По Яузе и вокруг острова Балчуг на катере "Вирга"
На Озерковской набережной в 7 минутах от метро Павелецкая вдруг теряю ощущение Москвы за яркой питерской ассоциацией: то ли Мойка, то ли канал Грибоедова. По перпендикулярному Садовому кольцу плотно двигаются машины и люди. А на набережной пусто и расслаблено. Мы на Водоотводном канале, который вместе с Москва-рекой обтекает Болотный остров, более известный как остров Балчуг. Но наша главная цель сегодня - река Яуза. По Яузе катает только наш партнёр RiverTickets.ru на единственном маломерном пассажирском катере в Москве - "Вирге". Вот как раз он подходит. На борту размещается 6 человек (максимум 8), и мы отправляемся по необычному маршруту в приватной компании.
Для начала мы расскажем немного об этой замечательной и выразительной "Вирге". Она для Москвы уникум - единственное маломерное пассажирское судно. История его такова. Это бывший спасательный катер 1989 года проекта 14101. Несколько лет назад его приобрёл капитан-самоучка и в 70 километрах от реки Суры Пензенской области переконструировал его, удлинив корпус до 8 метров и увеличив его мореходность. Имя катера "Вирга" было заимствовано у деревушки в Пензенской области, рядом с которой протекает речка Вирушка. Возможно, самым сложным для энтузиаста было пройти все бюрократические препоны для получения необходимых свидетельств для уникального судна. Но "кто весел, тот смеётся, кто хочет, тот добьётся", и вот Владимир получает разрешение на пассажирские перевозки и по Москве нам на радость, так как в Яузу можно попасть только на маломерном судне. Однако, в Москве существует большая проблема: практически отсутствуют причалы для маломерных судов, поэтому мы и стартуем с редкого из них - Озерковского. Итак, в путь.
Мы сразу ныряем под Малый Краснохолмский мост, который служит Садовому кольцу, и видим перед собой пешеходный Второй Шлюзовой мост. Справа уже Шлюзовая набережная.
Вскоре приближаемся к главной артерии столицы - Москва-реке. За Первым Шлюзовым мостом уже она, здесь Т-образный водный перекрёсток. Капитан предупреждает о сильной волне от многочисленных судов на большой реке и просит не покидать своих мест.
Обратите внимание, как близко мы к воде, это добавляет приятного эффекта присутствия на реке. Вода в закатных красках восхитительна. В Водоотводной канал мы ещё сегодня вернёмся.
За Краснохолмской набережной Москва-реки Новоспасский мужской монастырь на Крутицком холме. Он был основан в 1490 году великим князем Иваном III. В советское время территория монастыря служила концлагерем. Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. На фото мы видим северо-западную башню монастыря слева, собор Спаса Преображения середины XVII века с усыпальницей рода Романовых и надвратную колокольню с церковью Сергия Радонежского (вторая половина XVIII века).
Как маломерное судно, мы пропускаем всех, по рации оповещаем о своём манёвре - поворот налево, и входим в Москва-реку. Открывается вид на Большой Краснохолмский мост, опять же с Садовым кольцом, и сталинскую высотку - Дом на Котельнической набережной.
Сразу по левому борту мы видим Московский международный Дом музыки на Космодамианской набережной, построенный в 2002 году. Рядышком не помещается в кадр одна из башен бизнес-центра «Риверсайд Тауэрс». Мы плывём вдоль берега Болотного острова.
Элегантный пример жилого дома сталинской архитектуры (1953 год) - Космодамианская набережная, д.40-42 строение 3. Ловим закат пастельных тонов над Москвой. Днём было пасмурно, но к вечеру разошлось, и дождь не сорвал прогулку.
Классическое здание штаба Московского военного округа было построено в 1778-80 годах. Это интересное здание. В таком ракурсе оно кажется отдельным трёхэтажным, а на самом деле имеет форму замкнутого каре, занимающего целый блок квартала. Главный административный корпус соединён с двухэтажными крыльями-складами. Все постройки связаны массивными угловыми башнями. Каре было замкнуто новым корпусом со стороны противоположной Садовнической улицы в советские времена. Эта архитектурная достопримечательность известна более под названием Здание Кригскомиссариата, учреждения, ведавшего снабжением армии до 1864 года. Здание было построено по проекту Николы Леграна, который принимал участие в разработке плана реконструкции Москвы 1775 года. Во внутреннем дворике есть бункер, в котором казнили Лаврентия Берию, теперь это музей.
Другой пример сталинского ампира: 11-14-этажный жилой дом архитектора Синявского по адресу Космодамианская набережная, 4/22Б. Бельведер с колоннадой и башенка грандиозны, как во дворцах.
Мы подходим к устью реки Яузы, в которую попадаем, нырнув направо под Малый Устьинский пешеходный мост.
Перпендикулярно к нему Большой Устьинский мост через Москва-реку, вот так мы познаём этимологию тех или иных названий в городе. С этой перспективы хорошо видно, что Кремль стоит на холме.
Мы в Яузе и сразу запрокидываем голову вверх на шпиль Дома на Котельнической набережной. На Яузе совершенно спокойно, можно аккуратно перейти на нос и фотографировать оттуда.
По левую руку на Устьинской набережной Церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках. В этом районе жили мастера Денежного (Серебряного) двора. Храм известен с середины XVII века, а колокольня была построена век спустя. Ближе к концу XX века в храме размещался склад студии «Диафильм».
Чуть далее по правую руку на Берниковской набережной Всероссийская библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, или просто «Иностранка». В ней я бывала по меньшей мере раз сто, писала курсовые и диплом по лингвистике, брала видеокассеты с оригинальными французскими фильмами во Французской медиатеке. Библиотека была основана в 1921 году, а это здание для неё было построено к 1965-му.
Рядом с библиотекой горбатый Тессинский мост. Тессин - известный домовладелец своих времён. А чем, интересно, занята женская фигура на мосту?
30 августа, непривычно очень тепло. Гуляющие-отдыхающие на спуске Серебрянической набережной. На следующем спуске, невидимые с улицы, дрыхли бездомные.
Жилой дом №27 по Серебрянической набережной превратился в бизнес-центр «Серебряническая, 27», всех расселили.
На пересечении Берниковской набережной и Земляного вала Садового кольца жилой угловой дом на 7 этажей индивидуального проекта 1939 года в стиле постконструктивизма. Дом знаменит своим жильцом Филиппом Киркоровым. В этом доме я бывала, в квартире генерала, который просто попросил у властей при выходе в отставку: "Хочу видеть из окна Кремль". Видел.
Слева за Садовым кольцом зелёная территория усадьбы Усачёвых-Найдёновых, которая ныне служит Московскому научно-практическому центру медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины. Усадьба с регулярным и живописным парком была построена швейцарским архитектором Доменико Жилярди и именовалась «Высокие горы». Я однажды лазила туда через забор, чтобы отфотографировать парк для нашего фото-проекта: Парки Москвы.
А Яуза меж тем собирается сделать крутой поворот, и мы видим Храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Он несколько отступает от реки и возвышается над ключевым перекрёстком всего района с дорогой, уходящей на Владимир и Нижний Новгород. Храм был основан в XVII веке, но это здание было построено в 1818 году на средства прихожан, а колокольня (ближе всего к нам на фото) ещё через 50 лет.
Вместе с Яузой мы ныряем под Костомаровский мост и видим впереди нечто для Москвы уникальное - Андроников виадук.
Когда этот железнодорожный мост появляется в поле зрения, от него невозможно оторвать взгляд. Мост был построен в 1865 году для Нижегородской железной дороги и имел три пролёта. Русло реки проходило в одном пролёте. Обратите внимание на симпатичные балкончики технических проёмов с геометрическим рисунком решёток. Во время реконструкции виадука в 50-е годы инженеры добавили мосту четвёртый пролёт, под которым проходит Андроньевская набережная.
Но мы всё же глянем вверх направо на Спасо-Андроников монастырь. Он был основан аж в 1357 году митрополитом Алексием при великом князе Иване II и назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. Вот так имени древнего священнослужителя посвящены названия многих объектов современного города (набережная, площадь, виадук, улицы, парк). Стены были отстроены в камне гораздо позднее, в середине XVIII века. Вероятно, примерно так выглядел Белокаменный Московский Кремль. Глядя на эти древние крепостные стены с бойницами, понимаешь, что это был основательный форпост на владимирской дороге. Андрей Рублёв был иноком этого монастыря, и в интерьере Спасского собора сохранились фрагменты выполненных им фресок. После революции монастырь тоже был вынужден располагать концлагерь ВЧК, колонию для беспризорников и так далее. Он никогда более не стал монастырём, а в 1960 году превратился в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасский собор Андроникова монастыря является чуть ли не старейшим зданием Москвы.
И вот мы почти под виадуком. Возникает будоражащее чувство, когда приближаешься к этим проёмам, чтобы в них нырять. Своей монументальностью это строение вызывает ассоциации с древнеримскими акведуками.
Природа за долгие годы прорвалась в кирпич и бетон. Основания быков виадука густо поросли зеленью. Она, вероятно, даже вносит некоторый эффект разрушения своими корнями. В вечерних тенях здесь царят таинственные настроения.(Быки - это опоры моста или гидротехнического сооружения).
Мы покидаем Таганский район и оказываемся в Басманном. Над нами возвышается Центр дизайна Artplay на Сыромятнической набережной. Он занимает площади бывшего арматурного завода «Манометр» (основан в 1886 году), который среди прочего был единственным предприятием в стране, выпускавшим оборудование для Московского метрополитена. Мы бывали с нашими читателями в Artplay в начале года на иммерсивной выставке Samskara (репортаж). А по соседству находится территория бывшей пивоварни «Московская Бавария», или Московского комбината виноградных и десертных вин, которые также уступил в начале XXI века место центру современного искусства "Винзавод". Это современная тенденция преображения промышленных площадей под творческие и бизнес-кластеры.
Далее ещё один горбатый пешеходный Таможенный мост. Она так называется по Таможенному проезду, который некогда доходил до этого моста. Это было направлением проезда к бывшей Складочной таможне. Мост соединяет Сыромятническую и Золоторожскую набережные. Ещё из городских этимологий. Название "сыромятническая" относит нас во времена Сыромятнической слободы XVII века, сыромятниками звались мастера, которые занимались изготовлением сыромятной кожи. А противоположная набережная названа так по протекавшему здесь ручью Золотой Рожок. Названия объектов города (топонимика) немало рассказывают его историю.
Приборная панель нашей "Вирги" выглядит лаконично, но есть всё необходимое по стандартам. Большой рычаг газ-реверс, отмашки для подачи световых сигналов о том, каким бортом расходиться с другими судами, синяя кнопка включения клотикового огня (клотик - набалдашник на топе мачты) при установке на якорь, большой тахометр, датчики давления, температуры, перекладки руля и, конечно, магнитола для того, чтобы красивый вечер украсить мелодиями LoveRadio.
Меж тем, мы подходим к Сыромятническому гидроузлу. Это очень интересная, тоже уникальная достопримечательность города. Этот гидроузел был единственным реализованным объектом нереализованного проекта 1935 года "Водное кольцо Москвы" (всего на Яузе должно было быть 4 судоходных гидроузла). Он состоит из однониточного шлюза (справа) и водосливной плотины (слева). Однониточный означает то, что он осуществляет судопропуск только в одном направлении за один раз. Над ними установлены светофоры и предупреждающие огни. В центре зеленится искусственный остров с яблоневым садом, в котором прячутся сооружения гидроузла. Узел сооружён на месте Золоторожского моста. Ниже плотины в гранитной стене правого берега (на фото левая сторона) находится устье реки Чечёры. Но шлюзоваться пассажирским судам здесь теперь запрещено по антитеррористическим причинам. А жаль. Это было бы крайне интересно. Нам же придётся делать здесь разворот, мы прошли вверх по Яузе-реке 3 километра.
В нижнем бьефе у плотины база-стоянка судов «Мосводостока», мусоросборных труженников реки. (Бьеф - участок водного объекта, примыкающий к гидротехническому сооружению. Новое для нас, и скорее всего для вас, французское слово). Над ними набережная Академика Туполева. Появилось намерение прогуляться в этом сквере и разглядеть гидроузел с той перспективы.
Сыромятнический гидроузел остаётся у нас за спиной и за кормой. Мы возвращаемся по Яузе обратно к месту её впадения в Москву. Всего по территории столицы Яуза протекает 27,6 километров из своих 48-ми. Исток Яузы в Лосином острове между Королёвым и Щёлково. Мы гуляли по долине Яузы в районе Медведково, там есть очень хорошие места (наша тематическая фото-зарисовка).
Не торопясь двигаемся вниз по реке. Какое удовольствие попивать кофеёк вечером на реке. RiverTickets предоставил для пассажиров уютные жёлтые пледы, в которые приятно кутаться вечером позднего августа.
Невозможно не зафиксировать оборотный вид Андроникова виадука, это шикарное сооружение.
На обратном пути по левую руку привлекла внимание любопытная конструкция у здания Московского авиационно-технологического университета им. К.Э. Циолковского. Когда я начала поиск назначения этой конструкции в Интернете, то предполагала обнаружить чуть ли не памятник Циолковскому. Каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что это "девелоперский проект". А именно, офисное здание "Дом на Берниковской набережной" по улице Николоямской. Чего только в Москве не встретишь, густое смешение разных стилей и эпох.
Сгущаются вечерние краски. Уже упомянутый Тессинский мост выглядит сейчас (меньше чем через час) по-другому. И как графично смотрятся вечерние автомобильные пробки отражёнными на воде.
Зажглось освещение. Дом на Котельнической набережной теперь похож на сказочный замок. Такая перспектива доступна только с Яузы-реки.
В тот день у меня было задание фотографировать симметрию, и архитектурные изыски этого грандиозного строения предоставили мне материал.
Вода близко за бортом абсолютно магическая в это мгновение. Прощаемся с Яузой.
Поворачиваем направо в Москва-реку, перед глазами сердце России - Московский кремль, Большой Москворецкий мост, обзорная площадка парка Зарядье "Парящий мост", Раушская набережная слева и тёмно-синяя волна.
Раушская набережная красиво освещена. На ней жилой реставрируемый дом И.В. Целибеева - М.А. Арсентьева, колокольный центр по подготовке звонарей при храме Николы Заяицкого (длинное здание) и соответственно сам храм середины XVIII века.
Наш капитан Владимир очень сосредоточен на самом интенсивном речном движении в России - у Московского Кремля. Непросто маломерному судну среди толпы крупных теплоходов. Нас он опять же попросил сохранять свои места, так как качка гарантирована. И это действительно в отдельные моменты напоминало прогулки на катере по Чёрному морю.
В темноте понравилось отделение "Газпромбанка", похожее сейчас на дворец. На Раушской набережной архитектура разных веков сменяет друг друга, а современная пытается стилизоваться под старину.
А чуть далее, уже за Большим Москворецким мостом, на Софийской набережной, мы видим совсем другую историю - Колокольню Храма Святой Софии Премудрости Божией. Какой лингвистический контраст со всеми административно-офисными учреждениями в округе. Допустим, слева к колокольне примыкает бывшая гостиница «Кокоревское подворье», в которой останавливались Крамской, Мамин-Сибиряк, Чайковский, Репин, Верещагин. Теперь здание находится под контролем Управления делами Президента. Справа от колокольни головной офис ОАО «Подводтрубопроводстрой», Штаб-квартира ПАО «НК „Роснефть“» (бывший "Дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц имени братьев Бахрушиных»)... Короче, вы понимаете, какая историческая каша происходит на острове Балчуг.
А у Британского посла сегодня, видимо, приём. Гости прохлаждаются на балконе ренессансно-барочной усадьбы XIX века. Во времена фабриканта Харитоненко, по чьему заказу была построена усадьба, здесь выступали Шаляпин, Скрябин и проводились всевозможные культурные мероприятия. После революции здание перешло в Наркомат Иностранных дел, здесь останавливались Герберт Уэллс, Асейдора Дункан, король Афганистана Аманулла. С 1931 года здесь разместилось посольство Великобритании, и его посещали королевы и принцы, Тэтчер и Черчилль, Макмиллан и принцесса Диана.
Я сижу по левому борту, и неудобно фотографировать Кремль по правому. Но он и не нуждается в репортажах, будучи запечатлённым, вероятно, миллионы раз. Однако, удаётся сделать кадр утопающей в ночи Водовзводной угловой башни и фонаря на Кремлёвской набережной.
За Кремлём следует Большой Каменный мост и на другом берегу памятник истории "Дом на Набережной" (Берсеневской). Этот дом сложной формы, занимающий 3 гектара, по-другому называют Первый Дом Советов, или Дом ВЦИК и СНК СССР. Его строили специально для заселения элиты Советского Союза: партийных деятелей, героев Гражданской войны и других Героев, выдающихся писателей, учёных и так далее. 505 квартир оформлялись живописцами-реставраторами из Эрмитажа. Дом был самодостаточной единицей с амбулаторией, прачечной, сберкассой, клубом (ныне Театр Эстрады), кинотеатром "Ударником" (закрытым совсем недавно), спортзалом, универмагом, детским садом и яслями. В столовой жители дома получали бесплатно обеды и сухие пайки. Конечно же, чтобы весь этот процесс контролировать, в доме имелись конспиративные квартиры чекистов. Сейчас в доме есть муниципальный краеведческий музей, в котором воссозданы квартирные интерьеры 30-х годов.
Храм Христа Спасителя у нас впереди. Но следуя указаниям Капитана, я не покидаю своё место, поэтому вид на главный храм России у меня с носом нашего катера "Вирга".
Следующий мост - пешеходный Патриарший. В 2004 году он соединил Пречистенскую и Берсеневскую набережные Москва-реки, начиная от Храма Христа Спасителя, прошёл насквозь остров Балчуг и соединил Болотную и Якиманскую набережные Водоотводного канала. Мост стал очень удобной пешеходной магистралью центра города. На первом спуске с моста мы попадаем на территорию бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (и ещё более бывшей фабрики «Эйнемъ» 1867 года), ныне бизнес-центр (арт-кластер) "Красный октябрь".
Вскоре мы приближаемся к стрелке острова Балчуг, внимательно и острожно пересекая Москва-реку. На искусственном острове возвышается 98-метровый памятник Зураба Церетели «В ознаменование 300-летия Российского флота». Он посвящён Петру Первому, который как Гулливер (18 метров) сам управляет кораблём, несёт вести в руке и продолжает вызывать вокруг себя споры.
Если посмотрим вниз, то особенно в темноте сюрреалистично выглядит месиво каменных волн и флота. Впрочем, фонтанное сооружение вокруг него выглядит с воды притягательно. На фоне уже за каналом светится бизнес-центр "Голутвинский дом" на месте бывшего дома культуры "Красные текстильщики" на Якиманке.
Мы огибаем произведение Церетели, и Пётр уже из Водоотводного канала с этого ракурса выглядит немного инфернально. Такое оно многозначное искусство.
4-километровый Водоотводный канал (или как его иногда просто именуют Канава) был проложен по заболоченной старице (прежнему руслу) Москва-реки, когда надо было отвести реку для восстановления опор Всехсвятского Каменного моста, пострадавшего от половодья 1783 года. И в последующие века канал отводил избыток воды, однако в ХХ веке он утратил это значение в связи со строительством Карамышевской и Нагатинской плотин. Водоотводный канал повторяет форму излучины Москва-реки, через него переброшено 11 мостов. Впереди тот самый Патриарший пешеходный мост.
Итак, мы вновь у южного берега острова Балчуг, который сегодня оплываем, заходя в Яузу по пути. Этот остров соответственно искусственный, так как был образован после прокладки Водоотводного канала. Остров не имеет официального названия, чаще всего его называют Болотным (такова была местность в исторические времена) или Балчуг, что тоже произошло от татарского "балчег" - грязь, болото. Иногда его называют Золотым островом. Ещё вариант - остров Садовники, так как здесь существовали Садовничьи слободы. Длина острова - около 4,5 км, ширина - до 400 метров. Эта местность полна эпохальных историй и во все времена притягивала к себе людей. Гулять в этой части города очень интересно. В кадре один из бывших цехов кондитерской фабрики с Центром фотографии имени братьев Люмьер, где мы недавно были. Низкое красное здание слева от него размещало Московский Императорский яхт-клуб любителей гребного и парусного спорта, 1890 год. Сейчас это частный яхт-клуб. Мы же держим путь дальше по каналу.
Вскоре мы подплываем к волшебному украшению канала - к комплексу плавающих фонтанов. По оси канала симметрично вокруг пешеходного Третьяковского моста расположены 4 понтона с 17-ю фонтанами (1995 год). Проплывать мимо фонтанов на реке, особенно в мягкой вечерней подсветке, увлекательно. Капитан опасался, что нас обрызгает и держался ближе к набережной. Кстати, по Водоотводному каналу ходит совсем мало судов и из-за этого фонтанного комплекса, так как он урезает и так неширокий канал.
Струи фонтанов бьют на высоту от 9 до 17 метров и имеют разные конфигурации: "столбы", "гейзер", "ёжик", "букет", "экран". На Кадашёвской набережной за фонтанами виден современный особняк в классическом стиле, разместивший Московское представительство «АГ Коммерцбанка».
Здания по набережным канала утопают в красивой темноте и выглядят в некоторых случаях очень таинственно. В этом заманившем кадре памятник архитектуры - торговый дом по возрождению традиций поставщика Его Императорского Величества Петра Смирнова. Когда я фотографировала этот изысканный особняк, невозможно было и представить, что он является лицом водочного бренда "Смирнов". Краткая история удачного маркетинга такова. Пётр Арсеньевич Смирнов выпускал лучшую водку в городе, делая акцент на самом высоком качестве, водка называлась соответственно «Смирновской». Жильё хозяина, производство и продажа были сосредоточены в одном месте - в доме у Чугунного моста на Овчинниковской набережной. Чтобы любой мужик в городе знал, где покупать хорошую водку, Смирнов разместил изображение своего дома на этикетке "смирновки". Эта водка получала награды на всероссийской и международных промышленных выставках. От Александра III он получил статус поставщика царя и дворянское звание. Такие неожиданные истории открываются во время переосмысления речной прогулки по Москве.
В темноте и подсветке мы минуем пару мостов, фиксируя далеко не всё на своём вечернем пути, и приближаемся к Комиссариатскому мосту. Он стоит на трассе Большого Устьинского моста, около которого Яуза впадает в Москву. Здесь мне хотелось фотографировать красивую электрическую краску воды. Кстати, сегодня в кадре у нас было 15 мостов, но их на самом деле гораздо больше. Стоит вернуться на маршрут теперь при дневном освещении.
Что любопытно, здесь мы встречаем немало стилизованных зданий. Вот, допустим, бизнес-центр «Централ Сити Тауэр-2», построенный в 2006 году, а выглядит, как палаты XVIII веков. У подобной тенденции, несомненно, есть свои плюсы и минусы.
А мы на Озерковской набережной, с которой отчаливали 2 часа назад. Даже не верится, кажется, что отсутствовали "на земле" пару дней... С борта уютного катера мне как всегда уходить не хочется. Эта набережная названа так по древнему названию здешней местности Озерки. Здесь в пойме Москва-реки (пойма - затопляемая часть речной долины) после схода воды сохранялись множественные маленькие озёра. Эта набережная служит одной из границ Замоскворечья. В древности эту местность звали просто Заречьем. Здесь уже в 1200-х годах стали селиться люди за пределами Кремля вдоль тракта, ведущего в Золотую Орду. Башня на фото - гостиница "Swissotel Красные Холмы", одно из самых высоких зданий в Москве, 162 метра.
По левому борту на Садовнической набережной я фотографирую здания, которые напоминают многопалубный корабль, а оказывается, что это бизнес-центр «Аврора» и примыкающий к нему банк «Сосьете Женераль Восток».
Напротив этих бизнес-кораблей на Озерковском причале заканчивается наша замечательная речная прогулка по оригинальному маршруту: Водоотводный канал - Москва-река - Яуза - Москва-река - Водоотводный канал. И волею судеб любопытный блогер продолжил движение по реке до яхт-клуба "МРП Нагатино" и вновь увидел Новоспасский монастырь уже в полной темноте. По рекам сейчас путешествуют люди со склонностью к авантюризму. А ведь во все времена (когда не так важна была скорость) река - была основной транспортной магистралью и главной артерией жизни города. Вот мы и стремимся реки изучать.
С RiverTickets мы определённо разделяем эти интересы, присоединяйтесь и вы. Вся информация о прогулке по Яузе-реке у них на сайте.
Карта пути:
Фото и рассказ: Вера Ужва
Другие речные прогулки из ассортимента RiverTickets:
Кругосветка вокруг Серебряного Бора
Из Строгино через шлюз №9 в Москва-Сити
Как мы закрывали фестиваль "Круг Света" с теплохода RiverTickets
По зимней Москва-реке на яхте-ресторане "Erwin.Река"
Московская Гранд-прогулка на теплоходе "Маэстро"
Другие публикации о речных прогулках:
На теплоходе "Княжна Анастасия" по каналу имени Москвы
На теплоходе "Дубна" по Волге через шлюз №1