Закулисье Театра кукол имени Образцова
В 2021 году исполняется 90 лет крупнейшему в мире Театру кукол имени Сергея Образцова. В рамках подготовки к празднованию этой даты, а также в преддверии Дня Кукольника, который празднуется 21 марта, мы посетили экскурсию по закулисью великого театра. Группа взрослых, детей, блогеров и журналистов собрались около здания театра под знаменитыми часами и вскоре погрузились внутрь, разбившись на три тематические подгруппы. Сегодня театр кукол открывается для нас во всей полноте!
Театр кукол был основан в 1931 году, и Сергей Образцов был сразу приглашён на должность руководителя. Сначала театр не имел своего помещения, они ютились в маленькой комнате с громким названием Центральным дом художественного воспитания детей. Весь коллектив состоял из 10-12 человек. В 1936 году ему выделили помещение на Триумфальной площади, а на Садовое кольцо театр перебрался в 1970 году. Во время ВОВ театр дал более 300 выступлений по всему фронту силами 16 фронтовых бригад. Имя Образцова театр получил после смерти руководителя в 1992 году.
Тогда же в 70-м главный фасад был украшен уникальными часами. Их создатель - Вениамин Кальмансон, конструктор из Художественного фонда РСФСР. Он собственноручно выполнил всю конструкторскую работу. Часы имеют три метра в ширину и четыре в высоту, их механизм занимает целую комнату. Каждый час открывается домик, соответствующий времени, из него появляется сказочный персонаж, танцующий под музыку народной песни «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Никиты Богословского. Во все времена жители и гости города стремятся сюда в полдень, чтобы увидеть, как открываются сразу все домики. Также они появляются все вместе в полночь.
«Кукла - это всегда чудо», услышала я по пути к двери с надписью «Служебный ход», которая в тот день перед нами открылась. Нашу группу вёл Гордей Салтыков, хранитель театрального музея.
Театр Образцова сегодня - это слаженный коллектив из 250 мастеров своего дела. В репертуаре около 40 детских и взрослых постановок, которые реализуют от двух до десятков актёров, с многоплановыми декорациями, куклами самых разных систем, профессиональным светом и звуком. Подготовка постановки занимает примерно год. Таковы ориентировочные этапы: идея, обсуждение, пьеса, читка, эскизы, мастерские, временные куклы из картона, декорации, репетиции. При этом уже после выпуска спектакля в него могут вноситься изменения и коррективы. Театр - это живой процесс! Нога Гулливера в одном из коридоров поражает экскурсантов, но не многих снующих по театру работников.
На четвёртом этаже мы оказались в сердце театра - мемориальном кабинете Сергея Образцова, в котором сохранились исторические интерьеры. Светлое, просторное помещение со множеством окон и как будто остановившейся историей. Изначально директору выделили кабинет на третьем административном этаже. Но Сергей пожелал находиться как можно ближе к мастерским художников, к которым он всегда направлялся в начале рабочего дня. Себя он считал именно художником, так и писал о себе в анкетах. В своё время он не доучился в ВХУТЕМАСе.
Он хотел украсить весь новый театр антикварной мебелью. В его кабинете её собралось немало. Простые и известные люди постоянно преподносили Образцову подарки. Многие сохранились в этом кабинете. Гордей говорит о нём как о фигуре притяжения, и это действительно можно легко ощутить в стенах этого театра.
Представляем, как молодые актёры приходили на прослушивания в этот кабинет, а на этих стульях сидели именитые артисты во главе с Образцовым и оценивали их презентации.
Мы тем временем перемещаемся в декорационный цех. Здесь рождаются куклы и строятся декорации. Герои «Чиполлино» готовятся к премьере. В репетициях участвуют и недоделанные куклы, как только они приняли своё основное очертание.
Для главного режиссёра Бориса Константинова это самое любимое место в театре. Здесь можно видеть «момент зарождения», признаётся он. Борис завидует мастерам, называет их образцовыми, «что бы они ни делали». Они пропускают через себя придуманное, создают будущих актёров, а «станки пилят и строгают». «Наш жанр - это визуальное искусство». И можно точно заявить, что представления в театре Образцова обладают высоким эстетическим градусом.
В одном из закутков встречаем другие части Гулливера, эта экскурсия уже похожа на некий квест. Оказывается, Образцов мечтал создать на территории театра уникальный сад с животными и птицами, построить высокую башню-голубятню, устроить фонтаны-шутихи. В 80-е годы этот проект был частично реализован. К зданию была построено круглая пристройка, теперь там размещается третья сцена. Сад украшает фонтан, вокруг которого в День защиты детей проводятся праздники. Однозначно, театр Образцова - это прекрасное и объёмное явление культуры.
Мы ходим коридорами, этажами, встречаем удивительную люстру, освещающую рабочую лестницу. Она принадлежала сыну Образцова, и в старом здании на Маяковке её части висели не друг над другом, а рядом.
Фойе Малой сцены украшают копии эскизов разных постановок театра.
И вот три группы экскурсантов попадают на эксклюзив: репетицию нового спектакля «Чиполлино». Обычные экскурсии по театру не включают в себя этот этап. «Девочки, тазика здесь нет», раздаётся голос режиссёра-постановщика Екатерины Образцовой, внучки Сергея Владимировича. Какое удовольствие видеть, как отрабатывается новая яркая сказка с вечно актуальными социальными темами.
А ещё интереснее заглянуть за реальное закулисье и увидеть механику процесса. Здесь видишь многоаспектную профессиональную и слаженную работу одновременно многих людей. Изначальный механизм сцены был закуплен в ГДР, и в театре проживали два немецких инженера, обслуживающих этот механизм.
Единственный в России музей кукол возник сам собою уже в 1937 году, ещё в старом здании. До этого там располагался Реалистический театр Николая Охлопкова. Кукольному театру не нужен был балкон, и на нём организовали выставку кукол. А их театру дарили много, коллекция росла. Балкона стало вскоре не хватать, появились витрины. И в новом театре музею было отведено отдельное место. Сейчас в музее выставлено столько кукол, чтобы это выглядело визуально гармонично. Остальные ждут своей экспозиции в запаснике.
В книге «По ступенькам памяти» Сергей Образцов рассказывает о своей первой детской кукле, которую ему подарила мама на пятый день рождения. Её звали Би-ба-бо, позже он ласково называл её Бибабошкой. Это была самая заурядная пальчиковая кукла. А его карьера кукольника началась так. Во время его учёбы во ВХУТЕМАСе студенты в поиске заработка сделали кукол и хотели их продать. Это у них не получилось, куклы остались у Образцова. И случайно в процессе учебной работы над романсом Чайковского «Средь шумного бала» он обнаружил, что через куклу он может сделать значительно больше, проигрывать целые роли. Его первым артистом стал негритёнок, который не сохранился: у Сергея его украли. А вот с этой парочкой Образцов развил новый театральный жанр: «пародийные романсы с куклой». Так его любовь - перчаточные куклы - стала началом пути великого кукольника.
Музей являет собой галерею спектаклей театра. Здесь собраны куклы, которые уже не играют на сцене. Кстати, многие куклы выполнены в сходстве с актёрами, которые их играли. Так можно увидеть кукол с лицом Зиновия Гердта (он работал в театре 37 лет, сыграл конферансье в «Необыкновенном концерте» 5,5 тысяч раз на 24 языках мира), Михаила Боярского (он озвучивал Дон Жуана).
Кроме того, инсталляция призвана показать музей мирового театра. Это был концепт самого Образцова, который считал себя продолжателем многовековых кукольных традиций. Театр кукол древний, как сама история человечества, намного древнее драматического театра. Используя куклы, во все времена и во всех культурах люди общаются с неведомым, проводят ритуалы. Например, индийский театр теней является сакральным театром, повествующим о божественных играх. Изначально куклы - это совсем не детская забава.
Народный кукольный театр существует уже много столетий. Он был основан на сказаниях того или иного народа. Бродячие кукольники показывали представления по всей Европе, начиная со Средневековья. А Сергей Образцов был по сути создателей профессионального кукольного театра, когда для спектакля специально пишется пьеса, под него создаются куклы. В 30-е годы театр колесил со спектаклями по московским дворам, затем ещё до войны театр объехал весь Советский Союз, от Средней Азии до Хабаровска. После ВОВ театр отправился в триумфальные гастроли по всему миру. Профессиональная театральная труппа поражала публику, журналистов и искусствоведов по всему миру. В результате во многих странах начали появляться вдохновлённые последователи, начали создаваться театры кукол.
Ещё в музее мы видели копию домашнего кукольного театра царской семьи, который обнаружили в Александровском дворце после того, как семья покинула его. Интересное переплетение истории и культуры.
Покидаем музей и ещё немного прогуливаемся по этажам театра. Повсюду встречаем множество интересных тематических деталей. В пролёте лестницы гостей встречают фантазийные часы. Это дипломная работа студентки Раисы Щепарёвой. Обратите внимание на ладонь с шариком на указательном пальце внизу часов. Это знаменитая эмблема театра.
На верхнем пролёте широкой лестницы нас встречает диковинная механическая кукла-дама в стиле классики и стим-панка. Ощущение разноликой сказки здесь повсюду.
Екатерина Образцова даёт небольшое интервью в фойе основной сцены. Она упоминает магическую связь между куклой и кукольником, хотя подчёркивает, что её дед отрицал магию. Также оказывается, что у него был идеальный слух и великолепный тенор, и он работал певцом в театре Немировича-Данченко. А вообще, он жил искусством, и первый раз поехал отдыхать в 80 лет в Крым. «Я отдыхаю в театре», говорил он до этого. Сама Екатерина поставила в театре уже 12 постановок, первой была «Пиковая дама».
Также около фотографий знаменитых артистов театра даёт интервью Ольга Шестерикова, кукловод и актриса. Она рассказывает, что тростевыми куклами управлять очень тяжело, рука затекает. Но если поддерживать локоть, то жизнь из кукол утекает. За этим тщательно следил Сергей Образцов на репетициях и выступлениях. Ей самой пришлось покинуть работу кукловода из-за проблем с позвоночником. Такой вот производственный травматизм, о котором зрители совсем не догадываются. Искусство требует жертв? Теперь Ольга, заслуженный работник культуры РФ, заведует всем экскурсионным бюро, проводит очаровательные и увлечённые экскурсии. Она потрясающе продемонстрировала владение щипком - крохотной металлической пластинкой, которая кладётся в рот для создания пищащего голоса Петрушки.
По завершению экскурсионной программы юных и взрослых экскурсантов угощали свежими пирожками в буфете театра. Там же они имели возможность обмениваться впечатлениями. Куклы тоже, конечно, присутствовали в буфете.
И даже такие юные экскурсанты путешествовали по великому театру кукол в тот день. Молодец мама, которая изначально закладывает в ребёнка XXI века культурные основы.
Куклы в театре Образцова повсюду. Мы посещали театр перед Новым Годом и любовались на огромную ёлку, наряженную кукольными игрушками.
В те дни Дед Мороз и Снегурочка приветствовали юных зрителей в фойе театра. Они создавали праздничное настроение и готовили детей к переходу в сказку. Дед Мороз был настолько профессионально убедительным, что мой бесстрашный Сын затрепетал и не хотел приближаться. Китайский дракон на стене - самая большая кукла в театре. В начале 50-х годов труппа театра ездила в Китай ещё до культурной революции. Сергей Образцов был очень впечатлён увиденным, написал впоследствии книгу «Театр китайского народа». И тогда ему подарили этого настоящего дракона, традиционную китайскую куклу ритуального танца. Этот дракон висел в фойе и старого театра. (Тематическое интервью с московским создателем китайского дракона читайте на нашем сайте).
Перед Новым Годом мы смотрели спектакль «Волшебная лампа Алладина» - ему исполнилось 80 лет! Он был поставлен Образцовым в 1940 году. В нём впервые были использованы тростевые куклы. Позже они были усовершенствованы художником театра Борисом Тузлуковым и получили название «русские», став одними из самых популярных в мире. Руки тростевых кукол имеют сгибы и могут повторять большинство жестов кукловодов. Это очень красивый, нарядный спектакль. Одновременно минималистичные и шикарные декорации с восточными орнаментами создавали настоящее эстетическое удовольствие. Создавалось прекрасное ощущение Востока, дела тонкого.
Катарсисом спектакля было, конечно же, появление Джинна из бутылки! Огромная фигура поднялась метра на три в колдовском тёмно-красном освещении. Воздух развевал его просторные одежды, а низкий голос вещал из-под потолка. Он заворожил абсолютно всех присутствующих. И так он поднимался дважды за спектакль, производя неизменный эффект. «Волшебную лампу Алладина» стал первым взрослым спектаклем в театре. В то время считалось, что детям можно смотреть про любовь только с 16 лет. Сейчас у этого спектакля категория 6+. Времена меняются, куклы остаются.
Около театра на Садовой-Самотечной улице, 3, мы встречаем молодого Сергея Образцова. Памятник великому актёру, режиссёру, публицисту, театральному деятелю был установлен в 2006 году и приурочен к 105-летию со дня рождения мастера и 75-летию театра. В руках Сергей Образцов держит куклу Кармен из его любимого спектакля «Необыкновенный концерт», который вошёл в книгу рекордов Гиннесса как самое популярное представление: он был сыгран более 10 тысяч раз в более чем 90 странах мира. Из своих 90 лет жизни Сергей провёл с куклами 70, поставив более 70 спектаклей. Удивительные великие русские люди!
Спасибо за уникальное приглашение блогерское сообщество Москва-Люблю и Театр кукол Сергея Образцова. Соцсети театра: Facebook, ВКонтакте, Instagram и Youtube.
Фото и рассказ: Вера Ужва
Другие культурные приглашения сообщества Москва-Люблю на нашем сайте:
Камерный спектакль "Когда приходит праздник" в Театре Комикс
Фестиваль конструкторов в Эврика-парке для детей и взрослых
Цирковая драма "Пари над бездной" в Театре Мюзикла
Обзорная речная прогулка на верхней палубе River Lounge
Шедевры русского романса на теплоходе «Москва-88»
Невероятные "Пассажиры" от канадского театр-цирка "7 пальцев"
Романтичное конно-театральное шоу "Сон наяву"
Счастливый день Емели в зоотеатре Уголок Дедушки Дурова
Чудесные детские книги от издательства "МИФ Детство"
Прогулка по Москва-реке на яхте «Radisson Royal Moscow»