Экспериментальная гитара Лео Абрахамса в рамках "МузЭнерго"
Мы следуем по стопам проекта "МузЭнерго" и вновь оказываемся "в эпицентре музыкальной эволюции", куда они зазывают. 22 ноября в Культурном Центре "Дом" (Москва) состоялся концерт британского гитариста Лео Абрахамса, и это стало очередным проникновенным событием в царстве отборной современной музыки. Этот концерт происходил в рамках гастрольного тура Лео по России: в течение 2 недель он даёт концерты ежедневно, включая площадки Подмосковья, Сибири, Уфы, Самары. Тур происходит в рамках партнёрской программы Великобритании и России «Год Музыки - 2019» при непосредственной поддержке Посольства Великобритании. Высокий уровень гарантирован.
Лео Абрахамс — крайне плодотворный английский гитарист, композитор, аранжировщик и саунд-продюсер. Обучался в Королевской Академии музыки в Англии, большой поклонник Шостаковича и Стравинского. В его послужном списке совместные проекты с разносторонне великими музыкантами: Пол Саймон, Ник Кейв, Брайан Ино, Энни Леннокс, Брайан Ферри и многими другими. Он работал над музыкой многих игровых и документальных фильмов, включая "Друзей Оушена", "Милые кости". Дискография Абрахамса к настоящему времени охватывает более 350 работ, включая записи с Лондонским филармоническим оркестром. Он участвовал в записи нового альбома Бориса Гребенщикова, и тот отзывался о нём как об «одном из самых интересных гитаристов сегодня в мире».
Лео Абрахамс играет не только на гитаре. У его ног находится ножной миди-контроллер, соединённый с гитарой, и вместе они будут проводить невообразимую музыку. Что пишет Лео в интервью Джаз.ру: "Это будет совершенно новый материал, процентов на 90 спонтанный. Я буду создавать материал прямо перед слушателями, записывать его, а потом привезу всё это домой и уже из созданного в живую буду делать новый альбом. Единственная подготовка - это предварительная работа с программной средой Ableton. Там есть возможность создавать на основе живой гитары звуковые пласты, характерные для совсем других инструментов и другого инструментального функционала".
Мне нравится публика, которая собирается на концертах "МузЭнерго". Меломаны разных мастей и возрастов, способные воспринимать сложный музыкальный материал и оценивать творчество выдающихся талантов "не для всех". Приятно быть в числе этой публики.
Перед концертом выступил Юрий Льноградский, организатор гастрольного тура Абрахамса, основатель и продюсер концертного агентства "МузЭнерго". Признаюсь, Юрия я бы с удовольствием слушала долго. Он потрясающе мастерски владеет русским языком, в своей манере саркастично и со знанием дела описывая явления, связанные с мероприятием. Привожу цитату с сайта "МузЭнерго" о концепте их деятельности: "Мы ориентируемся на музыку, которая рождается в наши дни. Наше внимание обращено на то, в чём ещё предстоит разобраться специалистам. Мы показываем людям тех, кто именно сегодня, здесь и сейчас меняет направление мировой культуры, предлагая, обозначая или закрепляя в сознании слушателя актуальные направления". "МузЭнерго" открывает российским меломанам уникальный авангард со всего мира.
Оказалось, что у Лео русские корни. Он немного знает русский, хотя стесняется на нём говорить. Называет себя русофилом. Во время его первых гастролей по России в 2008 году он был поражён оказанным ему приёмом и с удовольствием возвращается в нашу страну. Нынешний тур очень важен для него как для самостоятельного музыканта: "Эти предстоящие российские концерты - это уже воплощение мечты. Я очень долго ждал возможности выкроить время на собственную музыку, так что идея этого тура пришла в очень правильное время, когда я был наконец-то готов".
Английское слово "soundscape" хорошо передаёт образность этой музыки. Определить её моделью, жанром невозможно. В руках этого музыканта гитара не просто пела. Она создавала широкие ландшафты неведомых путешествий. Если постараться визуализировать его музыку, то перед глазами предстают подвижные генеративные пейзажи из тонких множественных линий, россыпей точек, деликатных геометрических фигур. Картины, которые уводят воспринимающего в глубины внутреннего мира. Со звуком происходило что-то невообразимое: он полностью заполнял пространство, каким-то галактическим образом втягивая всех и вся в неторопливый вихревой поток с перепадами высот. Звуки жили на нескольких уровнях, а Лео, как шаман, погружался в некую медитацию и погружал в неё нас. "Импровизация, разумеется, крайне важна - поскольку всё, что получается, исходит из меня самого, исходит спонтанно". "Как он вообще дошёл, добрался до такой игры?", вопрошала я беззвучно. Это было ни на что не похоже, понималось точно не на привычном уровне, а воспринималось где-то выше-выше теми, кто способен на полёт.
Объёмом это напоминало звучание огромного органа. А Лео, как органист, создавал этот объём двумя руками и двумя ногами. От гитары невозможно было такого ожидать. Но для него струны и тело гитары были распахнутой книгой, он владеет каждым миллиметром. Инструмент хотелось бы разглядеть ближе, потому что, по всей видимости, это был уникальный инструмент. Как упомянул Льноградский, с этой гитарой Лео приезжал 11 лет назад. Пальцы музыканта напоминали мне то клешни, то щупальца, недлинные, мощные, жилистые. Было очень интересно наблюдать за ними, за их фигурами на грифе. А Лео выглядел так, как будто он сам изучает свой процесс, а тот происходит через него, такая фрактальность.
Иногда инструмент и электроника производили механические звуки с налётом индастриала, но при этом удивительным образом мягко. Возможно, кому-то это было тяжело, как нас предупреждал Юрий перед концертом, одна дама вышла (освободив отличное местечко на втором ряду). Да, музыка для отважных меломанов, которых с удовольствием привлечёт тёмная материя без резких углов. В казалось бы порой хаотичных пассажах вершилась его насыщенная, плотная и при этом воздушная история без суеты и нагромождений. Иногда казалось, музыка переваливалась через край, растекалась морем.
То, что он вытворял на гитаре, совершенно точно способен делать один человек на миллион, по скромным подсчётам. И это непременно надо видеть в действии, так как любые записи слопают большую часть космического объёма этого музыкального пространства.
Воздействие этой музыки было поразительное: у меня расслаблялись все мышцы, биотоки разглаживали русла. Мысль текла широко и чисто. "Музыкальная остеопатия", подумала я. Музыка совершенно точно способна исцелять и поддерживать. Благотворно прочищалась рябь информационно наполненного разума. Скальпом ощущала эту вибрацию. Музыка служила терапевтом, а британец Лео Абрахамс, с его фантастическими звуками и божественно мастерским экспериментом, самобытным лекарем.
Второе отделение было ещё одним увлекательным экспериментом - импровизационным сетом. По идее Юрия Льноградского к Лео Абрахамсу во втором отделении присоединяется местный музыкант. Лео согласился на это «при условии единого понимания эстетики происходящего». Задача выбора здесь определённо сложна, но у Юрия по всей видимости хорошо развит "нюх", тем самым он выступал соавтором сюжета второго отделения. На московский концерт британца был приглашён Андрей Разин, джазовый пианист и композитор с внешностью маэстро 70-х. Он сходу начал подыгрывать на внутренностях рояля, как будто подключился к тайне Лео и даже стал прокладывать для неё путь. Возникла явная кинематографичность, так как рояль добавил драматичности к ландшафтам Абрахамса. Определённо непросто подхватить волну витиеватой фантастической игры Лео, но Андрей Разин даже телом выражал эту волну. Недаром он говорит в одном интервью: "У меня есть стремление к нетрадиционным формам, к полистилистике". И совершенно очевидно, он обладает высокой чувствительностью, а также уважением к британскому мастеру, так как ни разу не перехватывал основную линию, а проникновенно подхватывал её. Дуэтом музыка порой струилась, порой шагала футуристическим механизмом. Иногда Лео уносило в создание тихого метал-рока, он буквально "вышуршивал" звуки гитарой. А Разин в этот момент деликатно выстукивал краем рояля. Было в этом всём лёгкий налёт безумия. Они отлично сыгрались, на мой слух. Когда завершили, с удовольствием рассмеялись.
После концерта, скажу я вам, долго не хотелось расходиться. Подобные музыкальные погружения преображают и расширяют.
Ещё перед концертом мы встретили Лео Абрахамса в кафе за обедом. Немного поговорили на английском. Он протянул руку для знакомства и оставил впечатление человека скромного, дружелюбного и струящегося. И конечно, слушать концерт человека, который пожал тебе руку, это особое удовольствие, особенно когда этот человек - гений.
Фото и текст: Вера Ужва