Древние находки из Калининградской области в Историческом музее
GreenWord.ru

Древние находки из Калининградской области в Историческом музее

В конце ноября в Государственном Историческом музее открылась выставка «Древние воины Янтарного края», на которой демонстрируется уникальный археологический комплекс — предметы погребального инвентаря знатных воинов племени эстиев (предков балтов), проживавших на балтийских землях в эпоху Великого переселения народов (V-VII века н.э.). Данные артефакты были обнаружены в ходе экспедиций, проводимых самим музеем, на некрополе Алейка-7 в Калининградской области. На выставке представлены значимые предметы из комплекса, характерные для военных элит: оружие, элементы костюма и конской упряжи. Мы побывали на пресс-показе выставки и познакомились с этой важной вехой изучения истории России и Европы.

исторический музей

На экскурсию для прессы мы проходили не через основной вход в музей за Воскресенскими воротами, а за памятником Жукову. Это сразу настроило на эксклюзивное восприятие.государственный исторический музей

Немного о самом музее. Идея создать музей исторических ценностей витала в кругах российской интеллигенции с середины XIX века. В 1872 году несколько благородных мужей обратились к цесаревичу Александру с предложением создать исторический музей, на что он с готовностью откликнулся, дабы показать открытой публике, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране», подал прошение своему отцу императору Александру II и получил от него письменное согласие. По приказу императора была создана специальная комиссия учёных-историков, был объявлен конкурс на лучший проект здания, победил проект под названием «Отечество». Площадку для строительства музея со словами «Уважение к древности есть, несомненно, одно из проявлений истинного просвещения» предоставила Московская городская дума, приказав снести барочное здание Земского приказа. Первый камень в основание музея заложил лично император Александр II. Открытие музея состоялось лишь 11 лет спустя - в 1883 году. исторический музей +в москве

Когда попадаешь в центральный портал музея, то глаза широко распахиваются от шикарного убранства и насыщенной росписи. Особое внимание привлекает гигантская роспись с изображением символического родословного древа русских правителей — от равноапостольных князей Ольги и Владимира до императора Александра III с супругой (всего 68 портретов). Древо создано на основе фрески XVII века «Древо государей Российских» в соборе Новоспасского монастыря в Москве — родовой усыпальнице бояр Романовых. исторический музей

Здание было выстроено в стиле древнерусского зодчества. Для отделки интерьеров использовались только дорогие материалы. Полы Парадных сеней и лестницы выполнены из каррарского мрамора, экспозиционные витрины — из дуба, окна обрели высокохудожественную ценность благодаря уникальному рисунку переплётов, двери между залами были дубовые и сосновые, пол первого этажа стал мозаичным. В создании интерьеров были использованы мотивы значимых храмов, палат и соборов России. Над оформлением залов здания музея работали выдающиеся художники своего времени: Виктор Васнецов, Валентин Серов, Иван Айвазовский, Илья Репин, Генрих Семирадский и другие. В этих Парадных сенях, в их прекрасной акустике, напоминающей соборную, и началось наше мероприятие.исторический музей +на красной

На небольшой пресс-конференции «на ногах» нас приветствовали заместитель директора Исторического музея по научной работе Андрей Яновский и глава Института археологии, вице-президент РАН Николай Макаров. С каким восторгом и трепетом они подчёркивали значимость этого уникального комплекса находок для общей археологической картины России. V-VII века н.э. — это эпоха переселения народов с Востока на Запад, время формирования культур. В этом некрополе было обнаружено более 800 княжеских захоронений — как разграбленных, так и сохранившихся. На выставке представлены не все найденные предметы, лишь те, которые удалось реконструировать. Захоронения осуществлялись в почве с повышенной кислотностью, которая не пощадила древности. Продолжается кропотливая работа по реставрации. Ранее в коллекции ГИМ Калининградский край представлен не был. исторический музей Андрей Яновский

Далее Андрей Дмитриевич пригласил «одного из главных героев"» — Константина Скворцова, главного археолога Калининградской области, возглавлявший раскопки в некрополе Алейка-7. Он был немногословен, очень горд новым пластом добытых артефактов, которые позволяют устанавливать исторические контакты с другими краями и народами. Оказывается, это погребение было обнаружено при строительстве скоростной автострады, Приморского кольца, поэтому работы проводились в сжатые сроки, что осложняло процесс. На протяжении последних 150 лет раскопок в Восточной Пруссии находок такого уровня там не было. Константин предполагает, что на территории Калининградской области располагаются тысячи неисследованных древностей.исторические музеи россии

Возглавляемые почётными учёными, мы проследовали в небольшой зал, где проходит выставка «Древние воины Янтарного края». Давайте же рассмотрим уникальные находки, которые здесь представлены.исторический музей +на красной площади

Почётное место экспозиции занимает великолепный рог для питья (реконструкция): металл, ковка, литьё, гравировка, тиснение, дополнены современными материалами. Оковка устья рога выполнена из серебряной фольги, украшенной штампованным декором и позолотой. На ней перемежаются пояски с геометрическим орнаментом и с изображением фигур животных. Сюжет с птицами в нижней части оковки особенно интересен. На нём можно увидеть нападение хищной птицы на водоплавающую. Такой же мотив использован и на оковке нижней части рога. Образ хищных птиц часто использовался для декора украшений в период Великого переселения народов. Но сочетание в изображении двух разных птиц роднит орнаментальный сюжет оковки рога из могильника Алейка-7 с изображениями, выполненными с полихромном стиле из могилы Саттон-Ху в английском графстве Саффолк, где, как считается, покоятся останки короля Восточной Англии Редвальда (около 599-624 года). Наконечник рога сделан из серебра, позолочен и украшен чернью. На нём изображён орёл, который в одной лапе держит лосося, в другой сжимает маленькую птицу. Наконечник рога выполнен в зверином стиле, характерном для северных германцев. Подобные наконечники рога характерны для вендельского периода и встречаются на широкой территории от Скандинавии до Англии. Изделия в таком стиле находят в элитных погребениях верхушки германского общества. Кроме того, изображение такого наконечника есть на каменных изваяниях типа пиктского камня, хранящегося в музее Эдинбурга. Ранее подобных находок в Калининградской области и во всём Балтийском регионе не было. Этот питьевой рог является высокохудожественным изделием и ярким примером северогерманского искусства.исторический музей выставки

Реконструкция конского убора. Металл, бронза, железо, ковка, литьё, гравировка, чеканка, чернение, дополнены современными материалами. конский убор фото

Удила и псалии (детали узды лошади). Металл, бронза, железо, ковка, литьё, гравировка, дополнены современными материалами. Удила - приспособление для управления конём, состоят из одно- или многочастного стержня (грызла), располагающегося поперёк рта, подвижных колец на его концах для крепления оголовья и повода. Псалии - часть узды, соединяющая удила с поводьями и оголовьем, обеспечивая фиксацию удил и управление конём. Сложная конструкция, с которой сами бы не разобрались, вообще, для чего она. Удила с псалиями выполнены из разных металлов. За основу было взято железо, которое покрыли обычным или золочёным серебром. Для декора использовали инкрустацию (таушировку) и чернь. Подвески-зажимы выполнены из медного сплава, покрытого золочённым серебром. Это изделие частично дополнено современными полимерами, чтобы реконструировать целую форму предмета. На зажимах изображены человеческие лица. Можно предположить, что это изображения воинов или легерндарных героев. Общая стилистика исполнения деталей удил и использованный декор роднят их с украшениями Северной Европы.псалии

Обтяжки передней луки седла. Металл, дерево, ковка, тиснение. В I тыс. н.э. в Центральной Азии и Китае стало применяться «жёсткое» седло с внутренним деревянным каркасом — ленчиком (две полки, соединённые двумя луками), позволявшим равномерно распределять давление на спине лошади. В погребении сохранились фрагменты двух деревянных сёдел, покрытых тонкой серебряной фольгой. На фольге с помощью тиснения был нанесён геометрический орнамент. Можно предположить, что это были парадные сёдла, которые использовались в представительских целях. Техника декора с применением тиснения геометрического орнамента на фольге, широко представлена в статусных предметах из этого погребения. Исследователи предполагают, что изделия в этом стиле становятся неотъемлемой чертой погребений знати эстиев, начиная с VI века н.э.какие исторические музеи

Разделители ремней конской упряжи. Металл, камни, стекло, бронза, литьё, гравировка, чеканка. Какая филигранная работа! Сначала я подумала, что это воинские ордена. В состав конской упряжки входили четвереки (разделители ремня), всего их было шесть штук. Представленные на фото выполнены в полихромном стиле и декорированы вставками альмандина (граната) и матового стекла цвета слоновой кости. Под вставками расположены прессованные листочки золотой фольги. Такие полихромные украшения характерны для варварской элиты эпохи Великого переселения народов.древние воины янтарного края выставка отзывы

Пряжки, входившие в состав конского убора, были выполнены из бронзы. В загробный мир знатного воина сопровождали четыре коня. Предметы, входившие в их снаряжение, представлены многочисленными накладками и заклёпками из бронзы, покрытой листовым серебром, иногда позолоченным. Для украшения этих предметов применялись различные орнаментальные приёмы, в том числе древние мастера использовали чернение. Некоторые бляшки украшены характерной для древних германцев символикой. Исследователи предполагают, что ряд изображений на этих предметах могут быть связаны с Одином (Вотаном) с его верными спутниками воронами Хугином м Мумином. Представляете, какой обширный исторический и мифологический мир предстаёт перед нами при взгляде на эти предметы. исторический музей москва красная площадь

Браслеты. Металл, ковка. Изящные, прекрасные. выставка древние воины янтарного края

Ещё один браслет, но уже золото, ковка. Выше застёжка-фибула из металла, литьё, ковка. Фибулы служили одновременно украшением и застёжкой.Древние воины Янтарного края

Далее пошло оружие. Меч однолезвийный (скрамасакс). Металл, бронза, железо, дерево. Ковка, литьё, тиснение. В воинских погребениях всегда присутствует оружие (копья, топоры, мечи и т.п.). Если воин занимал высокий статус в обществе, то сопровождавшие его предметы богато украшены и декорированы драгоценными металлами. Меч, представленный на выставке, уникален для Калининградской области. Он лежит в деревянных ножнах, поверхность которых покрыта серебряными пластинами с тиснённым геометрическим орнаментом. Рукоять декорирована серебряными заклёпками. Декор этого оружия и тот факт, что в погребальном комплексе были найдены три копья и ещё один меч, подчёркивает высокий статус владельца.скрамасакс

1. Меч однолезвийный (скрамасакс). Железо, ковка. Скрамасакс - боевой нож или короткий однолезвийный меч эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья. Довольно часто скрамасаксы составляли пару большому двулезвийному мечу, использовались как статусное парадное оружие. 2. Меч однолезвийный. Железо, ковка. 3. Нож. Железо, дерево, ковка. древнее оружие

Наконечники копий. Железо, дерево, ковка. Копьё - древковое колющее или метательное оружие. Наконечники копий

Сосуд-приставка. Керамика, лепка, лощение. Сосуды-приставки для молока, мёда, жидкой и твёрдой пищи использовали при проведении погребальных церемоний. государственный исторический музей москва

Ногтевые фаланги медведя, кость, без следов обработки. В представленном на выставке комплексе были обнаружены необработанные фаланги медведя, которые подверглись воздействию огня. Это позволяет предположить, что медвежья шкура, возможно только верхняя её часть, находилась с умершим в момент кремации и последующего захоронения. фаланги медведя

Вот так выглядит грунтовый могильник Алейка-7 размером с футбольное поле, датированный концом IV-VII века н.э. Некрополь расположен в долине реки Алейки в Зеленоградском районе Калининградской области. Богатство инвентаря и уникальность предметов соответствует уровню варварских элит и знати. могильник Алейка-7

В археологическом контексте есть понятие «археологическая культура» — объединение групп древнего населения, связанных общими производственными, бытовыми и иными навыками и традициями, идеологией, территориальной принадлежностью. Результаты представленных археологических находок позволяют проводить интереснейшие параллели между культурами древней Европы, изучить высокий уровень развития аристократического общества начала времён, включить в историю России достойнейшие черты развития ранних цивилизаций. В этот день мы прикоснулись к интереснейшей кипучей точке формирования нашей развитой цивилизации. Это не может оставлять равнодушным, мир становится всё шире и любопытнее, а с другой стороны, всё яснее и ближе.исторический музей экскурсии

Когда мы вышли из выставочного зала «Древних воинов Янтарного края», мы оказались в Зале 8 Исторического музея, тема которого «Формирование древнерусского государства». После детального погружения в изысканную древнебалтийскую культуру, которая в XX веке стала относиться к современного русскому государству, восточнославянские племена более поздних веков показались молодыми и рудиментарным. Но это, скорее всего, лишь на поверхностный взгляд. Стоит возвращаться в Исторический музей с целью изучения разных эпох и стадий развития обществ наших предков. Ведь всё это мы, люди, в нашей необъятной парадигме эволюции.исторический музей история

После выставки я просто прогуливалась по залам великого Исторического музея, наслаждалась его архитектурным великолепием и искала точку возвращения в современную реальность. Хорошо, что встретила коллегу-блогера Елену Магаляс, которая ведёт интереснейший блог на дзене «Тени Восточной Пруссии». Вместе выбираться из портала Истории было сподручнее :)исторический музей +в москве +на красной

В вечернем свете великий терем Исторического музея на Красной площади с его 15 видами кокошников и 10 разных ширинок, шатрами, арками, гирьками, аркатурными поясами, киотцами и тянутыми карнизами (wikipedia) казался истинной сокровищницей познания самых разных пластов нашей цивилизации, насколько мы вообще можем пытаться это раскопать, охватить и осознать. здание исторического музея

Выставка продлится до 28 февраля 2023 года в соответствии с графиком работы музея, посещение возможно по общему билету в музей. Рекомендуем!

Благодарим за приглашение Наталью Памсик и сообщество «Москва Люблю»!

Фото и рассказ: Вера Ужва

← Презентация театрального салона «Сцена 23» в «Школе современной пьесы» | Домой ▲ | «Чувство снега» от Антикварного Цирка →