Большое Московское речное путешествие
Знаете ли Вы, что речная навигация в Москве не останавливается круглый год? В зимний период по реке могут ходить теплоходы с ледовым поясом и с климатической системой на борту. Сегодня мы отправляемся в Большое Московское путешествие на белоснежном пассажирском лайнере «Маэстро», единственном представителе уникального проекта судов Р-102, построенном в Перми. Большое Московское путешествие — это уникальное предложение от нашего партнёра Rivertickets: круиз выходного дня через всю столицу. Маршрут проходит от Москва-Сити на северо-западе, через весь центр, огибая примерно четыре излучины, далее отправляется вниз по течению в южные районы, проходя интересную акваторию Нагатино, достигает шлюза №10 в Печатниках, делает там разворот и возвращается к Москва-Сити тем же длинным путём. Продолжительность всего маршрута — около 7,5 часов! Это действительно круиз выходного дня, который дарит массу впечатлений и полноценный релакс.
Отправляемся в путь от причала «Мост Багратион», на другом берегу от Москва-Сити.
Иногда добавляем фотографии маршрута с других прогулок. Не удивляйтесь :) Мы отходим в южном направлении. Слева Пресненский район, Сити, Центр международной торговли, справа - Дорогомилово с гостиницей «Украина».
Что интересно, мы не только плывём, но и обедаем по пути. В качестве приветственного напитка попиваем из трубочки самодельный лимонад. Это особенно нравится 4-летнему пассажиру.
На причале «Гостиница Украина» ждут отправления в рейс супер-яхты флотилии Radisson Royal Moscow. Они тоже круглогодичные суда. О зимней прогулке на одной из этих комфортабельных яхт можно с подробностями читать тут.
Одно из интересных явлений, которое наблюдаешь по берегам Москва-реки в центре — это архитектура в стиле сталинский ампир. Сам ампир возник во Франции во времена Наполеона (от французского empire — «империя»). Этот стиль характеризуется наличием классических элементов — колонны, пилястры, лепнина, репродукции античной скульптуры, а также равновесием и симметрией. Сталинский ампир более эклектичный. Он соединяет в себе элементы позднего классицизма, наполеоновского ампира, барокко, постконструктивизма, даже неоготики. Это направление также именуют «стиль триумф». Ему типичны барельефы и мозаики с советской символикой. Дом №5/13 по Смоленской набережной, перед Смоленским метро-мостом — яркий образец сталинского ампира. Дом 1955 года называли генеральским, так как в нём проживали многие генералы и маршалы. Также знаменитыми жильцами были балетная пара Екатерина Максимова и Владимир Васильев. В былые времена на этом месте находилась печально известная трущоба "Ржанова крепость" или просто арженовка, яркий образец московского дна.
Невысокое здание на следующей Ростовской набережной около видного полуциркульного Дома Архитектора — это бывшая Алфёровская женская гимназия 1906 года. Ныне Хамовнический суд, где проходили многие громкие судебные разбирательства, включая дело Ходорковского, Pussy Riot. В этом здании снимали сцены из «Мимино» и фильм Рязанова с Гурченко, Ахеджаковой, Крючковой, Купченко «Старые клячи».
GreenWord очень любит 3-километровый берег Воробьёвых гор. Москва однозначно является самой зелёной столицей в мире, позволяя себе такие природные массивы и в центре города, и по окраинам.
О том, что в парках царит счастье, мы уже много лет рассказываем в нашем авторской фотопроекте Green Moscow.
Просим персонал угостить нас вегетарианским обедом, нам идут на встречу. Свежий овощной салатик выглядит таким ярким в пасмурный день.
Мы огибаем Хамовническую излучину Москва-реки вдоль одноимённого района. Универсальный спортивный зал «Дружба», который относится к комплексу Лужников, наконец перешёл в финальную стадию реконструкции. В народе его называют «Черепаха», «Паук», «Тарантул» из-за железобетонных лепестков, которые составляют каркас здания. «Дружбу» в стиле советского модернизма построили специально к Олимпиаде-80. Один из авторов проекта — архитектор Рожин, который строил сами Лужники в 1956 году. Подвижные трибуны внутри здания можно передвигать или убирать. В зале проводятся соревнования по теннису, волейболу, художественной гимнастике, фехтованию, борьбе, спортивным танцам и мини-футболу. Говорят, после Олимпиады-80 зал должны были разобрать, и он был слишком жарким летом и слишком холодным зимой. Надеемся, после реконструкции «Дружба» восполнит все технические огрехи и перейдёт на новый уровень.
За время плавания по Москва-реке мы перефотографировали уже большую часть столичного флота, ведь корабли — это прекрасная романтика. «Держава» — новый для нас теплоход. Построен по новейшему проекту в 2014 году и предназначен для банкетов максимум для 35 человек. Интересно и заметно оформлен.
Фрунзенская набережная сплошь застраивалась по индивидуальным проектам в стиле ампира после того, как в конце 30-х её облицевали в гранит и тем самым защитили от наводнений, от которых страдала Москва. Дома на этой набережной, ранее называвшейся Хамовнической, можно внимательно разглядывать и изучать все веяния той архитектурной эпохи. У нас в кадре двенадцатиэтажный дом №1 по 3-й Фрунзенской улице 1953 года. В этот пасмурный день привлекло внимание лососевое оформление трёх нижних этажей и массивная полукруглая арка во двор. В этом доме жил советский поэт-песенник Евгений Долматовский, о чём рассказывает мемориальная доска на здании.
Отдых на воде — это однозначно правильный выбор после насыщенных трудовых дней. Особенно такой длительный рейс и под такую приятную музыку, где известные мелодии мягко переплетены с современными лондж-ритмами.
Пречистенская набережная по левому борту продолжает Фрунзенскую набережную и ведёт к Кремлю. На ней тоже собрались интересные архитектурные объекты. Дом №11 — это бывшее Техническое училище имени Флора Яковлевича Ермакова. Здание интересно тем, что при его строительстве в 1905 году впервые в Москве применялись железобетонные основания и сваи. Флор Ермаков — купец-благотворитель, владелец текстильных фабрик в Москве и в Вышнем Волочке. Он завещал 3 миллиона рублей в пользу бедных. На эти деньги и было построено это училище плюс 3 ночлежных дома. После революции сюда переехал Московский электротехникум, в российское время уже МЭЭК — Московский экономико-энергетический колледж, ныне вошедший в состав Академии народного хозяйства. Более 100 лет здесь обучали энергетиков высокой квалификации. Вся энергетическая система Москвы и других городов России обслуживалась выпускниками этого уникального учебного заведения. Стиль здания можно отнести к краснокирпичной эклектике, которую по-другому именуют цигельбау. На верхнем этаже училища располагался домовой храм мучеников Флора и Лавра, в 2000 году в нём возобновились богослужения.
Подходим к доминанте маршрута — Московскому Кремлю. Эта самая крупная средневековая крепость никогда не оставляет равнодушными. Расскажем здесь некоторые истории. По легенде князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир. Посреди болота в тумане он увидел «огромного чудного зверя с тремя головами и пёстрой шерстью". Его прорицатель, греческий философ, объяснил так это видение: «встанет в этих местах град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. Сойдутся сюда люди всех племён и народов». Как известно, Кремль имеет форму неправильного треугольника и стал основой великого города, в котором во все времена жили люди самых разных национальностей. Вскоре после того, как Юрий Долгорукий поселился на месте будущей Москвы, к нему приехали его братья. Была большая попойка, в результате которой братья договорились действительно ставить тут город с вратами на полдень и закат (то есть юг и запад). Была составлена бумага, которую как раз можно считать первым упоминанием Москвы в летописях. А так то люди на этом месте жили задолго до Кремля и 1147 года.
Мы тем временем прошли Зарядье, сделали там остановку, минули Высотку на Котельнической, нырнули под Садовым кольцом на Краснохолмском мосту и поплыли на юг. За Новоспасским мостом в районе метро Пролетарская разглядываем ещё один образец цигельбау, который ввёл в Москве промышленный архитектор из Германии Максим Карлович Геппнер (русский аналог его имени). Это машинное отделение его авторства было построено в 1898 году в кирпичном стиле: без штукатурки, с декоративными башенками, декоративными бойницами, пилястрами и карнизами. Здесь находится ремонтно-механический цех управления канализации Мосводоканала. Это уже Крутицкая набережная.
Уникальным историческим объектом в этой части пути является Симонов монастырь в Даниловском районе. Это одно из древнейших сооружений города. Был основан в 1379 году родственником и последователем Сергия Радонежского — преподобным Фёдором. Это был один из оплотов древней столицы, защищавший южные подходы города от неприятеля. Например, в 1591 году он сыграл важную роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея. Отсюда вышли многие религиозные деятели, здесь были погребены многие именитые деятели искусств, представители дворянских династий. Монастырь сильно пострадал во время польско-литовской агрессии VII века, а ещё больше при советской власти. Сохранились три башни, южная стена и фрагмент западной, Тихвинская церковь с трапезной палатой и хозяйственная постройка "сушило". На фото массивная 16-гранная башня "Дуло". Можно разглядеть элементы древней архитектуры — шатёр со «слухами», двухъярусная восьмигранная «смотрильня» наверху, три ряда бойниц, расположенные в шахматном порядке. Рядом с этим монастырём можно гулять в детском парке Липки: о нём в нашем проекте "Парки Москвы".
К середине круиза как раз вовремя подают горячие блюда. Один вариант вегетарианского блюда — фетучини с грибами под сливочным соусом. Фетучини, вид пасты, популярный в Риме, представляет собой тонкие плоские полоски теста. Изучаем тонкости по ходу маршрута, у нас полно времени.
Другой вариант — ризотто с грибами и томатами. Ризотто — это итальянское блюдо из сортов риса богатых крахмалом, что придаёт блюду мягкий, сливочный вкус. А на «Маэстро" хорошо готовят!
Теперь мы идём по Нагатинскому спрямлению, который был прорыт в 60-е годы на месте старицы Москва-реки, в так называемом Новинском рукаве. Подходим к Нагатинскому мосту, постройке 1966 года. Это совмещённый мост: в одном ярусе проходят автомобильное полотно и Замоскворецкая линия метрополитена между станциями Технопарк и Коломенское.
Мост связывает район Нагатино по правому борту и полуостров Натагинская пойма по левому. Сейчас эту пойму занимает тематический парк «Остров мечты», а мы гуляли там, когда пойма была ещё зелёной экологической зоной. Нам жаль, что зелёные зоны уменьшаются в городе. Южный речной вокзал расположен в Нагатинской пойме с 1985 года. Это интересное здание в стиле советского модернизма. В настоящее время здание вокзала не используется пассажирами, долгое время тут работала ярмарка детских товаров. Впрочем, некоторые теплоходы тут останавливаются. Очень хотелось бы, чтобы здание вернуло свои речные функции.
Мы минуем Нагатинскую пойму и входим в самый широкий участок основного русла Москвы-реки на территории столицы — акваторию Южного порта. Крупнейший грузовой порт Москвы был построен в 1939 году руками заключённых в исторической местности Сукино болото.
Отдохнуть от индустриальных и типовых жилых застроек нам позволяет Бобровый остров. Он образовался в акватории порта после спрямления русла Москва-реки. Его отделяет от Нагатинской набережной 117 метров Нагатинского рукава, по которому мы и идём. Длина острова — 1200 метров, максимальная ширина — 156. Он необитаемый, и на нём действительно обитают бобры. Достоверно неизвестно, откуда они здесь появились.
А у нас на корабле так тепло и уютно в эту позднюю осень.
Время выпить чашечку тёплого чая. Опять же с итальянским блюдом. Панна-котта — это североитальянский десерт из сливок, сахара, желатина и ванили. Переводится с итальянского как 'варёные сливки'. На «Маэстро» его подавали под ягодным пюре и со свежей мятой.
Перед Перервинской плотиной, части Перервинского гидроузла 1935 года, мы делаем разворот и остановку на причале Печатники. В летнем кадре купола Николо-Перервинсого монастыря XVII века. Наше путешествие длится уже больше трёх часов, и мы только в его середине. Уже очень хорошо отдохнувшие мы готовы плыть дальше, вернее назад, ещё столько же. Теперь нашему взору, но уже в сгущающихся сумерках, откроется в подробностях правый берег Москва-реки.
Иногда выходим проветриться на свежей воздух на верхней палубе. Длина «Маэстро» — более 50 метров, ширина — почти 10. Основательный корабль!
Замечен пассажир, плывущий «зайцем».
Причал комбината «Мосинжбетон» в Варшавском районе выглядит живописно на индустриальный манер.
Чуть выше по течению железнодорожный Даниловский мост. Его первоначальный проект был реализован в 1907 году инженерами Н. А. Белелюбским и Н. А. Богуславским и назван Алексеевским в честь юного наследника престола Алексея Николаевича. В советское время его называли Кожуховским, а в новое российское уже Даниловским. В конце 90-х полукруглые фермы моста были заменены на новые прямолинейные.
После прохладной улицы фотоаппарат запотевает в тёплом закрытом салоне. Поэтому Данилов монастырь получается у нас размытым. Это ещё одно древнейшее сооружение Москвы — 1282 год! Был основан младшим сыном Александра Невского - Даниилом Московским. Как и пристало монастырям того времени, он был призван оборонять город от неприятеля, прежде всего крымских татар. Монастырь имеет высочайший статус ставропигиального, то есть независимый от местной епархиальной власти, подчинённый непосредственно патриарху. Данилов монастырь является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси. Хорошо видны зелёные купола Церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе в стиле позднего классицизма. А если приглядеться, то отсюда же можно видеть Шуховскую телебашню на Шаболовке, уникальную гиперболоидную конструкцию 1922 года высотой 160 метров.
И вот мы уже обратно в центре. На стрелке острова Балчуг топорщатся в небо башни бизнес-центра «Риверсайд Тауэрс».
Мы вновь делаем остановку у причала «Большой Устьинский мост» в старинной местности Кулишки. В XIV веке это была восточная окраина Москвы, через которую пролегала дорога на Владимир и Коломну. Кулишки в переводе со старославянского означает "болото или заболоченная низина". А ведь остров Балчуг на другом берегу почти обозначает то же самое. Такой болотистой была Москва долгие века, пока её не заложили в гранит, асфальт и бетон. Барочный Каменный храм святого Николая Чудотворца в Заяицком был возведён в 1754 году на месте деревянного XVI века и предыдущего каменного рухнувшего. Храм не пострадал в пожаре 1812 года, но наполеоновские войска разграбили утварь, которую потом восстановили на пожертвования. В советское время соседний Мосэнерго устроил в храме трансформаторный цех и электроремонтную службу. Купола храма и колокольни украшены люкарнами — оконными проёмами в лепном обрамлении. Историки расходятся в версиях этимологии названия «заяицкий». Одна из версий гласит, что это могло быть исковерканное слово «заяузский», так как в течение столетий храм замыкал перспективу поймы Яузы. По другой версии здесь жили монголы из Заяицкой Орды. Вот чем увлекательны прогулки по Москва-реке: это бесконечный процесс разматывания исторических слоёв и историй великого древнего города.
Бонусом для нас стало полчаса продления прогулки мимо Москва-Сити ещё на запад почти до района Хорошёво-Мнёвники. Мы не торопились причаливать, насколько замечательно мы отдыхали. Но любое путешествие завершается, оставляя за собой шлейф прекрасных ощущений и воспоминаний. Благодарим Rivertickets за уникальное предложение и его качественную реализацию!
Карта пути:
Фото и рассказ: Вера Ужва
Другие речные прогулки из ассортимента RiverTickets:
Кругосветка вокруг Серебряного Бора
По Яузе и вокруг острова Балчуг на катере "Вирга"
Из Строгино через шлюз №9 в Москва-Сити
Как мы закрывали фестиваль «Круг Света» с теплохода RiverTickets
По зимней Москва-реке на яхте-ресторане «Erwin.Река"
Московская Гранд-прогулка на теплоходе «Маэстро»
Фейерверки в День Победы с центра Строгинского затона
Свидание на теплоходе «Юнга»