаменитостей. К Алексею однозначно надо на экскурсии, особенно на «Театральные кулуары Москвы» и, конечно, «По местам Мастера и Маргариты».
Наша автобусная экскурсия не даром началась на Триумфальной площади, которая является буквально скоплением легендарных театральных заведений. Это театр Сатиры (бывший Московский конный цирк), театр Моссовета (первый в мире театр рабочих), первый театр-варьете в Москве «Альказар», первая студия МХТ, театр Эстрады, первое помещение театра «Современник», театр «Буфф-миниатюр», на месте которого сейчас концертный зал имени Чайковского, сад «Аквариум», бывший сад «Чикаго».Фото март 2022
Алексей сыпал знаменитыми именами, как будто это были его друзья: Миронов, к которому, когда тот был на вершине славы, в гости через Ширвинда пришёл Смоктуновский,и спросил: «Как сложилась Ваша судьба, Андрюша?»; Раневская, которая курила голая в гримёрке; адвокат-антрепренёр Фёдор Корш, который создал первый частный театр в России, лучший на тот момент, где по утрам играли простые спектакли, а по вечерам классику, ублажая разные слои населения; Олежка Ефремов, который дружил с пасынком Булгакова от третьей жены; Золотухин, который много лет продавал книги в театре на Таганке; Табаков, который после выхода на экраны «17 мгновений весны» получил письмо с благодарностями от семьи бригадефюрера Шелленберга; Станиславский, который учился у Станиславского, потому что его настоящая фамилия была Алексеев, и он взял псевдоним в честь уважаемого им артиста оперы Большого театра, потому что его отец, родственник Мамонтова и Третьяковых, не одобрял его театральной деятельности (об этом в его книге «Моя жизнь в искусстве»); Савва Морозов, который боготворил русский психологический театр; Марк Захаров, который хотел ставить «Слово о полку Игореве», обратился за либретто к Вознесенскому, а тот предложил ему свою поэму «Авось!», в которую Марк мгновенно влюбился и создал визитную карточку «Ленкома» «Юнона и Авось», в которой изначально должен был играть Миронов, а Пьер Карден спас «Юнону», когда будучи проездом в Москве на Неделе Моды волею судеб попал на секретный предварительный показ и пригласил всю труппу в Париж за свои деньги, и КГБ с Министерством культуры не смогли ему отказать; Высоцкий, у которого уникальная психофизика и который умудрился сыграть Гамлета с гитарой, и многое-многое другое.В театре Сатиры, фото март 2022
Корш возглавил Русский драматический театр, бывший Пушкинский театр, и выбрал для него здание в Газетном, ныне Камергерском переулке, где сейчас располагается МХТ имени Чехова. Вскоре он получил новое здание для театра в Богословском (ныне Петровском) переулке, а промышленник Бахрушин выделил огромную сумму на строительство театра, в котором теперь располагается Театр Наций в русском стиле. Театр Наций, фото февраль 2021.
И как раз театр «Булгаковский дом», так же являясь частным театром, идёт дорогой Корша, сохраняя великое наследие. Кроме того, в начале этого года театр выиграл грант мэра Москвы «Творческая Москва» с проектом социализации средствами искусства детей с особенностями развития. Просветительская деятельность, особенно в таком деликатном сегменте общества — достойная задача! В театре Булгакова, фото январь 2019
Мы ехали по Тверской, бывшей улице Горького, и вспоминали, что все областные театры носили и зачастую до сих пор носят имя этого писателя. А когда в 1902 году в МХТ впервые (с триумфом) ставили «На дне», актёры ездили в Нижний Новгород изучать ночлежки, а изначальное название этой пьесы было «Без Солнца». Доходный дом Товарищества «А. Бахрушин и сыновья», ул. Тверская, 12, стр. 1, фото март 2019
На Пушкинской, бывшей Страстной площади мы вспомнили, что Пушкин, опустив голову, смотрит на уже исчезнувший женский Страстной монастырь. Есть история про то, как Александру Вертинскому, который жил поблизости и, поговаривают, баловался кокаином, однажды привиделся Пушкин, идущий по площади, садящийся в трамвай и расплачивающийся старыми деньгами, а когда ему было уже 60 лет, он увидел, как Пушкина двигали на другую сторону площади (памятник переносили). Ещё вспоминали сцену пикника из фильма "Москва слезам не верит". Оказывается, в ней снимались выдающиеся друзья режиссёра Владимира Меньшова: МХАТовский актёр Дмитрий Попов, актёр, режиссёр и сценарист Геннадий Ялович, философ-писатель Альфред Солянов, сценарист и режиссёр Александр Бородянский и сам Меньшов. Киномир так же можно изучать бесконечно!Фото февраль 2021
Неподалёку минули дом Герцена на Тверском бульваре, 25, в котором Булгаков разместил «Дом Грибоедова», где располагалось вымышленное литературное объединение МАССОЛИТ с рестораном «Грибоедов». Алексей привлёк наше внимание к следующему пересечению. Вахтёршу в «Грибоедове» звали Софья Павловна, и так звали одну из центральных героинь комедии «Горе от ума» Грибоедова — Софья Павловна Фамусова. Вот так герои могу перемещаться по книгам. А знаете, какой самый короткий сценарий в истории кино? Его длина всего 10 секунд, но он содержит элементы комедии, драмы, мелодрамы, сквозной истории. Его придумал итальянский писатель Тонино Гуэрра в споре с Федерико Феллини: «Женщина смотрит телевизор. На экране — трансляция старта ракеты. Идет обратный отсчет: 10... 9... 8... 7... 6... 5... 4... Мы видим её лицо, на котором отражается буря переживаний. На последних секундах она берёт телефон, набирает номер и со стартом ракеты говорит в трубку: «Приезжай! Он улетел...».Фото март 2021 из публикации Москва Михаила Булгакова с Мостурфлотом.
Оказывается, МХТ начинался в саду «Эрмитаж», а перед его открытием Станиславский так волновался, что танцевал за кулисами и его отправили прилечь отдохнуть. Первый электрический фонарь в Москве горел перед театром Эрмитаж»: если горит, значит, будет спектакль. На первой постановке МХТа — «Царь Фёдор Иоаннович» — зал аплодировал до начала спектакля, настолько был поражён декорациями художника Симонова, изображающими Ростовский Кремль. А пауза перед финальными аплодисментами, означает триумф: публика замирает в восторге. Фото Евгения Носова для проекта "Парки Москвы", публикация Зелёная Москва: культурный Сад Эрмитаж, 2011 год.
Театральный менеджмент — это настолько сложный и тонкий процесс, охватывающий множество сфер и зависящий от множества факторов. И важно осознавать, что театральный менеджмент — это изнанка, невидимая зрителю, но это процесс номер один для всего театрального действия. Тем для подобных беседы настолько много, что впору вводить цикл лекций, или вот да! — запускать фестиваль о театральном менеджменте. «Часы измеряют передвижения, а не время», сказал Набоков. В нашей 40-минутной поездке (или больше, или меньше, не уследишь) мы летали по истории театра, как в кругосветном путешествии, но не линейно, а в феерии фейерверка. Восторженно экспрессивный Алексей Беклемишев, истинный проводник, со слезами на глазах вспоминал, как на Ваганьковском кладбище он читал стихи на могиле Есенина, к нему подошёл мужчина со словами в стиле Воланда «Я — профессор», и это был сын Есенина. И у меня тоже выступили слёзы, а от невероятно интересных театральных историй кружилась голова. МХАТ имени Горького, фото сентябрь 2018
Театр имени Вахтангова
В таком невероятном настроении мы подъехали к Старому Арбату, в Калошин переулок. Оставили там стилизованный литературный автобус и отправились в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова на последний яркий этап мероприятия того дня. По-другому я назвала это «В гости к Принцессе Турандот», потому что невероятно люблю творчество скульптора Александра Бурганова.
Театр Вахтангова был образован в 1913 году как Студенческая драматическая студия, затем он значился 3-й студией Московского Художественного театра и был открыт спектаклем «Чудо святого Антония». Имя основателя и первого руководителя Евгения Вахтангова получил в 1926 году.
Программа мероприятия предполагала чаепитие с директором театра Кириллом Кроком, но в то утро он в срочном порядке улетел во Владикавказ на родину Вахтангова, где в настоящее время открывается дом-музей в его честь. В замен для нас проводила экскурсию по театру редактор и SMM-специалист благородная Дарья Хаустова.
Наша экскурсия началась в фойе, где выставлены костюмы и реквизит самых знаковых вахтанговских спектаклей. Топ-5 спектаклей в истории Театра имени Вахтангова по мнению Кирилла Крока: «Принцесса Турандот» (негласный символ театра), «Господа Глембаи» югославского режиссёра Мирослава Беловича, одна из самых масштабных постановок «Антоний и Клеопатра», «Мещанин во дворянстве» по Мольеру с Владимиром Этушем, «Улыбнись нам, Господи» с Маковецким, Сухоруковым и Князевым (информация с портала www.culture.ru).
Мы обратили отдельное внимание на витрину в фойе с артефактами, найденными при строительстве Новой сцены Театра Вахтангова.
Затем мы перешли в «Арт-кафе», и это не просто кафе, это новая сценическая площадка театра на месте бывших подсобок. Она предназначена для проведения творческих вечеров, поэтических чтений, выступлений оркестра Вахтанговского театра, сольных концертов и представлений приглашенных мастеров различных исполнительских жанров (по данным с сайта театра). Дарья отметила, что ещё Михаил Ульянов, корифей Вахтанговского театра, говорил о необходимости камерного пространства для театра. И в 2016 году оно открылось. Оно, как и многие другие помещения театра, оформлено главным художником Вахтанговского театра, заслуженным художником РФ Максимом Обрезковым.
Бывший особняк Берга, владельца уральских приисков, на Арбате, 26, Вахтанговская студия занимала с самого основания. 24 июля 1941 года здание было разбомблено, уцелела одна лишь лестница. Новое здание на этом месте было построено в 1946-1947 годах по проекту академика архитектуры Павла Абросимова. Лестницы и многие другие архитектурные элементы являются репликами оригинальных. Прекрасный классический стиль, строгие линии, сдержанные декоративные элементы!
Шикарное зрительское фойе представляет собой выставочное пространство, посвящённое прославленным деятелям этого театра: Михаил Ульянов, Рубен и Евгений Симоновы и многие другие. «Кагорта дружбы» — так называл вахтанговцов Булгаков. В данный момент там проходит выставка, посвящённая 95-летию со дня рождения Ульянова. Кто только ни бывал в этом фойе, включая Юрия Гагарина!
Грандиозные люстры являются украшениями пролётов лестницы. Как отметила наша экскурсовод, про эти люстры говорят, что "их все помнят, они там были всегда». Но на самом деле они являются реконструкцией 2010 года авторства того же художника театра, и он мастерски интегрировал их в убранство театра.
На уровне бельэтажа находится музей, в котором, вероятно, оказываются не все гости театра. Поднимаются ли сюда зрители портера? Экспозиция музея посвящена творческой деятельности Бориса Щукина, Михаила Ульянова и Бориса Захавы. Представлено много подлинных вещей. На фото стол и личные вещи из домашнего кабинета М.А.Ульянова, народного артиста, лауреата гос.премий, одного из художественных руководителей театра.
На Ульяновской стене представлена коллекция оружия, которое артист получал в качестве подарков.
В витрине костюм Бориса Щукина, имя которого носит театральный институт при театре Вахтангова, для роли Тартальи в спектакле «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова 1922 года.
Среди личных вещей Щукина личная кепка Владимира Ленина, подаренная артисту Надеждой Крупской для съёмок в фильме «Ленин в октябре».
В экспозиционном пространстве музея проходит временная выставка, посвящённая Владимиру Этушу. В витрине выставлены его костюмы к разным постановкам: роль Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон», роль Софьи Ивановны в спектакле «Бенефис», роль Людовика Мерикура в спектакле «Будьте здоровы», роль Бригеллы в спектакле «Принцесса Турандот». Благодаря всем этим предметам мы буквально касаемся великой истории русского театра.
В 2011 году к 90-летию театра был поставлен спектакль «Пристань» по замыслу Римаса Туминаса как дань уважения актёрам, посвятившим всю жизнь одному этому театру. В этом спектакле-бенефисе, сыгранном 154 раза, на сцену вышли ведущие артисты старшего поколения: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Галина Коновалова, Ирина Купченко, Евгений Князев, Э. де Филиппо и другие. Каждый со своей историей, со своей исповедью. Чередование фрагментов в «Пристани» происходило подобно приливам и отливам. Как дань памяти легендарному спектаклю в театре было открыто новое музейное пространство — экспозиционный зал «Пристань».
В экспозиции представлены фотографии артистов на сцене и на репетициях, их костюмы и бутафория. Особую ценность коллекции составляют личные вещи, переданные родными великих ушедших артистов.
С балкона этого зала мы бросаем взгляд на искусные люстры зрительского фойе, в котором мы уже побывали.
Мы завершаем экскурсию в Вахтанговском буфете. В XX веке буфет 50 лет обслуживал знаменитый ресторан «Прага», который располагается недалеко на Старом Арбате. Блюда в буфет поднимали на специальном подъёмнике. В 1993 году Пётр Фоменко предложил использовать это помещение как сценическую площадку: «Мы артисты, наше место в буфете». Первым делом здесь поставили "Без вины виноватые» по Островскому, барная стойка стала подмостками, буфет — элементами декораций, стены были украшены разноцветными тканями. Позже здесь играли «Милый лжец» с Василием Лановым и Юлией Борисовой, «Жизнь есть сон» с молодыми Нонной Гришаевой, Анной Дубровской, Павлом Сафоновым, «Чайка» с Юрием Яковлевым, Вячеславом Шалевичем, Людмилой Максаковой, Сергеем Маковецким и многие другие постановки. На стенах коллажи с памятными фотографиями об этих спектаклях. В 2005 году спектакли перенесли на открывшуюся Новую сцену, это пространство стало репетиционным. В этом году исторический буфет восстановил свои прямые функции по идее Кирилла Крока, дизайн-проект разрабатывал опять же Максим Обрезков.
В этом элегантном затемнённом зале мы задавали Дарье Хаустовой финальные вопросы. Почему фестиваль театральных менеджеров именно Вахтанговский? В 2021 году театра праздновал своё 100-летие, проводилась комплексная кампания празднования, в рамках которых была предложена идея этого фестиваля. Ведь такая заслуженная история театра предполагает возможность обучать, делиться опытом. Фестиваль не только столичный, но и региональный, не только академический, но и современный.
У всех театров задача одна — зритель, и это их всех объединяет. А блогеров Москвы объединяет любовь к искусству, широкий интерес к культуре и культурным пространствам и стремление собирать и передавать знания и опыт. Мы вместе делаем благое дело! © Михаил Брацило
Благодарим за приглашение Наталью Памсик и сообщество «Москва Люблю»!
Фото и рассказ: Вера Ужва
По теме:
Экскурсия по Большому театру
Закулисье Театра кукол имени Образцова
Музей уникальных кукол в Москве
Презентация театрального салона «Сцена23» в «Школе современной пьесы»