Транс-джаз от швейцарцев Hely в рамках "МузЭнерго"
26 сентября в Культурном Центре "Дом" (Москва) состоялся концерт швейцарской группы Hely в рамках фестиваля "МузЭнерго". То, что представили московской публике два молодых швейцарца, сложно поддаётся описанию. Они сами характеризуют свою музыку как транс-джаз. И как мы увидим, это был действительно невероятно погружающий, гипнотический джаз высокого уровня гениальности, где были мастерски переплетены пост-классика, минимализм, глубины, большие и малые скорости, эксперименты и космические ощущения.
Перед концертом выступил Юрий Льноградский, идейный вдохновитель и продюсер "МузЭнерго". Это глубоко и чётко видящий меломан, один из лучших авторов портала "Джаз.ру". Гордость берёт за своего соотечественника из наукограда Дубна, откуда "МузЭнерго" начал свою деятельность в 2007 году. "МузЭнерго" - это комплексный проект, энциклопедия актуальных течений. Это не просто фестиваль, это непрерывно перекатывающийся музыкальный ковчег. "Мы показываем людям тех, кто именно сегодня, здесь и сейчас меняет направление мировой культуры, предлагая, обозначая или закрепляя в сознании слушателя актуальные направления". С 2007 года они привезли в Россию более тысячи артистов из 45 стран, захватывая территории от Калининграда до Красноярска и от Новороссийска до Архангельска. Они возят настоящий, отборный андеграунд, делая праздники для меломанов нашей страны. Девиз "МузЭнерго": "Окажись в эпицентре музыкальной эволюции!" За ними хвостом ходить надо, это точно! Спасибо, Юрий, за Ваш труд!
Швейцарская группа Hely в сентябре 2019 года концертировала по 7 городам в разных регионах России. Надо отметить, это второй тур группы по нашей стране. В 2018 году их турне охватило 9 городов с громадным успехом у публики, которая открыта новому формату за пределом развлекательного клубного джаза. Hely - это искусный дуэт акустического фортепиано и ударных. Барабанщик Йонас Рутер и пианист Лука Фрис имеют опыт участия в проектах широкого диапазона жанров и поджанров. Свою совместную работу они называют "транс-джаз", за которым стоит гипнотическая ритмичная модель внутри стройного, магического потока сознания.
Они были такие разные. У барабанщика Йонаса Рутера внешность благородного эльфа, деликатного и лучистого. Такой была и его игра. Его музыка вызывала у меня ассоциации с мерцанием биолюминесцентного леса у воды и атмосферной стихией.
Он виртуозно расправлялся с поверхностями барабанной установки, извлекая чувственные переливы ритмов. Я не подозревала, что барабаны способны на такую мягкость чувств. Иногда он откладывал палочки и кисточки и начинал выстукивать пальцами. Это был шёпот, чёткий, хрустальный, мягко растворяющий всё и вся. Волшебство. Йонас нашёл большой отклик у меня в душе.
Лукка Фрис был бы похож на меланхоличного физика, если бы не его пальцы. Именно о таких говорят: пальцы пианиста. Изысканно техничные пальцы на первой фотографии публикации.
В его игре была художественная драматичность. Представлялся европейский ночной воздух. Что-то таинственное, что-то очень личное. Он качал головой или ногой в такт. И этот такт был прекрасный, изменчивый, интригующий. Рояль был его идеальным "космолётом".
А ещё он творил невообразимое! Он щекотал внутренности рояля, щупал их, мягко выстукивал. Это производило эффект мурашек. Не подозревала о таком способе обращения с инструментом. Как будто раскрываются его внутренние секреты, тонких, сильных и чувствительных форм и полостей. Любой согласится, что фоно - это проникновенный тактильный контакт. Иногда звуки были настолько точечными, почти цифровыми, что я не верила своим глазам: это рояль? Где спрятали ревербератор? Но никакая электроника и процессинг не использовались, все эффекты были чисто аналоговые, типа специальной перкуссии, приглушения звука руками, тряпок/объектов на струнах рояля и прочее.
Порой Лука настолько исчезал, что, казалось, сохранялась лишь вибрация. Трансцендентная. Тогда случался тот самый транс. Когда порой краешком сознания ещё понимаешь: это руки, это инструменты. А так летишь себе в безмыслии. Порой я терялась полностью, и это было здорово. Лучший эффект. Настоящее путешествие на край Земли посредством искусства. Этот музыкальный полёт даже вспоминать приятно.
Ребята гипнотизировали прежде всего себя, а потом полноценно нас, слушателей. Абсолютно гипнотический, нанизанный джаз с образами дальних планет. Пласты за пластами раскрывались в изысканном вихре, с налётом тайны звуков.
С другой стороны, когда качественно отправляешься в музыку, появляется ещё возможность подумать о своём. Медленно, ясно, разумно, в резонансе с фрактальными переплетениями звуков. Порой же тело отдыхало максимально качественно, расправлялись все складочки, происходило полное расслабление в музыкальной медитации. Уникальный опыт. Иммерсивный экспириенс, как теперь говорят.
Бывало, один солировал, бывало, другой, но больше вместе, в унисон или расходясь и дополняя. Звук был дивный, идеально выражавший их игру. Ей нужен был самый чистый и сонастроенный канал. Респект звукорежиссуре центра "Дом"!
Это был случай, когда встретились два гения, и так сказать, спелись. Идеально сыгрались. Ни один искушённый меломан не останется разочарованным таким концертом. При этом, в таком комфортном тематичном месте - "Дом", в интеллигентной, сопричастной компании. Каждый концерт гениальной музыки переводит нас на новый уровень, двигает нас дальше. Ощущение от этого концерта сохраняется надолго, как будто это была мистерия. "МузЭнерго", браво за выбор и представление! Высший класс.
Фото и текст: Вера Ужва