Экскурсия по Большому театру
В апреле 2021 года мы посетили экскурсию по одному из великих театров мира - Большому театру в Москве. Экскурсия была организована блогерским сообществом "Москультура" через музей театра. Это была великолепная возможность пройтись по многоуровневым парадным залам канонического театра, узнать его историю, насладиться сливками архитектуры и ощутить дух мировой культуры.
Большой театр - это визитная карточка нашей страны, храм искусства, исторический памятник, в котором продолжает кипеть активная культурная жизнь. За всю историю театра здесь было поставлено более тысячи премьер!
Нашу группу собирает в холле организатор экскурсии, Анна Русских, артистка балета, служащая в Большом театре с 1987 года с перерывом на несколько лет. Затем нас встречает Алексей Исайчев, ведущий редактор отдела рекламы и информации литературно-издательской службы Большого театра России. Он будет нашим экскурсоводом. У этого молодого человека высоко культурная манера и глубинные знания о театре и сопутствующей культуре.
Мы спускаемся в цокольные пространства театра. Это новое подземное пространство появилось в театре совсем недавно: в процессе единственной за 150 лет реконструкции. Подземных коммуникаций добавилось чуть ли не на 7 этажей вниз. До 2010 года никто даже не мог представить, что под Большим театром могут быть такие пространства. Эта местность славится гидравлическими проблемами: рядом в коллекторе протекает заболоченная река Неглинка, метро проходит близко от несущих стен. Теперь Большой театр стал единственным театром категории "А" с подземным пространством.
Около гардероба нижнего зала в сувенирном магазине представлены красивые тематические вещицы.
Мы проходим в Бетховенский камерный концертный зал на 350 мест. Это зал для концертов и для обучения молодых артистов, так сказать "школа молодого бойца". Интересно осознавать, что это зал-трансформер: полукруглая подвижная стена может убираться внутрь платформы, сцена может быть поднята на верхний уровень, и тогда зал может разместить целый гала-концерт.
В этом зале, под этим сложным потолком, Алексей начинает рассказывать нам историю театра. Дата его основания - 1776 год. Князь Пётр Урусов, получив привилегию от Екатерины II, начал на этом месте строительство трёхэтажного Петровского театра. Так он назывался по его расположению на улице Петровке, главный вход тогда был обращён на эту улицу. Репертуар театра того периода составлял натуральный винегрет: здесь были представлены самые разные жанры. Драматические представления вскоре переместились в соседний Малый театр. Первый актёрский состав был из низов. Две первые труппы танцовщиц были набраны из воспитанниц Императорского воспитательного дома на Москворецкой набережной. В этом Воспитательном доме были сформированы Щепкинское театральное училище и Московская академия хореографии, их классы находились в ведение Петровского театра.
Затем мы перешли в главный зрительный зал. Это потрясающее атмосферное пространство, такое сокровенное в своей пустоте. Нас всего человек 15 на весь огромный зал. Мне мечталось, как я остаюсь в этом зале надолго, в одиночестве и тишине. Тогда возможно, была бы слышна внутренняя музыка театра. Пока же мы слушали нашего экскурсовода, и голоса в этом удивительном зале звучали необыкновенно красиво.
Пожары - это бич Большого театра. Театр Урусова сгорел до своего открытия. Князь передал дела английскому предпринимателю Майклу Меддоксу, который и руководил строительством Большого Петровского театра по проекту архитектора Христиана Розберга. Спустя 25 лет, в 1805 году, здание сгорело. После войны 1812 года был объявлен конкурс на возведение нового театра. Проект был поручен архитектору Осипу Бове, который внёс огромный вклад в восстановление Москвы после наполеоновских пожаров. Бове мыслил проектами, поэтому в совокупности с Большим театром им были реализованы проекты Театральной площади, Александровского сада, Манежа. Но в 1853 году театр сгорел почти полностью вместе с костюмами, реквизитом и партитурами, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. Пожар длился трое суток. Имелась версия, что возгорание произошло от плохо потушенной папиросы. Но скорее всего, это было печное возгорание. Это была весна, и началась протопка здания. Крыша театра отлетела до Трубной площади! С тех пор слово на букву "П" в театре стараются не произносить.
Всего за 18 месяцев - фантастический срок - театр был восстановлен главным архитектором Императорских театров Альбертом Кавосом из Италии. Шла подготовка к коронации Александра II. Во все времена судьбы театра решались на государственном уровне. А сколько великих и простых людей объединил этот зал.
Проект Большого театра выполнен Кавосом по одной схеме с Мариинским и Михайловским театрами в Санкт-Петербурге, схеме северного "а ля итальен". Партер театра оформлен по принципам садово-парковой архитектуры. На всех балконах расположены ложи, но без перегородок - для лучшей акустики. В целом, это лучший акустический зал Москвы. Это обеспечивается подковообразной формой, холстом, который зашивает потолок по изначальному проекту, оформление папье-маше, которое пропускает звук. В XIX веке в театре было 1500 мест: не было третьих рядов в ложах. В советское время было 2200 мест, включая очень неудобные. После реконструкции осталось 1800 мест, и это идеальное сочетание с акустическими свойствами зала. Сцену Большого театра я видела много-много лет назад, когда сопровождала американского профессора с супругой на оперу "Царская невеста" Римского-Корсакова. Однако, во время нашей экскурсии сцена вместе с знаменитым роскошным занавесом была закрыта противопожарной панелью. А это очень большая по размерам сцена - 22 на 24 метра. При этом по идее Кавоса у этой сцены высокий градус подъёма (4 градуса) за счёт пандуса для балета. Причём, репетиционные залы, уточняет Анна Русских, также имеют подъём. Высокий профессиональный уровень во всём!
Три ложи театра с отдельными входами никогда не продаются. Они считаются великокняжескими, ранее предназначенными для царских особ, высокопоставленных чиновников, именитых гостей. Сталин часто бывал в Большом театре. Его ложа слева над оркестром была закрыта специально оборудованной стенкой. На фото - Царская ложа в центре зала. С неё открывается, конечно же, лучший обзор сцены, лучше, чем у Сталина.
Оформление в стиле сложного восточного средневекового орнамента арабески реализовано из папье-маше, которое пропускает звук. Узоры покрыты сусальным золотом - матовым и глянцевым. У Кавоса, гениального специалиста по театральным залам, было продумано всё: даже выразительные атланты выполнены из папье-маше. Во время реконструкции все орнаменты были тщательно отреставрированы. 600 человек работало только над золочением этого зала, на который ушло 4 килограмма золота, 900 кв.м, из федерального фонда в виде пластин тоньше человеческого волоса. А до этого "чем только не подновляли эту красоту", рассказывает Анна.
Мы покидаем главный зал и переходим в центральное фойе. Здесь стиль ампир представлен во всей своей красе. Его окна выходят на Театральную площадь.
В советское время это фойе называли Белым: все стены и потолки были покрыты белой краской. Во время реставрации были обнаружены и восстановлены оригинальные цвета. Примечательно, что роспись потолка имитирует лепнину.
Хрустальные люстры - богатое украшение Большого театра. Для того, чтобы чистить такие люстры, в их опорах имеется механизм, позволяющих опустить их. Обычно это происходит раз в год перед началом театрального сезона, и иногда на это событие приглашают журналистов и блогеров.
Из центрального фойе мы переходим в Императорское фойе, которое было закрыто в советское время. Тогда же монограммы Николая II были заменены на серпы, молоты и звёзды, но теперь восстановлены. Потолок этого фойе имеет особую конструкцию в виде раковины, что обеспечивает удивительную акустику, особенно если встать в самом центре. Вероятно, этот зал использовался как музыкальная гостиная.
В этом зале выставлены императорские музейные экспонаты.
Большое фойе - это место ожидания аудиенций, встреч перед протокольными мероприятиями. Монограммы и гербы были также вырезаны в советский период. Гобелены восстановлены. Эпохи сменяют свои акценты
И в завершении экскурсии мы поднимаемся - кто на лифте, кто пешком - на 6 уровень, на галёрку. Если бы у нас были туда билеты, возможно, мы бы не были довольны. Но осматривать зал и величественную люстру с этой перспективы было захватывающе. Высота изумительной люстры - 8,5 метров, диаметр - 6,5. Вес хрусталиков - 260 килограммов, а вся конструкция весит 2,3 тонны! Люстра появилась в театре в 1870 году. Сначала она была свечной, сидений в портере под ней не было, потом масляной, с конца XIX века электрической. Мы узнали интересный факт о том, что на потолке нарисовано 10 муз. Но их же было 9? Академик Титов позволил себе придумать несуществующую музу живописи. Надо отметить, что они нарисованы маслом на холсте. Перспектива зала отсюда невероятно впечатляющая. Архитектура способна производить мощнейшее воздействие.
Выйти на светлую современную московскую улицу после этого портала искусства было интересно: нужно было лёгкое усилие, чтобы соединить эпохи. Подняла напоследок глаза на знаменитую квадригу бога искусств Аполлона, украшающую фронтон театра и которую мы все хорошо знаем по 100-рублёвой купюре.
Автор композиции 1855 года - именитый скульптор Петр Клодт. Квадрига была отлита полностью на заводах герцога Лихтенбергского. Во время реконструкции наготу Аполлона прикрыли фиговым листом, в его руках появился лавровый венок. А как хороши грифоны и окружающие их растительные орнаменты на верхнем фронтоне! Я никогда их не замечала ранее. Культурную историю стоит изучать всю нашу жизнь. И эта экскурсия стала очень важной вехой.
Фото и рассказ: Вера Ужва
По теме: Закулисье Театра кукол имени Образцова;
Пресс-показ балета «Продавец игрушек» в Кремлёвском дворце