Выставочный проект Mystic Universe
В ноябре в центре дизайна ArtPlay открылся портал в миры подсознания, духовности, мистики и восточной картины мира. Международная компания FullDome реализовала новый выставочный проект передовых визуальных и визионерских технологий. Тема выставки — Мистическая Вселенная. Проект так и называется Mystic Universe. До этого на этой же площадке FullDome представлял успешный двухгодичный выставочный проект Samskara (подробно об этом). Сейчас, кажется, сделан шаг на порядок дальше. Фактор иммерсивности, то есть погружение с задействием сразу нескольких сенситивных каналов, захватывает посетителя ещё глубже. Что нас ждёт внутри? Масштабное шоу 360, увлекательное интерактивное пространство, визионерское искусство, 3 сферических мультимедиа купола с 3D стереофильмами, 2 панорамных экрана, кинетические инсталляции, усложнённый цифровой контент, интерактив, генеративная графика, мэппинг на воссозданные скульптуры и ещё много всего. Mystic Universe — самый технологичный проект года на площади полторы тысячи квадратных метров. Здесь происходит небывалый синтез технологий, виртуальной реальности, искусства и даже истории и архитектуры.
Духовное здесь переплетается с мистическим, сказочным, древнецивилизованным, футуристичным и фантастичным. Такого визуального и смыслового погружения, возможно, ещё не бывало. Войдя, ты покидаешь мир внешний, и иммерсируешь в сферу подсознания. Форматов воздействия не сосчитать, потому ты как будто в ловушке, попал в метафизическую паутину. Вот и отлично, теряться — иногда полезно, если делаешь это осознанно. Подсознание тщательно пишет, а ты идёшь за новым опытом, если готов, смел и подкован. На пути ты встретишь личное, от чего глаза раскроются шире. Встретишь и безличное, от чего испытаешь трепет. С посетителем много чего происходит. Тайна не будет открывать себя легко (с).
Итак, отправляемся в фантастическое путешествие по астральному миру. Для начала мы проходим врата, сквозь заросли лиан, которые символизируют заблуждения сознания, мешающие нам двигаться к источнику понимания. Но мы всё таки пройдём.
Как будто отрезанные от внешнего мира, мы попадаем в зал с работами культового художника-визионера Luminokaya, Кирилла Иванова из Санкт-Петербурга. Его можно назвать бесстрашным исследователем духовных тайн в человеческом воображении. В своём творчестве он смешивает образы сущностей из других измерений - демонов, божеств и аватаров - с сакральными символами и фрактальной геометрией. Галерея располагается под куполом, на котором демонстрируется видео с оживлёнными картинами этого автора.
Художник с таинственным именем Luminokaya объединяет образы древних цивилизаций с биомеханикой в стиле арт-деко, стим- и кибер-панк. Его работы многогранно насыщены загадочными механизмами и организмами. Изучение работ в этой галерее сразу сбивает посетителей с толку, бросает вызов восприятию. А вы знаете, что череп это не только олицетворение смерти? Это также символ мудрости и глубокого понимания мира. Создатель этих полотен определённо глубоко вглядывается в мир и приглашает в это исследование своих зрителей.
На следующем этапе мы заныриваем налево и направо в отдельные комнаты, где мы можем закрыть за собой дверь и остаться один на один в фантастических пространствах. Это самые популярные фото-зоны на выставке. Инсталляция «Панорамы миров» представляет из себя узкую зеркальную комнату, где технически всё несложно: расставлены и развешены белые и разноцветные шары. Но их мега-множественные отражения превращают пространство в макет вселенной, где нет ни малейшей возможности сосчитать и осознать масштаб количества элементов. Это и есть пример элементарной бесконечности, в которой каждый для себя определяет своё положение. Английский философ Беркли выделял "мир в уме": важно не то, что мы видим, а как мы это понимаем. Каким видишь мир ты и своё место в нём? Где границы этого мира? А где твои границы? Остановись на мгновение, спрячь свой смартфон и провались во множестве, чтобы затем по новой обрести себя в целостности. Вызов? Да.
В зеркальной комнате напротив захват сознания происходит ещё более интенсивный. Кинетическая инсталляция «Дыхание Вселенной», отражённая бесконечно по всем поверхностям, намекает на то, как пульсирует Вселенная, подобно исполинскому сердцу. Неудивительно, что вращение перед глазами этих галактических щупалец вызывает ощущения присутствия вблизи Чёрной Дыры. Создание, исчезновение, создание, исчезновение, пульсация космоса и неведомая изначальная тайна. Тут будет заворожен любой.
Созерцание этого движения отправляет в некую трансцендентную медитацию. Как будто происходит массаж под кожей головы. И постепенно посетитель растворяется, на эти мгновения отбросив обыденное мышление. Ведь очевидно, что идеи здесь струятся из самых невообразимых тайн.
Далее мы попадаем в удивительное место с двумя 24-метровыми панорамными экранами на стенах. В этом зале располагается воссозданная копия крупнейшего индуистского храмового комплекса Ангкор-Ват в Камбодже. В самом центре экспозиции располагается 3D-миниатюра города-храма. Несколько удивительных фактов об этом сооружении. Храм Ангкор-Ват, посвященный индуистскому богу Вишну, — самая большая культовая постройка в мире, он занимает площадь в два квадратных километра. Внутреннее сооружение представляет собой 5 башен в форме лотоса. Центральная башня сильно возносится над святилищем и имеет шахту, которая заполняется светом в момент солнцестояния и где хоронились правители. Сам Анкор был самым большим поселением доиндустриальной эпохи, и по площади превосходил современный Нью-Йорк.
По легенде Ангкор-Ват строился как некий портал в другую реальность. Екатерина Косолапова, куратор выставки, комментирует основную идею выставочного проекта: «Современное искусство зачастую воспринимается без фундамента, без истории. Человек видит красивую картинку, но не понимает, в чём смысл. Наша задача в первую очередь использовать технологии таким образом, чтобы они раскрыли те самые вещи, те самые картинки, которые здесь представлены. Выставка посвящена метафизическому устройству космоса. Разные цивилизации представляли себе устройство мира по-разному, и здесь мы представляем одну из концепций, как её видели цивилизация кхемеров и цивилизации Индии».
За храмом встречаем скульптуру, изображающую Гаруду, мифического царя птиц. Он олицетворяет просветленный разум, мужество и силу. Он считается один из самых мощных проводников в путешествии по другим мирам. По легенде, на его спине можно перенестись в любую точку времени и пространства. Мудрецы обращаются к нему, а демоны и змеи трепещут перед одним его именем. Ведическая культура бесконечно интересна (о ведическом фестивале).
Программа выставки включает в себя не только разглядывание скульптур, инсталляций и контента на экранах и картинах. Программа богата насыщена живым действием. По локации прогуливаются персонажи в мифических костюмах, готовые рассказать их смысл, проводятся актёрские экскурсии, сессии йоги на ходу, лекции по мирозданию, практики звукотерапии, рейв-медитации, музыкально-поэтические перформансы и разное другое. Стоит следить за новостями проекта в его соцсетях: Vk, Fb, Insta.
В восточной мифологии, существует поверье, что входы в святилища охраняют львы, драконы, тигры и другие устрашающие животные, для того, чтобы напугать нечестивых и защитить священное место. Для того, чтобы переместиться дальше по выставочному пространству, нам придётся пройти через древние гопуры (ударение на О): надвратные башни в храмовой стене. С помощью видеомэппинга, то есть проецирования 3D изображений на рельефные объекты, гопуры Mystic Universe становятся буквально живыми. Создаётся реальное ощущение присутствия стража на пути. Позволяй своей фантазии фонтанировать: это обогащает творческую сторону личность, украшает обыденный мир, даёт возможность находить новые пути развития. Кстати, родоначальником видеомэппинга является компания Disney, которая впервые использовала этот приём оживления поддельных отрубленных голов в Диснейленде в 1969 году.
И через эти врата мы буквально переплываем в следующее пространство, раздвигая руками люминесцентные водоросли и вовсе не склизских медуз. Здесь особенно любят фотографироваться девушки.
В следующем зале проходит беспрерывный показ короткометражного фильма «Путешествие йога по Мистической Вселенной», сделанный студией 360ART. Создатель фильма — Игорь Баранько, известный украинский художник-график, работающий в технике «рисованных историй» (комиксы и манга). В рамках проекта FullDome он работал над отрисовкой Махабхараты, великого древнеиндийского эпоса. Причём, для создания графической версии грандиозного эпоса художник провёл несколько лет отшельником в храме в джунглях Таиланда. Индия — загадочная страна. Западному человеку сложно погрузиться в культуру, корни которой уходят в мифы и легенды, в тексты, написанные более пяти тысяч лет назад. Западные люди привыкли опираться на переменчивую науку, и поэтому наша картина мира постоянно меняется, переворачивается после каждой "научной революции". В то время как индийская культура строится по иным принципам. С детства впитывая легенды о бессмертных героях, противостоянии богов и демонов, о перерождении души и многочисленных параллельных мирах, получая эту картину мира "с молоком матери", индусы видят нашу жизнь в принципиально ином свете. Именно здесь кроется ключ к пониманию так называемой загадочной Индии. Дело не в климате, религии, или мифологии, а в возможности увидеть, как эти истории оживают и проявляются в повседневности обычного человека. Мифология — это не выдумки, мифология — это отражения. Этот фильм — попытка визуализировать восточную картину мира через западное искусство и современные технологии. Фильм создан в формате 360°, это означает что изображение буквально окружает зрителя. Практически любому зрителю кажется, что это не йог летит сквозь миры, а он сам. Последовательно и с чёткими акцентами показаны низшие миры из темных уголков Вселенной, человеческий мир с его заблуждениями и верхние планеты, населённые полубогами и богами, где мудрость, блаженство и близость к Источнику превосходят любые наши представления об этом. Всего представлено 14 миров, и хочется, если честно, больше :) Зрители отмечают, что в процессе просмотра возникает ощущение движения по американским горкам, а также удивляются невероятному объёму картины, который обозреваешь без специальных очков. Важно отметить, что фильм отрисовывали 7 лет вручную на огромном полотнище (20 метров), состоящем из маленьких кусочков А3, где художник детально прорисовывал каждого из героев на основе исторических сведений. Данный фильм будет интересен самой широкой аудитории: от любителей восточных сказок и легенд до киноманов, которые хотят расширить привычные границы своего кино-опыта. Но прежде всего, зрителям с активным интересом к параллельному изучению макро- и микрокосмоса. Смело заявляю, что этот фильм может стать духовным опытом, так как затрагивает струны души и сознания, заставляя резонировать.
Насытившись вселенскими мирами и поразмышляв о своём месте в них, выбираемся дальше, чтобы теперь столкнуться со своими личными множественными отражениями в пространстве мягких зеркал.
И вот мы в главном зале, уже пройдя ряд очищений и отшелушив часть банальностей сознания. И что же мы видим? Миры из «Путешествие йога по Мистической Вселенной» выплеснулись на огромные шары, и мы на новом этапе оказываемся захваченными в образы неведомых уровней Вселенной и вызовов, которые они нам бросают.
Нас встречает образ Брахмы, бога творения в индуизме. В Махабхарате Брахма называется «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность». Его проявленная форма была рождена из цветка священного лотоса в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. Неудивительно, что именно дойдя до последнего уровня выставочного проекта, мы встречаемся именно с ним.
Несколько огромных шаров можно катать или перебрасывать по пространству. Они отражают мир и происходящее вокруг, мир в мире. Метафизически игриво, не правда ли? Но здесь мы также попадаем в музыкальный портал, который создают музыканты и диджеи под огромным медиакуполом с генеративной графикой авторства именитого Юлиуса Хорсхаюса (Julius Horsthuis). Он медиа-художник, гуру фрактальной анимации, номинант «Грэмми» из Нидерландов. За его плечами многолетний опыт работы по созданию спецэффектов на съемочных площадках по всему миру. Самое время утопать в музыке, которая окружает и обтекает. Mystic Universe уже стала популярной площадкой с отборными музыкальными программами.
На открытии за пультом управления заслуженный мастер Astropilot. Его имя обещает полёт по галактикам, и так оно и происходит. Дмитрий плетёт фрактал за фракталом, как те, что складываются у него над головой. Поток этой мощной музыки вертит нами, пульсирует нами, то разгоняет галактически, то замедляет сокровенно по вибрирующим траекториям. Музыка звучит то сурово для самых отважных, то деликатно для самых душевных струн. Удивительный прыжок сознания происходит при выходе из мастерских пауз ритма, уникальное переживание вспыхивает при смелых перемещениях между тональностями. Мы поражаемся диапазону таланта этого автора, который как будто играет на фрактальном рояле. Ритм изменчивого характера не прекращается ни на миг, поэтому проживается полноценная внутренняя история. Такая дискотека есть полноценная активная медитация, прочищающая каналы. Можно смело предположить, что Дмитрий Astropilot проводит поток из космоса внеземной музыки через себя на нас. Грандиозная работа. Потом требовалось время, чтобы заземлиться в удобных обволакивающих креслах FullDome, чтобы затем уже с проработанным сознанием отправляться дальше по миру сакрального визуала.
На зимних каникулах в пространстве Mystic Universe происходила Новогодняя Мистерия: каждый день раскрывалась музыкальная программа с участием артистов и шоу-кейсов лейблов, работающих с тематическими направлениями музыки. Мы присутствовали в закрывающий день - 8 января. Попали на выступление легендарной группы "Глупый Белый". Название может вызвать скепсис, но мы не будем торопиться с оценками, находясь в мистическом пространстве. Здесь всё может оказаться не тем, чем кажется на поверхности. Слушаем группу из 5 музыкантов, и очень быстро они уводят в глубокий шаманский ритм, где смешивается звучание народных инструментов, барабанные ритмы, психоделический рок, современная электроника с элементами даба, трип-хопа и транса. Создавалось впечатление, что пять потоков сливаются где-то выше в единой поток тонкого метафизического смысла. В их музыку вплетены исконные мотивы, близкие всем нам на интуитивном уровне. Мне не хотелось, чтобы эта музыка прекращалась.
Удивительным зрелищем затем предстало перед нами аудио-визуальное шоу Meros. «Meros» переводится с древнегреческого как «часть». Это слово включает в себя понимание всего частью Божественного творения, частью космоса, частью друг друга. В танце и песнях предстают архетипические образы, которые являются своего рода проводниками между зрителем и вселенной. В шоу используются подлинные тексты и мелодии из скандинавских и греческих писаний, песни на на древнеславянском, древнеисландском языках наряду с индастриал-техно электронными ритмами, которые оказывают мощное воздействие на зрителя. Возникает желение разгадывать символическую игру взаимоотношений между ведущей героиней (Елизаветой Соловьёвой) и двумя подчинёнными ей танцовщиками (Лера Банина и Сергей Митрошин). Танцевальное шоу рассказывает о зарождении вселенной из тёмной материи, движении звёзд и планет, формировании мира, появлении жизни и человека. Древние произведения служили источником вдохновения, но были трансформированы в современное прочтение. Я видела шоу дважды, и оно каждый раз раскрывается по-новой, как фрактал. Шоу является прекрасным оживлением мифологической картины миры и прекрасно коррелирует с основным форматом выставки. Кстати, сценическую игру Лизы мы могли также видеть в мистическом шоу Samskara, которое проходит на другой медиа-площадке АтмаСфера 360° от компании FullDome.
Закрывал музыкальную новогоднюю мистерию заслуженный диджей Tonal Fantazy, пионер и ветеран московского диджеинга (за пультом с 1993 года), резидент некоторых проектов FullDome, мастер глубинного даунтемпо с уникальным вкусом к стилю медленного транса. В этот вечер Tonal под огромным куполом играет сет воздушной музыки, которая рождает ассоциации с летними днями на любимых фестивалях и заставляет кружиться в длинной юбке. Послушать чудесный сет можно здесь.
Гости пространства Mystic Universe чаще всего оказываются в центре своего личного циклона, проходя все стадии предложенного мистического погружения. В главном зале они выравнивают свои состояния через потоки отборной музыки с непременными эзотерическими элементами. Музыку здесь можно слушать, сидя в обволакивающих креслах, стоя и наблюдая или танцуя в свободном стиле. У каждого своё внутреннее путешествие по мистической вселенной. Уже очень многих объединила эта выставка-портал.
Ещё в большом зале находим закутки, которые оформлены фантастически. Заходя в каждый из них, мы как будто перемещаемся между параллельными мирами, сосуществующими единовременно. В проявленном мире гармонии природные формы переплетаются с формами сакральной геометрии — божественной пропорциональности. Мечтать о гармонии полезно и стоит двигаться по чуть-чуть в этом направлении.
Заглянем также на станцию инопланетного флуоресцентного леса. Кто может утверждать, что такого нет во Вселенной?
Выход из основного пространства уникален — через световой фрактальный лабиринт. Это увлекает, он кажется бесконечным, в него хочется возвращаться. Здесь размышляю о том, как простое по своей сути может стать сложным по содержанию, если приложены ум, фантазия и чувство авторов продвинутого уровня. В данном случае я говорю о Георгии Аистове и его команде. Георгий — генеральный директор международной корпорации FullDome, идейный вдохновитель проектов, духовный шаман и передовик визуальных технологий. Он бросает вызов линейному восприятию, недвусмысленно приглашая на следующий уровень познания. Всё, на что направляет своё внимание и действие его команда, приносит серьёзный технологически-духовный результат. Через их проекты есть возможность подключаться к порядкам более совершенного мира.
Кстати, о фракталах. Фрактал — это фигура или структура, которая обладает свойством самоподобия, то есть в каждом большем элементе содержится его уменьшенная копия, и так может продолжаться до бесконечности. Несмотря на всю сложность фракталов, все они состоят из простых базовых фигур. Фрактальную структуру имеют кристаллы, снежинки и многие другие природные объекты. Человек как биологический объект тоже содержит в себе фракталы. «Фрактальность как всеобщее свойство бытия» — постулат, который обсуждается в научных кругах. И если начинать разворачивать свою мысль по этой траектории, то есть по фракталу, то неизменно в этом убедишься. И тогда многое встаёт на свои места и начинает играть новыми красками. Мы давно интересуемся смежными темами Золотого Сечения и мандал, особенно природных.
В проёмах стен фрактального лабиринта нас продолжают завораживать работы Luminokaya. А вы знаете, что 2-х метровая статуя танцующего господа Шивы, подаренная правительством Индии, стоит на территории ЦЕРНА, Центра ядерных исследований в Женеве? Подробности. Это нечто о космическом танце субатомных частиц. Всё фрактально, не находите? Картины, кажется, имеют 3D-объём. Как это происходит?, прилетает удивлённая мысль. Приблизившись, видим, что использована обычная сетка. Это опять к вопросу о том, как элементарное может служить комплексным задачам. Ещё на выставке ставится актуальный вопрос о значимости цифрового искусства. Некоторые полагают, что технологичность может вытеснить настоящее творчество и ограничить глубину художника. Другие же уверены в том, что за технологиями скрывается огромный потенциал. У посетителей есть шанс составить своё мнение.
Вы задумывались, почему в сюрреальных сюжетах часто используются образы рептилий? Рептилии — реликты, то есть представители растительного или животного мира, сохранившиеся как пережиток прошлых геологических эпох. Реликты являются проявлением прошлого в наше время. Что может быть интереснее связи эпох? Кроме того, образы ящериц и змей играли важную роль в мифоритуальных комплексах многих древних народов. Мда... В рамках одного выставочного проекта мы имеем возможность пропустить через себя столь много поразительных тем.
И вот мы выбрались из Мистической Вселенной. Сколько времени прошло, точно не скажешь. На территории духовно-мистического волшебства время определённо двигалось не линейно, по минутам, а сугубо индивидуально. С нами происходило примерно то, что с Алисой в Стране Чудес, когда потолок то неумолимо приближался, то бесконечно удалялся. Теперь в гламурной фото-зоне ты можешь разыграть свою роль, а друг тебя запечатлит в ней. Ведь сейчас это в тренде — фиксировать любую свою роль, раскрывать детально свой мир, свою жизнь. Мистика XXI века становится прозрачнее, возможно, даже поверхностней. Потому те, кто хотят иметь более глубокий контакт с истиной тайной, получают на Mystic Universe очень много ключей.
В сувенирной лавке в холле можно поглазеть и выбрать себе на память или в подарок что-то интересное и тематическое: фантазийные аксессуары, странные статуэтки, фестивальную одежду, атмосферные благовония и в таком духе. Подобный сувенир может стать напоминанием о полученном мистическом опыте. Ведь память — это очень серьёзный инструмент продвижения на нашем пути.
И затем сесть в уютной тематической кафешке и попить чайку с полезными вкусняшками, чтобы наконец заземлиться. Хотя я уверена, многие пойдут на второй круг, а то и на третий, четвёртый... Как вы поняли, пространство выставки имеет несколько уровней, каждый из которого сбивает с толку по-своему. Оно содержит столько переходов, неожиданных закутков, залов, что требуется время и опыт, чтобы сориентироваться. Это подобно путешествию по карте духа, так как на пути ты встречаешь новые и новые резонирующие мотивы и отклики.
Весь проект — это как будто ожившая многоуровневая медитация того самого путешествующего йога. И для искушённых посетителей визит сюда станет настоящей психодуховной практикой. А просто любопытным посетителям будет бесконечно интересно глазеть и фотографировать. Хотя в любом случае в этом комплексе окон-дверей в расширение сознания любой человек заглянет в своё личное. Кто-то узрит чистилище, кто-то красоту и свободу, кто-то мудрость веков и вечные истины, но всё это, как и вся жизнь, лишь отражение того, что есть в нас. Происходящее здесь стоит воспринимать не умом — он не справится, а своим глубинным центром. Те, кто это создал, обращаются именно к нему, из него всё это собрали. И в их команде выдающиеся умы, творцы и исполнители. Благодарим Fulldome.Pro и Art360studio за московский портал в Мистическую Вселенную!
Фото: Вера Ужва, Диана Ахметьянова, Лия Балагурова. Текст: Вера Ужва