Цирковая драма "Пари над бездной" в Театре Мюзикла
И вновь мы отправляемся в Театр Мюзикла - на циркодраму "Пари над бездной". Любопытное понятие "циркодрама", не правда ли? Циркодрамой этот жанр называет художественный руководитель театра Михаил Швыдкой: "это человеческая история, рассказанная языком цирка". Нечто подобное мы видели в этом же театре в начале года, когда смотрели "Пассажиры" от канадского театр-цирка "7 пальцев" (наш репортаж). Там сюжет был символичный, философский. А в "Пари над бездной" имеется типичный любовный сюжет, на который нанизаны сильные эмоции и чувства. И выражены они невероятными акробатическими и эквилибристическими трюками.
В 70-е года ХХ века появился новый жанр театрального искусства - Cirque Nouveau, который работает по принципу "не только форма, но и содержание". Другими словами, смысловая составляющая тесно переплетена с исполнением высоко-техничных трюков. Животные в таких цирковых представлениях, соответственно, не участвуют. Кроме того, особое внимание уделяется так же свету, музыке и декорациям.
В этой постановке, новинке осеннего сезона 2019 года, декорациями служат 1700 метров тонких металлических труб, канаты, батут и гигантское зеркало, которое всё это отражает и нагромождает ещё плотнее, создавая объём бесконечности. Как мы поймём позднее, подобные многоуровневые декорации отражают семантику поисков смыслов, брожений и прыжков по судьбе.
В центре сюжета пара, которая в первые минуты представления ссорится и доходит почти до драки. При этом, они появляются перед зрителями невзначай: стоят и разговаривают перед сценой, а потом неожиданно взлетают на сцену - и понеслось. Они разбегаются по декорациям в разные стороны, и начинается эмоциональная цирковая драма. Герой встречает других женщин, очень разных по типажам и темпераментам. Рыжеволосая хрупкая девушка, до которой герой не дотягивает. Трагичная высокая блондинка, которая тянет за собой бесконечный хвост (канат) истории. Распутная брюнетка ему отдаётся, но вскоре его избивают её другие ухажёры. Его бывшая возлюбленная наблюдает за его похождениями. В какой-то момент он бросает монетку, чтобы определиться, с кем ему быть. Жребий указывает на блондинку, она уже готова отбросить наконец свой хвост-канат, но парень передумывает и пытается вернуть свою экс-пассию. Тогда вершится настоящая дуэль над бездной, когда герой с соперником перебрасывают друг другу статную красотку. Герой проигрывает - девушка уходит к брутальному атлету. И даже мулат-купидон не могут изменить этот конец. Да, настоящая любовная драма, достойная Шекспира. Но вы только представьте, что все события выражены языком тела, высоко тренированных, профессиональных тел. И полагаю, непростая задача для спортсменов ещё одновременно выражать драматические роли. Возможно, театральный критик нашёл бы здесь недочёты. Но мы зрители цирковой драмы, где более широкий спектр языков выражения. Главное, что вместе они создают органичную насыщенную картину.
Состав исполнителей включает в себя 14 спортсменов и одну певицу. Очень впечатлила акробатическая пара: Данил Калуцких и Валентин Четверкин. Данил - это "чугунная шея", рекордсмен Гинесса и победитель "Минуты славы", держал на своей голове человека, стоящего на одной руке. Олег Силутин вытворял нечто невообразимое на батуте, казалось его тело - каучуковый мячик. Ольга Морева очень нежно обтекала воздушное кольцо. Юлия Лазуто прекрасно работала на пилоне. Роковая Алёна Арямова обтекала конструкции и складывалась пополам, как змея. На батуте также скакала куколка Ирина Ткаченко. Главную роль исполнял Максим Бедрик, и вместе с Иваном Фомичёвым он перебрасывал эффектную Марию Болдырёву. Дух захватывало! И впервые я наблюдала магический трюк с кольцом сира, его исполнял Константин Шерстнёв: здесь как будто преодолевались физические границы.
Представление оказывало сильное воздействие на зрителей, доходило до полного изумления. Возможности тел этих спортсменов вызывали восторг. За этим виден постоянный упорный труд. Это вдохновляет и мотивирует. И все они работали без страховки! То есть у ребят крепкие не только тела, но и нервы. Поразительным зрелищем для меня были такие моменты, когда актриса совершает ряд переворотов через голову в прыжке, а остановившись, отбегает в сторону, даже не покачнувшись. Координация также требует развития и поддержания.
Хореографом-постановщиком является артист Государственного балета Берлина Александр Абдукаримов. Великолепная работа! В постановку внедрены множество мелких деталей, на которые нанизаны тонкие смыслы. Например, сцена, в которой герои трепетно передают и перебрасывают друг другу "волшебный огонёк", который как будто искра чуда и счастья, к которым все стремятся. И важно ещё раз подчеркнуть, что все акробатические и эквилибрические номера выражают бурные чувства и эмоции. Именно они помогают понимать сюжет, раскрывать глубины смыслов.
Таким образом, зритель погружается в знакомый всем и каждому мир страстей. Можно ли ожидать подобное от цирка? Кто хоть раз не переживал отчаяние, от которого хочется неистово стукаться о стены, как делал герой Олега Силутина о батут. Кто не ходил по тонкой линии без опоры в поисках выхода из эмоциональной ситуации. Я уверена, зритель встречает ассоциации со своими личными историями. Здесь и срабатывала театральная драматургия.
Световая партитура, разработанная именитым немцем Иоахимом Бартом, мастерски выделяла акценты драмы и настроений: таинственный флюоресцентный, воздушный синий, радостный жёлтый, драматичный красный. И свет не просто лился на сцену, а обтекал конструкции и костюмированных персонажей, создавая целый дополнительный объём для восприятия.
Для шоу "Пари над бездной" музыку писал молодой композитор Миша Мищенко, известный работами в стиле неоклассики. Он создал ряд произведений разного настроения под каждый эпизод сюжета. Был и минор, и рвущийся ритм, и фееричный мажор, и проникновенная мелодия. Многие зрители интересуются, где можно познакомиться с этим саундтреком ближе.
Эта зажигательная барышня была единственным живым голосом в "Пари над бездной". Выпускница Московской консерватории, участница телеконкурса «Большая опера» на канале «Культура» Юлия Яшкулова двигалась по тонким трубам в начале и конце шоу, внося своим сопрано оперную драматичность. В начале это создало эффект нагнетения, в конце - эффект говорящей судьбы. Примечательно, что для участия в этом шоу Юлии пришлось преодолевать страх высоты, чтобы это не отражалось на вокальном аппарате. В целом, её образ был своего рода изюминкой. А на поклонах она расшалилась и, возможно даже, вернула зрителей из углублённого состояния в Театр Мюзикла. Всё встало на свои места :)
Спасибо за приглашение ЖЖ-сообщество блогеров Москва-Люблю и Театр Мюзикла!
Фото и текст: Вера Ужва
Другие московские представления: Конно-театральное шоу "Сон наяву"; "Счастливый день Емели" в зоотеатре "Уголок Дедушки Дурова".