На теплоходе "Дубна" по Волге через шлюз №1
В нашем замечательном городе один из самых приятных видов досуга проходит на воде. И для этого по водным просторам в Дубне ходит замечательный речной трамвай, то есть прогулочный теплоход типа "москвич" вместимостью 50 человек. С начала массового производства таких судов в 1948 году на Московском судоремонтно-судостроительном заводе они эксплуатировались как прогулочно-экскурсионные, а также как общественный транспорт. И вот один такой единственный теплоход с порядковым номером М-272 появился в Дубне и получил одноимённое название. На нём можно совершить один из нескольких маршрутов по Волге или Московскому морю, с прохождением шлюза или без него. Нас теплоход "Дубна" принимает на своём борту в качестве блоггеров-фотографов, и мы выбираем следующий двухчасовой маршрут для нашего рассказа: отправление от причала Большая Волга - прохождение шлюза - прогулка по Волге до Ратмино - возвращение в город на причал Дубна. Мы будем заинтригованы погружением теплохода в шлюзе, рассмотрим город с воды и приятно покачаемся на волнах в погожее воскресенье августа.
Для тех, кто хотел бы также отправиться на речную прогулку, оставляем координаты
теплохода: +7(919)99-88-707,
vk. Советуем воспользоваться доступной возможностью до окончания тёплого сезона. Уютный теплоход "Дубна" ждёт на своём борту!
Безопасность прежде всего, мы же отправляемся в объятья речной стихии. На теплоходе проведена полная реконструкция и модернизация, обеспечены все стандарты.
Наш капитан, серьёзный и спокойный, как и подобало - Лукичёв Иван Евграфович. Имя колоритно подходит для капитанов, водивших суда по Матушке Волге ещё во времена Максима Горького да и ранее.
Причал, от которого мы стартуем, в Дубне именуют также "У Сталина", потому что до 1961 года здесь возвышался огромный памятник вождю. В тот год он пал, остался лишь постамент, а голова по преданию до сих пор возлежит на дне канала. Да, мы отчаливаем именно от канала имени Москвы, 128 километров которого по проекту этого самого вождя был выкопан за 5 лет в 30-е годы миллионными человеческими жертвами ГУЛАГа. Канал соединил Волгу и Москва-реку, навигация стала доступна из Столицы прямо до Каспийского моря, и Москва до сих пор получает водное обеспечение для нужд города из Волги (более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды). За этим мысом с ветряками, который в народе иногда называют Край Земли, раскинулось Московское море, то есть Иваньковское водохранилище площадью 327 кв.км. - искусственный разлив Верхней Волги как результат того же глобального советского проекта.
Мы направляемся в сторону шлюза, и провожает нас с противоположной стороны другой вождь, который сохранил голову на плечах сквозь целый век. Ленин здесь второй по величине в мире (после Волгоградского) - 37 метров с постаментом, был установлен в 1937 году для ознаменования окончания Москваволгостроя.
Итак, мы приближаемся к шлюзу №1, всего их, относящихся к каналу имени Москвы, 11 штук. Это однокамерный шлюз, через который суда попадают из Волги в канал имени Москвы или в водохранилище Верхней Волги, или обратно. Особенность этого шлюза - тоннель с автомобильной дорогой (соединяющий левый и правый берега города Дубна) в днище устоев.
Мы заходим в шлюз, и наготове появляются руки матроса с зацепом для фиксации к вертикально подвижной конструкции.
Приблизились, опа! - и зацепились. В этом положении мы вскоре начнём погружаться на глубину 11 метров.
Немного беседуем с матросом Федоруком Анатолием, он, как и капитан, выглядит очень уместным и опытным для водного дела.
Начинается погружение, а мы разглядываем оголяющиеся стенки шлюза, покрытые липкими водорослями.
Нас погружает подвижный по вертикале рым №3, похожий на кого-то глазастого и носатого.
Длина камеры шлюза 290 метров, ширина 30 метров.
Кажется, что мы одни в нём? Ан нет, ещё есть крохотный кораблик. Андрей рассказывал, что сейчас намного меньше судов проходит шлюз, многие баржи стоят в доках города Кимры ниже по течению Волги из-за каких-то дележей имущества. В былые времена в очередь в шлюз суда иногда выстаивали по пол суток и более. Если очереди нет, то корабли сообщают диспетчеру шлюза о необходимости его прохождения, и для них шлюз открывается и запускается.
Шлюзование длилось около получаса. Для тех, кому скучно, на теплоходе есть кормовой салон с небольшим буфетом и столиками на 30-35 человек. Детям эта опция пришлась очень по душе. Также имеется носовая лаунж-зона, то есть есть возможность арендовать весь теплоход для проведения банкетов и других мероприятий.
Тем временем уровень воды сравнялся, и врата медленно открываются.
Мы отцепляемся и начинаем двигаться. Над головой проплывают статные ели.
Перед нами распахивается Волга, сейчас мы минуем башни шлюза и поплывём между двух берегов города Дубна.
А вот ворота, которые полчаса назад закрывались за нами со стороны канала. На небе скопилась облачность.
На выходе из шлюза нас встречают арочные речные ограждения, напоминающие акведуки. Со своими отражениями в воде они выглядят живописно.
Бросаем последний взгляд назад на общий вид открытого шлюза №1 и плывём дальше.
Теперь будем рассматривать нашу Дубну с Волги. Первый кадр на Правый берег с современными многоэтажными домами, подбирающимися к реке. 3 великана для Дубны - жилой комплекс "Фрегат".
Напротив на Левом берегу один из городских пляжей. Так как он далековато для семейных пеших походов от жилого массива, сюда популярно приезжать на автомобилях.
Городской массив Правого берега ближе расположен к реке, поэтому его мы фиксируем больше. Речные укрепления перед набережной.
А вот и сама набережная. Эти девятиэтажки были первыми "высотными" домами в Дубне. Перед приездом президента Медведева в 2008 году эти дома на улице Строителей наградили синими и бирюзовыми балконами.
Местные жители избалованы возможностями кунаться в естественные водоёмы. В Дубне есть и Волга, и водохранилище, и канал, и река Дубна, и пара озёр. Выходов к воде масса.
Памятный знак Ротонда воинской славы был установлен на набережной в 2000 году в честь воинов-интернационалистов. Ротонда сразу стала популярным символом города, сюда обязательно гуляют свадьбы, перед ней раскинулись аккуратные клумбы. Через дорогу от неё видим третий корпус гостиницы "Дубна", здание хорошо видимое при взгляде на город с Волги. В народе его называют "Гриль" по одноимённому ресторану, расположенному в гостинице.
Вскоре мы видим своеобразное здание 50-метрового бассейна "Архимед", который в этом году отпраздновал своё 45-летие. В нём плавали, возможно, все исконные жители города, его посещение входило в обязательную программу физической подготовки городских школ и университета "Дубна", в нём тренировались многие успешные спортсмены и даже рекордсмены. А на переднем плане фотографии самое романтичное и красивое, на наш взгляд, судно - элегантная яхта, они в Дубне не редкость.
Для яхт в Дубне есть и яхт-клуб, его мы вскоре и проплываем. Здесь яхты хранятся и эксплуатируются, здесь на них обучают ходить. Первые яхты появились здесь в середине 50-х годов, и клуб, кстати, как и бассейн "Архимед" у нас за спиной, относится к инфраструктуре Объединённого Института Ядерных Исследований, того самого с мировой славой, вокруг которого по сути и сложился наш город.
Вскоре за яхт-клубом открывается вид на городской пляж на Волге в правобережной Дубне. За первым рядом деревьев всё та же набережная. С 2009 года она, начиная от яхт-клуба и до конца, стала официально называться набережной Менделеева. Именами великих физиков названы большинство улиц в Институтской части Дубны.
Здесь мы уже почти заплыли за пределы нашего городка, проплываем садовое товарищество "Мичуринец" и частные гаражи лодок и катеров в разных состояниях пригодности.
В наш узкий кадр вплывает сухогрузный однопалубный теплоход "Волго-Дон 201", который активно эксплуатируется с 1977 года, перевозя щебень, песок, уголь и прочее.
Затем встречаем другой сухогрузный теплоход типа балкер - "Окский-46", он на плаву с 1975 года.
Здесь нас погонял по палубам лёгкий летний
дождь, при этом свет с
Неба всё равно струился.
Дальше проходим любопытный раздел территорий между Московской и Тверской областями: кромка берега в ведении Тверской, земля за ней по-прежнему в ведении Московской.
По сути это можно сказать полуостров, образованный рекой Волгой и речкой Дубна, в неё впадающей. Место это называется Ратмино, древнее поселение, таможенное мыто, храм Похвалы Пресвятой Богородицы 18 века .. Обо всём этом мы
рассказывали подробно в прошлом году.
И здесь мы как раз разворачиваемся, чтобы причалить ещё через полчаса в городе. Чайки на нашем пути.
Проплываем мимо живописно пустого Левого берега Волги, который сейчас у нас по правому борту. Город на Левом берегу растянулся на меньшее расстояние, чем Правый берег.
Однако, несколько лет назад на былых пустырях стали воздвигать новый микрорайон вблизи разрабатываемой Особой Экономической Зоны "Дубна". Осваиваемая здесь территория уже однажды пострадала от такой близости к реке в результате
паводка весны 2013 года, эпично затопившего многие объекты города.
Наглядевшись уже на все прибрежные объекты Дубны, релаксируем на движении воды с солнечными бликами.
И тем временем обгоняем неторопливого "Окского-46" на его пути в шлюз.
Мы готовимся к швартовке к новому причалу в Дубне, открытому в октябре 2013 года Московским речным пароходством.
Теперь круизные теплоходы имеют возможность делать стоянку в Дубне для осмотра туристами нашего города.
Мы сидим последние моменты на носу гостеприимного теплохода "Дубна", который подарил чудесную речную воскресную прогулку в лучшем жанре. Этот симпатичный вымпел на носу не статичный, он поворачивался в процессе нашего движения, отражая направление вымпельного ветра, то есть ветра, который ощущает человек на судне. По-другому этот вымпел яхтсмены зовут флюгарка.
При выходе на причал и при бросании на него последнего взгляда, видим вывеску с его названием в таком простом, как будто дореволюционном стиле. Со своей передовой ядерной физикой и улочками в стиле благого социализма Дубна являет собой любопытный и широкий разрез времён.
В финале нашего отчёта памятный знак в форме комсомольского значка с указателем названия Комсомольской набережной, на которой разместился причал. Сие название было дано этой части набережной от водораздела до яхт-клуба ещё в 2009 году. А знак был установлен в прошлом году в честь комсомольской организации, которая внесла огромный вклад в развитие молодого славного научного городка Дубна, который и по сей день дарит своим жителям и гостям множество прекрасных впечатлений и очень комфортных ощущений!
Рассказ и фото: Вера Ужва
Другие публикации о речных прогулках:
Прогулка по Москва-реке на яхте «Radisson Royal Moscow»
На теплоходе "Княжна Анастасия" по каналу имени Москвы
На теплоходе "Дубна" по Волге через шлюз №1
Кругосветка вокруг Серебряного Бора с RiverTickets
По Яузе и вокруг острова Балчуг на катере "Вирга"
Из Строгино через шлюз №9 в Москва-Сити
Как мы закрывали фестиваль "Круг Света" с теплохода RiverTickets
По зимней Москва-реке на яхте-ресторане "Erwin.Река"