Из Строгино через шлюз №9 в Москва-Сити
Сегодня нас ждёт необычный речной маршрут по Москве. С тихой окраины города мы приплывём в насыщенный центр, а в середине пути справимся с перепадом речных высот в шлюзе №9. Rivertickets предоставляет нам очередную любопытную возможность изучить Столицу с новых берегов.
Мы вновь на спокойном провинциальном причале Троице-Лыково. Нас ожидает теплоход "Юнга". У меня предвкушение перед каждым вступлением на трап. Публика расположилась за столиками на носу и на корме, все готовы. Rivertickets отправляется всегда по расписанию. В путь по Москва-реке на север.
До Живописного моста путь нам будет знаком по "кругосветке" вокруг Серебряного Бора. Но всё же мы продолжаем разглядывать бор-остров с воды, наверняка встретим что-то интересное, невиданное раньше. Например, естественный тоннель из деревьев, возраст некоторых здесь более 200 лет.
Из пляжей Серебряного Бора мы не упоминали третий на юго-западной оконечности острова. Сегодня в кадре пляжный клуб с экзотическим названием Бора-Бора на его территории.
Мы огибаем эту оконечность и плывём вдоль южного берега острова по Серебряноборской луке, и в этой части Москва-реки довольно пустынно.
Обзорные корабельные зеркала.
Противоположный бору высокий берег тоже богат природой. Это район Крылатское с его прибрежными зелёными зонами.
Речной сёрфер на искусственной волне. Её создают ни течения, ни ветры, а суда.
На нижней палубе теплохода небольшой бар-ресторан. Кто-то предпочитает плыть там, с высоких барных стульев обозревая воду близко за стеклом.
Дебаркадер у берега Серебряного Бора является учебно-спортивной базой ЦСК ВМФ, то есть Центрального спортивного клуба военно-морского флота. Дома на воде мне очень нравятся.
О Живописном мосте мы подробно писали в "кругосветке", о его впечатляющей вантовой части (длина 409,5 метров). На самом деле, общая длина моста - 1460 метров. И он самый высокий мост в Европе!
В прошлый раз в кадр не попал арочный Хорошёвский мост, лишь его тень на воде. Сегодня он в кадре по левому борту. Мост соединяет район Хорошёво-Мнёвники с Серебряным Бором и был построен в 1937 году, когда был проложен канал Хорошёвское спрямление. Вдали заброшенный, литературный на вид, причал бора.
Мы покидаем берег Серебряного Бора и с Москва-рекой двигаемся вниз по её течению. Начинается новый для нас маршрут. Этот широкий участок реки называется Карамышевский плёс. А что такое плёс? Широкая часть водоёма, отличающаяся большей глубиной, чем соседние. А слово "карамыши" относится к татарской семье, из которой вышел первый владелец здешней деревни, и означает "защитивший". Сколько всего попутно мы узнаём, описывая свои путешествия.
При приближении то судно просится занять весь кадр. Буксир-толкач "ОТА-889" с сухопутной баржей везут песок вверх по реке. Строек там полно.
Оглянувшись назад, машем до свидания Живописному мосту, который отовсюду выглядит эффектно.
По левому борту зелёные берега района Хорошёво-Мнёвники. Над деревьями возвышается колокольня Храма Троицы Живоначальной в Хорошёве и башня жилого комплекса «Дом на Карамышевской набережной», который в народе называют "дом-краб". Про храм рассказывать интереснее. Он был построен в 1598 году по заказу Бориса Годунова, ведь тут стоял его дворец. Название Хорошёво принято связывать с красотой этих мест. Нынешняя трёхъярусная колокольня была построена на месте обветшавшей звонницы спустя полвека. В советские времена (почему-то я люблю упоминать иногда эти абсурдные факты) храм служил в качестве детской консультации и колхозного клуба, позже в качестве цеха фабрики офсетной печати и салона «Цветные камни». Кстати, название Мнёвники происходит от рыбы мень (налим), которую ловили жители местной древней деревни. Они поставляли рыбу и на царский двор.
По правому борту знаменитый посёлок Речник. Садоводческое товарищество было основано на Крылатском берегу в 50-е, это было постановление Совета министров "О дальнейшем развитии садоводства и виноградарства рабочих и служащих". Заселились и радовались. В начале ХХ века посёлок насчитывал около 400 домов, как дач, так и круглогодичных современных коттеджей. Затем возникла шумиха из-за регистрации собственности, раз за разом поднимаются вопросы о сносе посёлка. Морозной ночью 2010 года ОМОН устроил снос нескольких домов. Ситуация с "Речником" до сих пор не решена. Общественные недовольства связаны прежде всего с полной изоляцией береговой линии. Испокон веков люди стремятся жить ближе к воде. Ранее это было по естественным причинам использования рек как источника воды, транспортного пути и защитной полосы. Сейчас основная причина в ауре водного пространства и уединённости.
Детей в субботний тёплый вечер 1 сентября на борту много. В основном они носятся и бесятся, как обезьяны, но иногда замирают, глядя на воду и другие суда.
Суда встречаются очень красивые. Это элегантная моторная яхта "Гром-1", пришвартованная около частных коттеджей. На заднем плане бизнес-центр «Карамышевский».
Спонтанно фиксирую пузырьки холодного шампанского, которое официант проносит мимо из бара к отдыхающим за столиками на палубе. Вечер на реке с бокалом шампанского, почему бы и нет.
Мы на развилке. Направо Москва-река уходит своим основным руслом по излучине вокруг Мнёвниковской поймы. Путь ей вскоре преграждает плотина Карамышевской ГЭС. В действующей гидроэлектростанции нет судопропускных сооружений, то есть сквозного прохода по излучине нет. RiverTickets в этом году запустили прогулочный маршрут по Филёвской части излучины для тех, кто интересуется этим районом. А по Крылатской стороне излучины, до плотины, теплоходам хода нет, так как река там очень мелкая. Мнёвниковская пойма - это ещё один искусственный остров, который возник в результате прокладки Карамышевского спрямления, в котором нас и ждёт шлюз №9.
В Москве сохранилось немало зелёных островков. О них наш авторский фото-проект Green Moscow: Парки Москвы. Тут понравилось, как деревья склонили головы на север.
Меж тем, мы приближаемся к километровому Карамышевскому спрямлению, который сократил судоходный фарватер на 8 километров, и к увлекательной цели нашей прогулки - шлюзу №9. Откуда взялся этот номер? В начале 30-х годов по фараоновскому проекту Сталина был проложен 128-киломеровый Канал имени Москвы, который соединил Волгу (в районе Дубны) с Москвой-рекой. Таким образом были решены две глобальные задачи: водное обеспечение активно расширяющейся Столицы (до сих пор это 60% питьевой и промышленной воды) и навигационные возможности - из Москвы хоть до Каспия. Было построено 11 шлюзов. Шлюз №1 на Волге в Дубне (репортаж оттуда), 7 шлюзов на трассе канала и три шлюза на Москва-реке для обеспечения судоходства в черте города (девятый здесь в Мнёвниках и два в Нагатино). Слева на фото дежурит буксировочный теплоход "Пингвин". Забавное название.
Одна из шести башен управления шлюзом и зелёный свет светофора: можно заходить в шлюз.
Охранник шлюза на посту под огромными голубыми елями. На заднем плане стройка нового балочного моста из Хорошёво-Мнёвники в Мнёвниковскую пойму.
Мы заходим в шлюз, крепимся к правой стенке. За нами только один другой теплоход, шлюз закрывается. Это однокамерный шлюз, то есть пропускает суда в одном направлении за раз. У него есть интересная особенность: в средней части шлюза есть шлюзовые ворота, которые позволяют пропускать маломерные суда в усечённом варианте.
С нами сегодня магический закат над Москвой.
Вода опускается метров на 7. Оголяются покрытые мокрой плёнкой тины стенки шлюза. В шлюзовании нет ничего загадочного, но для обывателя это весьма интригующий и притягательный процесс.
Над этим шлюзом проходит действующий Карамышевский мост (1937 г.), соединяющий улицу Народного Ополчения с улицей Нижние Мневники. С него, вероятно, интересно наблюдать шлюзование. Надо будет попасть на него и пофотографировать.
Мы провели в шлюзе не более получаса. Вода опустилась, раскрываются нижние врата. Многие пассажиры стремятся на нос это увидеть.
За теплоходом слегка волнится закатная Москва-река. Как красиво!
Мы выходим из Карамышевского спрямления обратно в Москва-реку. Это взгляд направо в излучину и берег Филёвской поймы со строящимся Храмом Всех Святых. Отсюда мы обернёмся на шлюз с кормы и увидим картинку с заглавной фотографии публикации.
Оглядываем новые для нас берега Филей. Здесь длинная прогулочная прибрежная зона для всех.
Они пользуются популярностью у местных жителей, пикников мы видели немало.
Симпатичный прогулочный двухпалубный теплоход с авантюрным названием. Его интерьер оформлен как пиратская харчевня с деревянной отделкой.
Начинает надвигаться Москва-Сити, куда мы держим путь.
Загадочная капитанская рубка.
За 2 часа дети переместились по теплоходу сотню раз в самом хаотичном порядке.
Краснопресненский завод железобетонных конструкций. Эти берега, близкие к Сити, активно застраиваются, и завод тоже под вопросом сноса.
Московский международный деловой центр "Москва-Сити" являет собой эффектный городской пейзаж. Мы будем огибать его вместе с рекой, и он будет всё больше занимать видимое пространство.
Ещё сохранились в этих районах старые домишки, утопающие в зелени. Район Шелепиха. Откуда такое название? По протекающей тут в давние времена одноимённой речки. А откуда она заимствовала столько странные слоги, историки точно не выяснили.
А эту картину по праву назовём "Москва - город контрастов". Грузовой причал бывшего Мелькомбината №4 на Шелепихинской набережной. Этот зерноприёмник принимал зерно с барж и передавал в мелькомбинат по подземному тоннелю. На фоне растёт жилой комплекс Headliner. Между ними пятиэтажки 50-х годов.
Закаты особенно удивительно смотрятся с воды. Чувства обволакиваются сверху и снизу. Чудесны розоватые небеса и мерцающие розоватые воды. В закате задремала красотка-церковь Покрова в Филях, они перекликаются цветом.
Между автомобильным Шелепихинским и железнодорожным Белорусским мостами уже историческая территория Западного речного порта. Он был основан под навигационные нужды, которые раскрылись широко в связи с открытием Канала имени Москвы. В 2000 году порт обанкротился. Сейчас на его территории строят ЖК "Западный порт. Кварталы на набережной". Глючный дебаркадер как призрак былого, ведь с 2013 года город борется с дебаркадерами, не по правилам они стоят.
Геометрия мегаполиса. Как ни крути, мощь не оставляет равнодушной.
Сооружения Мосводостока перед Дорогомиловским железнодорожным мостом, по которому бегают "ласточки" Московского центрального кольца.
Из-под него выныриваем, и над нами основания некоторых ультрасовременных небоскрёбов. Опять же интересны эти виды именно с реки, когда в поле зрения больше, чем когда стоишь под ними.
Гордые корабли у набережной Тараса Шевченко. Кутузовский район, замкоподобные сталинские жилые дома.
Впереди модерновый торгово-пешеходный мост Багратион (открыт к 850-летию Москвы), который соединяет Москву-Сити с Кутузовским проспектом.
Причал "Международный" под сенью Экспоцентра, к нему подойдёт наш теплоход.
Башня "Эволюция" своей фантазийной линией мне симпатична. 52 этажа, 255 метра. Кажется, что вкручивается в небо.
Финальный взгляд на город с борта теплохода. Уникальный вид сразу на две сталинские высотки: гостиница "Украина" и жилой дом на Кудринской площади. Между ними Белый Дом. Мы видим примерно 4 километра. Справа громоздкое бордовое здание, как памятник промышленной архитектуры. Это бывший Трёхгорный пивоваренный завод. Сейчас здание окутано легендами: на его крыше играет модные ритмы загадочный клуб не для всех - "Крыша мира".
Мы швартуемся на причале "Международный" и сходим по трапу на Краснопресненскую набережную. Мне лично всегда чуть жаль покидать корабль.
Мы плыли на теплоходе "Юнга", знаменитом речном трамвайчике самого удачного советского проекта 544. Речная прогулка - это полноценное мини-путешествие. Как будто не два часа прошло, а полдня. Это приятное приключение с двумя причалами, шлюзом, мостами и головокружительными высотками останется с нами на всю жизнь. Любые путешествия расширяют и обогащают нас. Вся информация о прогулке Троице-Лыково - Москва-Сити.
Карта пути:
Фото и рассказ: Вера Ужва
Другие речные прогулки из ассортимента RiverTickets:
Кругосветка вокруг Серебряного Бора
По Яузе и вокруг острова Балчуг на катере "Вирга"
Как мы закрывали фестиваль "Круг Света" с теплохода RiverTickets
По зимней Москва-реке на яхте-ресторане "Erwin.Река"
Московская Гранд-прогулка на теплоходе "Маэстро"
Другие публикации о речных прогулках:
На теплоходе "Княжна Анастасия" по каналу имени Москвы
На теплоходе "Дубна" по Волге через шлюз №1