«Чувство снега» от Антикварного Цирка
26 ноября в культурном центре «Строгино» состоялась премьера спектакля «Чувство снега» от независимой театрально-цирковой компании «Антикварный цирк». Постановка погружает зрителя в историю малых северных народов, прозванных «Дети белого оленя». Этот цирк - россыпь пластичных номеров жонглёров, эквилибристов, клоунов и акробатов, создающих таинственную и мистическую атмосферу дальнего края. Мы были заворожены.
С первой сцены произошло погружение в этнический контекст, где при свете Луны из лодочки простые девочки шли со сбора лекарственных трав. Сразу стало очень уютно на душе от доброй картины. Впереди нас ждали оживлённые сказания, легенды и видения в символичном представлении пластичного танца.
Коллектив цирка - это студенты режиссёрского факультета ГИТИСа и студенты Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Румянцева (Карандаша), оттого не было ни оттенка самодеятельности, лишь искусные, просчитанные приёмы. Я смотрела спектакль «Пассажиры» в схожей манере от канадского театра-цирка «7 пальцев» и проводила достойные параллели.
История этого цирка уходит в начало ХХI века, когда команда художественного руководителя Елены Польди начали развивать «новый цирк» в России. Оторвавшись от привычного манежа, они выплеснулись на театральную сцену, на которой стали создавать визуально тонкое и мистическое пространство. По-другому, подобное действо можно называть физическим театром, где адаптируются разнообразные телодвижения с интеллектуальным театром в тонкой эмоциональной огранке.
У Антикварного цирка нет постоянной труппы: под каждый проект подбираются разные исполнители, характерные и мастерские для определённого контекста. История может рождаться в некоторой спонтанности, в смысле того, что она сама прокладывает себе формат выражения и акцентов.
Считаю важным показывать подобные телесные навыки 6-летнему Сыну, да и сама вдохновляюсь на углубление как минимум в йогу.
Каждый номер программы был неожиданным поворотом: «что же дальше?», «что сейчас будет?». Это держало острый интерес на протяжении всего часа. Надежда Безматерных, играющая с живой водой на сцене, как дух той самой стихии, заставила нас замирать.
«По ниточке, по ниточке ходить я не желаю, отныне я, отныне я, отныне я - живая». Помните песню со стихами Анатолия Зарубина? Оттуда же: «На сцене я жизнью живу настоящей, и светит в лицо мне оживляющий луч». Цирк, театр, музыка, поэзия - безвременные виды искусства, обогащающие всех участников.
Какой же цирк без клоуна? Разбавить завораживающие акробатические номера выходил Лесной Дядя в классическом свитере с оленями. Смешной добряк Роман Сарнацкий веселил юную публику, добавлял долю хулиганства и непосредственности. Мой Сын запомнил из спектакля прежде всего его игру на пиле, это было неожиданно и у нас перед самым носом.
Сюжет как таковой отсутствовал, но присутствовала продуманная линия удивления и впечатления зрителей. Артистам это очень удавалось! Анастасия Шайкина представляет стихийный танец Вьюги.
Разыгрывается акробатическая сцена охоты на диковинного оленя, разбавляя эмоциональность зрителей. Был он убит или не был - мы даже не смогли вспомнить позже, настолько ярко перед глазами стояла перевёрнутая поза охотницы с луком, который даже выстрелил!
Музыкальная составляющая была так хороша, что я тихонько запускала приложение для поиска музыки, чтобы сохранить для себя некоторые композиции. Тем более было приятно, когда заиграла мелодия Paul James & Mark Hawkins - Grownover, которую я открыла для себя буквально накануне. Исполнялись колыбельные народов мира, игровые песни, отрывки классической музыки, лёгкий джаз, шаманские напевы. Саундрек к этому представлению может вполне выйти в самостоятельный этнический релиз.
Алина Кучина и Тимур Шутько нас взбодрили весёлой акробатикой, требующей многих часов совместной отработки. С Сыном вспомнили, как я поднимала его маленького подобным образом, но до правой позы мы не добрались.
Световая работа Александра Романова дарила прекрасные эстетические картины. На тёмном фоне рождались художественные картины.
Екатерина Погребкова была основной ведуньей в «Чувстве снега», благородной и зрелой, хотя и юной. Психологичность мифических персонажей была ярко выражена и читалась внимательным зрителем.
Какие-то образы оставались загадкой, но это и хорошо - мифология окутана тайнами, для разгадки которых требуется глубокое погружение. А мы пока наслаждались ощущениями тонкого мистицизма на сцене.
Костюмы для постановки создавала Татьяна Сарач. Ей как будто удалось оживить книгу с северными сказками, придав костюмам и современного флёра. Белый олень (Лев Брель) был элегантен и прекрасен.
Мы искренне желаем Антикварному цирку дальнейшего развития, признания широкой публики, покорения московской, российской и мировой сцены! Вы создаёте прекрасное! Зима на выходе из культурного центра предстала красивой, дружелюбной и рождающей предвкушение грядущих праздников.
Текст и фото: Вера Ужва
Продолжение знакомства с Антикварным цирком: «Мандариновый Ангел»
.