Концерт кельтской арфы Alizbar & Ann'Sannat в Есенин-центре
GreenWord.ru

Концерт кельтской арфы Alizbar & Ann'Sannat в Есенин-центре

По приглашению Есенин-центра мы отправляемся туда на концерт кельтской арфы музыкальной группы Alizbar & Ann'Sannat. В переулке Чернышевского в Достоевском районе Москвы неожиданно встретил сказочный домик. Здесь с 2010 года располагается филиал Московского государственного музея С.А. Есенина. Исторически это здание — флигель городской усадьбы С.А. Мейера 1905 года. В начале XX века здесь собирались члены Суриковского литературного кружка, писатели и музыканты - выходцы «из народа». С этим кружком сотрудничал молодой Есенин, который жил неподалёку. Наверняка, в этот месте будет очень культурно и уютно. И божественно музыкально.

есенин-центр

Входим и слышим, как наверху разыгрывается давно любимый музыкант. Предвкушение. Пока ждём концерт, осматриваем выставки в анфиладе комнат. В первом зале встречает Высоцкий, глубоко уважаемый человек. Встреча с его образом всегда радостная, как с родственником. Но выставка посвящена не совсем ему. Она приурочена к 80-летию его близкого друга актёра Ивана Бортняка и их дружбе. Идейным вдохновителем выставки стал художественный руководитель музея им. С.А. Есенина и «Есенин-Центра» Влад Маленко, который 20 лет служил в Театре на Таганке и 25 лет дружил с Иваном Бортником.владимир высоцкий

Цель выставки — отразить творческую дружбу двух знаковых представителей культуры второй половины XX века — Владимира Высоцкого и Ивана Бортника. Посредством художественной части экспозиции её организаторы пытались воссоздать дух Таганки. Цитаты знаменитых людей о Бортнике представлены на стенах, выставлен гримёрный столик Высоцкого из Театра на Таганке. На экране чередуются фотографии героев выставки с их знаменитыми друзьями и кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором снимались оба друга. Символ арт-выставки заключён как раз в образе нарисованной знаменитой «Чёрной кошки» из этого фильма. музей есенина

В экспозиции представлено много архивных фотографий, писем и открыток В. Высоцкого к И. Бортнику, редчайшие виниловые пластинки, подписанные Высоцким Бортнику. Я заворожено разглядывала почерк Высоцкого, крепкий и летучий одновременно. музей есенина +в москве

А по выставке чинно и расслаблено разгуливала кошка. Это хвостатый сотрудник музея. Её зовут Катя. Котёнок, названный в честь художницы музея, появился во время реконструкции здания и теперь живёт в музее. Она ходит очень важно, как будто готовая одобрить то или это. Все посетители реагируют на её появление восторженно и позитивно. Катя очень располагает к этому месту.музей сергея есенина

Другие два зала были посвящены Сергею Клычкову. Я его не знала, но видя его фото на фоне сказочного и любимого особняка Арсения Морозова и другие мифические экспонаты, почувствовала резонанс: свой человек, вероятно. Оказывается, это русский поэт и прозаик, один из ярчайших представителей культуры начала ХХ века. Им восхищались Есенин, Ахматова, Горький, Гумилёв, но его имя на протяжении 50 лет было несправедливо под запретом, поэтому современники его совсем не знают.Сергей Клычков

На выставке «С. Клычков. Ключи к пониманию мира» мы знакомимся с удивительным миром магического реализма, присущего творчеству поэта-мыслителя, погибшего в застенках НКВД. Созерцание этой росписи стен навело на обязательную мысль познакомиться с творчеством Сергея, который родился совсем недалеко от моего родного города Дубна, в деревне Дубровки Талдомского района. Названия его произведений звучат очень привлекательно: «Потаённый сад», «Весна в лесу», «Домашние песни», «Гость чудесный», «В гостях у журавлей» (они водятся в Талдомском районе). государственный музей есенина

На выставке представлены мемориальные предметы, документы и рукописи из семьи С. Клычкова, предоставленные внуками писателя, и редкие материалы из фондов Московского государственного музея С.А. Есенина. В деревне Дубровки, оказывается, есть его мемориальный музей, который ставлю себе целью посетить. Таким образом, Есенин-центр успешно выполняет свою образовательную функцию: подталкивать к изучению, погружению в русскую культуру.поэт клычков

Атмосфера в музее очень располагающая, тонко культурная. Хочется сидеть на кушетках и погружаться в мысли, обдумывать или обсуждать проекты.московский музей есенина

Но в этот вечер мы сюда пришли ради концерта "Сказки вне времени". Выступает знаменитый арфист Элизбар и основанная им в 1994 году группа Ann’Sannat. Это слово в переводе с эльфийского языка, созданного Джоном Рональдом Толкиеном, означает «сказки, отображённые в песнях». Я давно слушаю этого исполнителя и соглашусь, что музыка действительно сказочная и очень раскрывающая.Ann Sannat

Пока музыкантов нет, приближаюсь к сакральной арфе. И кого мы там встречаем? Эльфика Альфиндира, который однажды захотел жить в арфе и теперь его оттуда не выпроводить. Как мне рассказали, иногда он напевает древние эльфийские мелодии, а Элизбар их тут же воспроизводит. Они отлично спелись. Умилительный персонаж.alizbar

Публика собралась культурная, утончённая, но я стесняюсь фотографировать. В зале много представительниц прекрасной половины человечества. музей есенина фото

Рядом со мной на стене, полагаю, образы посетителей и участников различных культурных мероприятий, которые проходят в Есенин-центре.дом музей есенина +в москве

Катя пришла пронюхать, как тут в актовом зале, и возможно, послушать кельтскую арфу. Кстати, в чём отличие кельтской (леверсной) арфы от классической (оркестровой)? Принципиальное отличие в том, что в кельтской нет ножных педалей, регулирующих высоту звука: вместо этого на грифе имеются миниатюрные рычажки, которые позволяют вручную менять звучание каждой струны. Согласно кельтской мифологии, этот инструмент появился благодаря богу Дагде, который мог менять с помощью своей Золотой арфы времена года, играя на ней различные мелодии. Они заставляли людей плакать и смеяться, наполняли душу гармонией и очищали её, вознося к самым небесам.отличие кельтской от классической арфы

На сцене появляется Эдуард Шухари, российско-венгерский арфист, композитор, мультиинструменталист, которого мы знаем под именем Элизбар (Alizbar). Он приступает к настройке арфы. А мы пока немного о нём расскажем. Он закончил Тираспольский высший музыкальный колледж по классу виолончели, но отказался от симфонической музыки и посвятил себя фолку и смежным направлениям, будучи вдохновлённым творчеством Толкиена. Он постоянно осваивает новые инструменты, и на данный момент может играть примерно на двух сотнях. С 2002 года Элизбар увлёкся кельтской арфой и посвятил себя ей почти полностью. Это самый невероятный инструмент для меня. Я слушала арфу Элизбара во время беременности, и она прекрасно гармонизировала моё состояние. В напряжённые моменты жизни арфа Элизбара способна утихомиривать бушующие волны. Слушая эту музыку в живую, я переживала сеанс личной музыкальной остеопатии, то есть восстановление структурного баланса тела посредством восприятия музыкальных волн. Я таяла от этой музыки и позволяла себе немного исчезать. Уплывала в мир грёз и фантазий: настолько ярким был фэнтезийный ассоциативный ряд и настолько атмосферной была эта музыка. И мне казалось, Элизбар тоже немного исчезал, соединяясь со своим инструментом, как с возлюбленной, и растворяясь в высоко духовной музыке. Это была тихая мистерия. Как цитирует Толкиена Эдуард: "Знаете, какое у меня чувство? Будто я внутри песни - понимаете?" alizbar концерт

Группу Ann’Sannat Элизбар создал ещё до того, как начал играть на арфе. Музыка коллектива представляет собой сплав джаза, блюза, фолка и неоклассики. Группа успешно гастролирует по всей России и Европе. Состав группы не раз изменялся за время существования коллектива. На данный момент его составляет пять музыкантов, но в этот день с Элизбаром выступало трое. Анна Батурова играла на хэнг-драмах. Их у неё было три! Для каждой песни она использовала один из них или их комбинации. У каждого инструмента своё звучание, и музыкант использовала нужный звуковой акцент. Также Анна использовала разные шейкеры, которые шуршали и шелестели, как ветерок в ветвях или морская волна по гальке.
Александр Самодум играл на удивительном инструменте-гибриде: харп-гитаре, а также на обычной гитаре. В целом, это был очень мультиинструментальный концерт. При этом все инструменты, кроме арфы, звучали очень деликатно, чтобы не перетягивать на себя звучание, а очень исключительно гармонично дополнять его. В конце концерта Александр Самодум и Элизбар исполнили обертональное пение. При этом два голоса диалогировали удивительным образом: Александр исполнял горловое пение на азиатский манер, а Эдуард рождал европейские распевы. Каждый пел два голоса одноврменно! И это вместе создавало космическое звучание.харп-гитара

Ирина Карасёва исполняла дивные-дивные песни на эльфийском языке. Это было так восхитительно, что каждый раз эти песни в исполнении эльфийки XXI века уносили меня далеко-далеко, а возвращали с ярким желанием реализовывать прекрасное. Это были песни эльфийки, поющей на вершине резной башни на всю огромную долину с хрустальным воздухом, и птицы взлетают, чтобы лучше это слышать. Одна её песня до сих пор поёт у меня в голове, как реализации некой мечты. Все движения Ирины были исключительно плавные, а лицо её было настолько расслабленным, что и у меня расслаблялись все микро-мышцы лица. Мы молодели от этой музыки. Кроме того, Ирина играла на поющих тибетских чашах. Их было много перед ней на столе, и она уверенно и с удовольствием игралась ими. Волна из одной чаши, волна из другой, эту нежно приостановить пальчиком, эти переплести и так далее. Как кружева плела мастерица. Каждая чаша стояла на резиновом кольце, покрытым резиновой тряпочкой, дабы избежать какой-либо дополнительной вибрации. Каждый звук мягко вплетался в нужный момент основной партии Элизбара. Также она использовала серебряный колокольчик с идеальным звучанием, гуиро - деревянную поющую лягушку и перкуссии-косточки, издававшие очень природные звуки. ирина карасева alizbar ann sannat

Элизбар солировал не только на арфе. Он является коллекционером музыкальных инструментов. Дома у него 350-400 инструментов. На концерте были представлены такие неизвестные непосвящённой публике инструменты, как кавал - возможно, самый древний духовой инструмент в мире, на нём по преданию играл Орфей; тамбура - венгерский и югославский струнный щипковый инструмент; пимак - флейта любви североамериканских индейцев (девушка выбирала себе мужа, слушая и не видя претендентов, играющих на ней, и это гарантировало удачный брак); дуклар - гибрид дудука и кларнета; гизуки: корпус гитары с четырьмя сдвоенными струнами, но похожий на кельтский инструмент бизуки по строю; флуер - молдавская и румынская полупоперечная флейта и так далее. Это было настоящее погружение в пространство мировой музыки, путешествие по странам и народностями. Элизбар также упоминал Эолову арфу: инструмент, звучащий благодаря колеблющему струны ветру, названный в честь Эола, мифического повелителя ветров. Они исполняли песни разных культур и разных времён, включая тексты Веры Полозковой, переплетая эти мотивы в соответствии с чувством ритма и такта. Перед концертом Элизбар просил не хлопать после каждого произведения, дабы не прерывать тонкой сонастройки.alizbar ann sannat

На концерте были представлены для продажи диски с музыкой Alizbar & Ann'Sannat и разный мерч, связанный с творчеством группы.alizbar

В завершении концерта Элизбар рассказал нам про арфотерапию. С давних времён известно удивительное свойство музыки влиять на организм человека и исцелять его. Арфотерапия существовала уже у древних греков. В идиллических картинах райской жизни ангелы нередко изображаются играющими на арфе, что напрямую намекает на божественную гармонию звучания этого инструмента. В 1970-х годах начали проводиться первые научные эксперименты в области арфотерапии, под её воздействием было обнаружено облегчение мягкой формы мозгового паралича и дегенеративной болезни Паркинсона. Элизбар - первый арфотерапевт в России. Он проводит индивидуальные и групповые сессии арфотерапии. Во время индивидуального сеанса пациент прижимается спиной и головой к колонне арфы, вибротактильного инструмента. Волны приятных вибраций распространяются по телу, питая и очищая внутренние воды человека, ведь арфа олицетворяет водную стихию, потому её звучание очищает, омывает, успокаивает. Это оказывается сродни вибромассажу, который помогает расслабить внутренние психосоматические узлы и настраивает организм на самовосстановление. Мастер интуитивно подбирает созвучную данному человеку тональность. Каждая струна настраивается на внутреннюю энергетическую волну пациента в соответствии с системой резонанса. На групповых сессиях, так называемых лежачих концертах, участники располагаются на ковриках в удобных позах и скорее всего с закрытыми глазами принимают на себя волны небесной музыки. Надо обязательно отправиться в это благостное музыкальное путешествие с талантливым и сказочным капитаном Элизбаром. Благо, что Элизбар даёт концерты и проводит эти сеансы с регулярной периодичностью.арфотерапия

А можно отправиться в Крым в летнюю музыкальную школу Элизбара и там учиться играть на самых разных инструментах, включая волшебницу-арфу. Все присутствующие были невероятно вдохновлены этим концертом. Общая атмосфера отражала расслабление и проникновение во внутреннюю сказку. Директор музея Светлана Шетракова отметила необыкновенную ауру концерта и состояния слушателей, от сердца поблагодарила всех и предложила организовать серию выступлений музыканта и его ансамбля в стенах их музея. А ведь согласитесь, что Эдуард очень похож на персонажа из "Властелина колец"? Нам очень подходит этот образный ряд и вибрация. Огромное спасибо Есенин-центру за возможности!музыка alizbar

Фото и текст: Вера Ужва

По теме: Транс-джаз от швейцарцев Hely в рамках "МузЭнерго"
Экспериментальная гитара Лео Абрахамса в рамках "МузЭнерго"

person Vera Uzhva date_range 25.02.20 folder Наши репортажиЧеловек на Планете label flami-photoмероприятияМосквамузыка queue_music Alizbar - The island
← Горящая Баба: Масленица в Гуслице 2020 | Домой ▲ | Выставочный проект Mystic Universe →