На теплоходе "Княжна Анастасия" по каналу имени Москвы
Блогеру хорошо! Его приглашают в путешествие, он глазеет, получает удовольствие, впитывает атмосферу, фотографирует для души, общается с интересными людьми, кушает в ресторане, возвращается домой, смакует и описывает свои впечатления. Смысл подобного рода деятельности — знакомить и вдохновлять читателей, а для себя фиксировать особенные моменты жизни. Итак, 24 июня по приглашению круизной компании "Мостурфлот" и жж-сообщества Travel_Russia GreenWord оказывается на борту круизного лайнера "Княжна Анастасия" на Северном речном вокзале, чтобы отправиться в 5-часовую прогулку по каналу имени Москвы до Икши с прохождением шлюза №6 и проводить теплоход в 7-дневный круиз по Волге до Плёса и обратно. (В прошлый раз мы в качестве блогеров проходили шлюз № 1, как раз соединяющий канал имени Москвы с Волгой в родной Дубне).
Отправляемся на борт и в плавание!
Четырёхпалубный теплоход-пансионат "
Княжна Анастасия" был построен в 1989 году в Германии. Пассажировместимостью 300 человек он является первым российским круизным
лоукостером. Это означает, что базовая стоимость круиза максимально снижена. В соответствии со своими финансовыми возможностями клиент выбирает тип каюты, режим питания и экскурсионного обслуживания, а также при желании оплачивает ряд дополнительных удобств, такие как телевизор, холодильник, интернет. Но главное - клиент получает мягкое движение реки, обогащается природными пейзажами, дышит свежим воздухом и посещает интересные города России.
Компания просчитала, что базовый тариф может позволить себе среднестатистический пенсионер, поэтому их на теплоходе большинство. Кто ж поспорит, что это замечательный формат для пенсии. Тем более что круиз предлагает среди своих услуг: читальный зал, тренажерный зал, кафе-бар, детский клуб, шезлонги на верхней палубе, развлекательные программы (фильмы, танцы, игры), а также очень дружелюбный и заботливый персонал. В этом круизе теплоход заполнен полностью!
Группа блогеров во главе с известной "речной Лисой" Олесей собралась у офиса "Мостурфлота", была пересчитана, досмотрена и начала свою "работу", ещё не взойдя на борт теплохода. Блогеры топают вдоль пристани и тщательно фотографируют приветливый теплоход, названный в честь красивой дочери Николая II, последней русской принцессы Анастасии Романовой. До 2009 года теплоход носил имя революционера Николая Баумана. На противоположном берегу Химкинского водохранилища зеленеет
парк Северное Тушино, освещённый в нашем журнале в рамках проекта "
Зелёная Москва".
В рамках этого же проекта мы гуляли по
парку Северного речного вокзала, упоминая его главное здание, выполненное в стиле сталинского ампира и в виде большого корабля с высоким шпилем, который не поместился в кадр узкого объектива-"полтинника". Здание было построено в 1937 году, когда был открыт канал имени Москвы. Об этом сталинском гидропроекте мы периодически и подробно пишем в нашем журнале, так как живём на
Московском море, откуда канал берёт своё начало. В нынешние дни красивое историческое здание вокзала находится в упадке, огорожено примитивным забором, ждёт реконструкции, но дождётся ли?
Мы тем временем на верхней солнечной палубе теплохода в ожидании отправления. Теплоход испускает живописные в данном контексте клубы дыма, как будто топает копытом перед стартом. А вот и легендарный шпиль здания вокзала. Его венчает 1,3-тонная звезда с 5-метровыми лучами, которая ранее венчала Спасскую башню Московского Кремля.
И вот наконец долгожданный старт, незаметный по плавному движению, но волнительный до слёз. Да, мы обожаем плавать! Пока мы можем похвастаться лишь трёхдневным океанским плаванием с
Андаманских островов в индийский
Ченнай на огромном корабле Akbar. Но и тогда не хотелось возвращаться на землю, хотелось плыть и плыть, хотя движение в Океане более заметное и изменчивое, чем на искусственном канале. У "Мостурфлота" есть традиция: когда теплоход отчаливает в круиз, в небо все желающие, взявшие на пристани шарики у аниматоров, выпускают их в небо и загадывают желания. Торжественный и трепетный момент: отданы швартовы, а провожают теплоходы совсем не так, как поезда.
Первыми в нашей речной прогулке запечатлеваем краны Северного речного порта, занятые своими бесконечными кантовательными делами.
Оглядываемся на остающуюся за спиной
Москву, садимся у борта и начинаем расслабленно наблюдать тот берег канала, который освещён вечерним Солнцем.
Проплываем под Ленинградским шоссе, минуем Химкинский лесопарк и симпатичную поисково-спасательную станцию «Левобережная» на входе в залив.
Далее плывём под МКАД и Октябрьской железной дорогой с ЖК "Левобережная дубрава" на фоне.
Объектов города на самом деле на данной территории очень много, но все фиксировать неинтересно. Зато в кадр попадается кочегар(?), вышедший из помещения трубы теплохода (просим прощения за наивную терминологию) и оттирающий руки влажными салфетками. У меня лично данный эпизод вызвал приятные ощущения настоящего речного путешествия.
Тем временем по левому борту появляется Долгопрудный с прогулочной зоной вдоль канала. Здесь привлекает внимание рисунок на водную тему.
По каналу шныряют суда самых разных видов и размеров. Этот катер привлёк внимание многих, наверное, благодаря нелепой игрушечной пулемётчице в очках.
Постепенно у глаза появляется возможность отдыхать на чисто природных картинах. Берёзы в нашем журнале появлялись в качестве
аллегории, также они являются символом русской природы в целом, потому неизменно напрашиваются в кадр.
На теплоходе тем временем идут первые часы 7-дневного круиза, маршрут которого таков: Москва-Углич-Ярославль-Плёс-Кострома-Коприно-Мышкин-Дубна-Москва. В городах предусмотрены стоянки, во время которых можно отправляться в организованные экскурсии или свободно гулять по окрестностям. В начале пути пассажиров собирают в конференц-зале для ознакомления с программами круиза и прочими деталями. Разместившись в каютах и переодевшись в "домашние" наряды, многие пассажиры сразу начинают расслабляться на открытом воздухе, хватая тёплый вечерок за хвост.
На берегах люди тоже отдыхают, наблюдая водное движение и, возможно, напевая "на теплоходе музыка играет"...
Продолжаем фиксировать видовые картины по пути следования. Долгопрудненский шатровый Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в начале 2000-х годов и красиво возвышающийся над зелёными насаждениями вдоль канала. Ещё в кадре обнаружилась чайка.
Блогеров пригласили в читальный зал на небольшую пресс-конференцию с программным директором "Мостурфлота", по совместительству директором круиза Владиславом Хасиковым. Этот приятный большой человек вкратце рассказал много интересного о компании, её рейсах и круизах, теплоходах, типах пассажиров и т.д., сдобрил курьёзными историями. По всему видно, что Владислав — человек опытный и влюблённый в своё дело. Всё видит, всё замечает, отлично ориентируется в происходящем не только в целом, но и в бесчисленных частностях, обладает психологическим взглядом и отлично юморит.
Среди прочего он поведал, что "Мостурфлот" устраивает речные и морские круизы не только по России, но и в других странах и даже на других континентах, плюс сухопутные туры. Рассказал, что у компании 13 круизных теплоходов разных классов, а в 2020 году будет спущен на воду первый российский теплоход класса река-море, на его название объявлен конкурс для всех желающих. Повеселил историями про нерадивых пассажиров, которые бог-знает-что порой вытворяют на борту. Понравилась история про бизнесмена, который на весь сезон арендовал каюту-люкс, чтобы иметь возможность в любой момент присоединиться к водной стихии. Как я его понимаю... Кадр отражения теплохода на желтоватых водах канала.
Одна из часто встречающихся сценок: гуляющие или отдыхающие на берегу люди приветливо машут пассажирам теплохода, и они машут им в ответ.
Канал извивается змейкой на протяжении всего своего пути, а этот 6-километровый отрезок канала именуется Глубокая выемка. Здесь грунт вынимали на максимальной глубине в 22,5 метра вручную!
Котовский залив в Долгопрудном и база путейцев. Кстати, на палубе можно слушать рассказы из громкоговорителей о населённых пунктах, которые минует теплоход.
Катер "Ярославец", ВБ-2, 81-го года строения, статус "вне водоёма", с аббревиатурой Росморречфлот, относящейся к Федеральному агентству морского и речного транспорта. Нравится копаться в реестре водного транспорта.
Хлебниковский мост Савёловского направления МЖД. По нему мы сегодня как раз приехали из нашей
Дубны, теперь под ним проплывём, и это интересно вот так осваивать территории.
Перед этим мостом взгляд привлекают колоритные дебри, напомнившие тропические. Например, третье фото из этого
реликтового леса.
Международный московский яхтенный порт в микрорайоне "Водники".
Проезжая мимо, я всегда стараюсь бросить взгляд на это манящее место в Хлебниковском затоне. Там хочется гулять, среди красивых элегантных судов. Сегодня же я для себя узнала слово "марина", означающее специально оборудованную стоянку яхт, на которой экипажам предоставляются различные услуги. Данный яхт-клуб "МРП" — старейшее отраслевое предприятие в акватории канала имени Москвы, способное принимать суда длиной до 150 метров. Кстати, здесь зимуют и теплоходы компании "Мостурфлот".
А это легендарный теплоход "Максим Горький", построенный по личному поручению Сталина в 1933 году. На нём отец народов и другие первые лица ЦК КПСС отмечали праздники со своими товарищами, и сейчас на раритетном корабле-музее (не на плаву) можно заказать банкет или фуршет в колоритном сохранившемся антураже.
Плывём дальше под выразительное слоисто-кучевое облако, раскрывшее пасть над Дмитровским шоссе, по которому через пару часов мы будем возвращаться в Москву. Опять петля маршрута дня.
Вплываем в Клязьминское водохранилище, там встречает яхт-клуб "Адмирал" с комплексом услуг и развлечений. Например, на этом корабле проводятся квесты и сдаются номера.
Отдельная любовь -— яхты. Самая красивая форма водного транспорта, сочетание одиночества и гордости, стильный дом на плаву, максимальное сближение с водной стихией и обуздание стихии ветра, развитие навыков, смелость, ловкость и испытания, настоящая романтика, мечта, ох и ах...
Когда же насытился впечатлениями на борту, смотри на
воду. Первоисточник жизни, изменчиво великолепный с перетекающей, всепроникающей структурой, дарует успокоение разума и порождает гармонию на душе. Созерцание воды способствует раскрытию творчества, поэтому блогеры к ней и стремятся :)
Вернулись на борт. Круизная компания «Мостурфлот» входит в группу компаний «Московское речное пароходство», ведущую свою историю с 1857 года. Следовательно на их судах всё происходит предельно тщательно.
Безопасность на всех уровнях осуществляется в соответствие со всеми стандартами. В начале круиза пассажиры проходят обязательный тренинг в формате учебной тревоги. Проводит сам директор круиза Владислав Хасиков, следит, чтобы все без исключения пассажиры надели спасательные жилеты и вышли из своих кают, получив подробные инструкции. Эту картину я не запечатлела, но представляю, насколько своеобразно выглядела почтенная публика а-ля "И корабль плывёт" Феллини, собравшаяся в рыжих спасжилетах в узких коридорах теплохода. Владислав шутит, что приходит ночью с персональной тревогой к тем, кто общий тренинг не прошёл.
Следующее Пяловское водохранилище. Село Витенёво и одноимённый причал. Церковь Успения Пресвятой Богородицы относилась к XVI веку, но была разобрана во время прокладки трассы канала. Данный храм является восстановленным на пожертвования жителей в самом конце ХХ века.
В целом, путешествие по каналу — это сквозное изучение местности с её историями, поворотами сюжетов, сказами и бытом людей. Но одной прогулки, конечно, не достаточно, слишком много всего интересного даже на таком небольшом отрезке пути, особенно когда дома начинаешь изучать карты и исторические ресурсы. «Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать, путешествовать — это и значит ЖИТЬ», говорил Ганс Кристиан Андерсен. О ДА!
На
закате из мягких красок мы плывём по широкому Пестовскому водохранилищу. На сердце уже царят умиротворение от нескольких часов плавного скольжения по воде и удовлетворение от выполненной блогерской задачи (плюс с погодой повезло). На этом этапе "Мостурфлот" балует блогеров дополнительно: отправляет в ресторан на полноценный ужин. Питание на борту осуществляется в две смены. Сначала за накрытыми столами едят те пассажиры, которые внесли ужин в оплаченный турпакет. Второй сменой в ресторан приходят пассажиры, которые выбирают для себя блюда на линии раздачи по вполне демократичным
ценам. Для нас были накрыты отдельные столы со стандартным ужином на первый вечер круиза. Далее пассажиры имеют возможность выбирать себе блюда для трапезы следующего дня, для этого на столах среди салфеток стоят карандаши.
На 71-м километре канала мы вплываем в шлюз №6 в Икшинском водохранилище. Здесь теплоход вяльяжно опускается на 8 метров, чтобы дальше на протяжении 74 километров продолжать спуск, как по ступеням, на 38 метров через оставшиеся 5 шлюзов. Таким образом канал огибает северный склон Клинско-Дмитровской гряды. В целом, канал имени Москвы является сложнейшим гидротехническим сооружением, а изначально назывался канал Москва — Волга имени Сталина, но в 1947 году сам вождь дал ему современное имя в ознаменование 800-летия Москвы. Прохождение шлюза это всегда интересный процесс, на палубах много зрителей.
Вдруг я понимаю, что увлечённая водой и берегами, не сделала ни одного кадра внутри гостеприимного теплохода. Что мне понравилось там особо, но на что, конечно, не хватило времени, это множественные стенды с любопытной информацией о канале, городах и так далее. Также понравилось наличие диванов и титанов с горячей и холодной водой в свободном доступе. В каюты я заглянуть не успела, лишь мельком через окна, выходящие в проход. Каюты здесь бывают 1-, 2-, 3- и 4-х местные. Все оснащены душем, туалетом, кондиционером и своим личным уютом, в унисон качающимся на волнах. Нас же тем временем начинают готовить к высадке на берег.
Не сам ли капитан теплохода Олег Анатольевич Чижов нас провожает? Конечно, ведь выгрузка пассажиров на техническом причале — ответственное мероприятие. Во-первых, надо, чтобы сошли все, и во-вторых, чтобы никто не провалился в проём между теплоходом и икшинским техническим причалом. Но проём на самом деле оказался не таким уж и опасным, поуже тех, что иногда открываются между электричкой и платформой. Нас высаживали "под белы рученьки": два матроса поддерживали и мягко подталкивали.
Пассажиры круиза тут встрепенулись: Почему остановка? Что за город? Можно было купить билет до Икши? :) Хасиков и тут юморит: "Это я курильщиков ссаживаю!" (Курить и распивать алкоголь на борту запрещено, но многие игнорируют или маскируют). А мы улыбаемся, машем, их фотографируем и им завидуем.
Красивый теплоход, замечательный, уютный, манящий.
"Княжна Анастасия" шествует дальше по тихим волнам канала. А нас заботливый "Мостурфлот" возвращает на комфортном автобусе туда, где и подобрал — на Северный речной вокзал в Москве. С надеждой на будущие встречи там же!
Фото и рассказ: Вера Ужва
Другие приключения с Мостурфлотом:
Где зимуют теплоходы Мостурфлота
Теплоход «Россия» в зимнем порту Кимры
Другие публикации о речных прогулках:
Прогулка по Москва-реке на яхте «Radisson Royal Moscow»
На теплоходе "Дубна" по Волге через шлюз №1
Кругосветка вокруг Серебряного Бора с RiverTickets
По Яузе и вокруг острова Балчуг на катере "Вирга"
Из Строгино через шлюз №9 в Москва-Сити
Как мы закрывали фестиваль "Круг Света" с теплохода RiverTickets
По зимней Москва-реке на яхте-ресторане "Erwin.Река"