Гастроужин «Венчание с Россией Николая II» в галерее Крафт-Павлова
В мае 2023 года в галерее Крафт-Павлова проходила выставка, посвящённая путешествию Николая II на Восток. В рамках этой выставки мы посетили гастроужин «Венчание с Россией Николая II», на котором раскрывались исторические факты и легенды, связанные с восточным путешествием цесаревича, особенности царской кухни и коронационного меню, звучали душевные романсы в исторической атмосфере и устанавливались новые культурные связи. Greenword рассказывает подробно о мероприятии в этой статье.
Частная галерея Крафт-Павлова была основана на базе одноимённого фонда, основанного Еленой Крафт-Павловой и Уолтером Крафтом в 2009 году. Миссия российско-швейцарского фонда — поддержка всех проявлений новейшего современного искусства в Западной и Восточной Европе. Они проводят в России и странах Европы социально значимые культурные проекты, взаимодействуют с российскими и европейскими художниками, деятелями сферы современного искусства и культуры, с правительственными и общественными организациями. В Галерее проходят выставки, спектакли, культурные встречи.
Нас приветствовала Ирина Кеня из Брянска, историк, основательница Тенишевского клуба, автор исторических книг, куратор выставки, организатор текущего мероприятия. Она погрузила нас в массив интересных фактов о восточном путешествии цесаревича Николая. В 1890 году 22-летний цесаревич Николай Александрович Романов отправился в путешествие на Восток. Сложносочинённое 9-месячное путешествие началось в Гатчине, откуда процессия доехала на поезде до Вены, встретилась там с королём Францом Иосифом, далее направилась в австрийский город-порт Триест, откуда отправился их фрегат «Память Азова». Мы имели возможность рассматривать копии увлекательнейших подлинных фотографий, сделанные внуком Менделеева, который путешествовал вместе с ними. Всего во время путешествия было сделано 200 уникальных снимков.
Экспедиция прошла 51000 вёрст: 22000 сушей, остальные — морем. Это путешествие было новаторским для царской семьи, так как ранее все цесаревичи путешествовали только на Запад. Все свои впечатления за день Николай записывал в дневник. Эти дневники опубликованы, есть в интернете — в подробном и сокращённом вариантах. В экспедиции принимал участие Эспер Ухтомский, государственный деятель, князь из рода Рюриковичей. После возвращения из путешествия он был избран членом Русского географического общества и издал большую книгу об этой авантюре, в которой содержались сведения по истории, этнографии и религии народов Востока. Ухтомский утверждал, что историческая дорога России лежит на Восток, и миссия России, которая находится по середине между Западом и Востоком, — соединить лучшее, что есть там и там.
Первой страна, где они остановились, была Греция. Там Николая принимала его двоюродная тётя — великая княжна Ольга Константиновна, а её сын Георгий Греческий отправился в путешествие вместе с троюродным братом. Слева на фото — молодой Николай и его каюта, справа — брат Георг и его кабинет на корабле.
В Египте цесаревич Николай посещал пирамиды, включая пирамиду Хеопса и занимался любимым занятием — охотой. Далее цесаревич проехал всю внутреннюю Индию, посетил многие её города, храмы, пещеры, большинство значимых памятников Индии, катался на слонах, охотился на леопардов. Также он посетил Цейлон, Сингапур, Индонезию, Таиланд, Вьетнам. В Китае он провёл совсем мало времени, но очень хотел посетить чайное производство товарищества русских купцов.
В Японии цесаревич посетил русскую колонию возле Нагасаки, которая образовалось после того, как возле тех берегов потерпел кораблекрушение русский корабль, 600 моряков высадились на берег, женились на японках, возникли смешанные браки. Япония Николая очень вдохновила, он посещал архитектурные памятники, величественную статую Будды, храм Спасения, парад самураев. Следуя моде, которая распространилась у британской аристократии, цесаревич сделал татуировку большого чёрного дракона с жёлтыми рожками с зелёным пузом. Этот факт пытались скрыть от общественности, но есть подлинные фотографии, на которых можно рассмотреть дракона, который по японской мифологии приносит удачу. В Японии произошло чрезвычайное происшествие, известное в истории как «Инцидент в Оцу», в котором цесаревичу всё таки действительно повезло. Так как отношение к русским в этой стране было неоднозначное, антирусское движение проявлялась мелкими пакостями (бросить в процессию камень или записку, написанную кровью). Однажды когда цесаревич ехал на японском рикше, городовой, стоявший в оцеплении, дважды ударил Николая мечом по голове — череп был рассечён до кости. Брат Георгий предотвратил третий удар, рикши повалили нападавшего. Первым комментарием цесаревича было следующее: «Я волнуюсь, как бы из-за этого инцидента японцы не подумали, что я к ним стал плохо относиться». Таким образом он показал, насколько серьёзно он заботится о международных отношениях. Городовой был арестован, а рикшам, которые оказали помощь цесаревичу, он назначил крупное пожизненное денежное довольствие. После этого случая японский император прибыл на корабль, цесаревич не принимал его сутки, и чтобы задобрить русских, японцы обрушили на них лавину подарков, одарили даже офицеров и матросов. Александр III, когда узнал об этом инциденте, повелел сыну немедленно возвращаться домой, поэтому путешествие было немного сокращено. Георг, которого обвиняли, что это он втянул будущего царя в опасную авантюру, впал в немилость и был вынужден закончить путешествие.
Возвращение Николая в столицу происходило по суше, по территории Российской Империи. Он имел возможность увидеть страну, которой он будет управлять, поэтому эта часть путешествия вошла в историю как «Венчание с Россией». Во время Всероссийской переписи населения, его спросили о роде занятий, на что Николай ответил «хозяин земли русской». Обратный путь начался из Владивостока, где он выполнил поручение отца — закладку Уссурийского участка железной дороги, о чём свидетельствует уникальный снимок: цесаревич катит тачку, чтобы заложить первый грунт. Он ехал по суше и по рекам через Уссурийск, Хабаровск, Благовещенск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Красноярск, Томск, Сургут, Тобольск, Петропавловск, Тару, Омск, Уральск и Оренбург. Везде его торжественное встречали депутации городов: к ним едет будущий царь, толпы исполняли «Боже царя храни», кричали ура, строили триумфальные арки. На всём долгом пути Николай встречался с казаками, бурятами и другими народностями. В 1891 году будущий Николай II вернулся в Санкт-Петербург. По возвращению он первым делом построил в столице буддийский храм. Своими глазами он увидел многие страны, учился очень многому: придворному церемониалу, дипломатическим приёмам и так далее. Многие правители стран давали распоряжение принимать его как будущего императора, со всеми почестями. Это было событие для всего восточного мира: местные жители выходили встречать его будущего русского царя, причём часто опять же пели «Боже царя храни». Маршрут был наполнен очень яркими эмоциями, обогатил его кругозор. Путеводная звезда его дальнейшего царствования зажглась в этом путешествии, которое наложило отпечаток на всё его правление.
Разнообразных подарков, полученных цесаревичем за время экспедиции, было тысячи, описать их все невозможно. Например, на фото мы можем увидеть яйцо Фаберже с фрегатом «Память Азова», выпущенное в честь возвращения экспедиции; шахматы из Индии, самоцветы из Сибири, Андреевский флаг, сделанный из кости, статуэтку японской гейши, которую Николай увёз сам. В 1893 в Эрмитаже состоялась выставка подарков из путешествия, часть подарков осталось там. Многие подарки находятся в Кунсткамере Санкт-Петербурга. В 2010 в 11 залах Большого дворца музея-заповедника Царицыно проходила выставка «Панорама Империи», где выставлялись связанные с путешествием артефакты.
Следующим этапом нашего мероприятия стала музыкальная часть. Юлия Жукова, актриса театра и кино, спела для нас прекрасные старинные романсы: «А напоследок я скажу», «Гори гори моя звезда», «Осенний сон», каждый из которых Ирина Кеня связывала с той или иной линией судьбы Николая II. В старинном особняке с толстыми стенами и удивительной акустике тонкий голос Юлии звучал очень объёмно и вдохновенно. Можно было закрыть глаза и представить в этой обстановке совсем другую эпоху.
Насытившись историей и музыкой, мы перешли к накрытому столу, чтобы погрузиться в тематический гастроужин. Гастрономический ужин - это особое мероприятие, на котором гости знакомятся с кулинарными шедеврами в рамках какой-то объединяющей темы. В нашем случае это было коронационное меню и царская кухня.
Коронация царя Николая Романова состоялась 14 мая 1896 года. Коронационные мероприятия длились 10 дней, каждый день это были новые приёмы в разных местах для разных сословий. Ирина предоставила нам полное меню по дням. Пройдёмся по ним, ведь эти детали раскрывают целый пласт истории, быта, традиций и особенностей того времени! День 1: Кремль. Суп-рассольник — борщок, к нему пирожки — стерляди паровые — барашек — заливное из фазанов — жаркое: каплуны — салат: спаржа — фрукты на вине — мороженое. День 2: Грановитая палата, обед Высшему Духовенству и особам первых двух классов. Суп из раков, пирожки — Финляндская форель — телятина с кореньями — холодное заливное из куропаток — жаркое: пулярки и цыплёнок — салат: артишоки с горохом — мороженое, десерт. День 3: Петровский дворец, обед для волостных старшин. Полтавский борщ — кулебяка — холодное из сигов — телятина со свежей зеленью — жаркое: цыплята и дичь — огурцы — сладкое из малины — десерт. День 4: Александровский зал, обед сословиям и другим представителям. Суп из черепахи — пирожки — рыба солёная, раковый соус — филе говядины с кореньями — холодное из рябчиков и гусиной печёнки — жаркое индейки и молодые цыплята — салат — цветная капуста и стручки — горячий ананас с фруктами — мороженое — десерт. День 5: бал у московского генерал-губернатора. Навар из рябчиков — разные пирожки — стерлядь по-итальянски — жареная дичь — салат по-швейцарски — мороженое с подливкой из малины. День 6: Бульон лукулловский — пирожки — холодное из рябчиков по-суворовски — жаркое: крупные цыплята на вертеле — салат — цельная спаржа — мороженое — десерт. День 7: Александровский зал, обед Московским властям и участникам в коронационных приготовлениях. Бульон — суп русский — пирожки — гатчинские форели разварные — дикая коза — филе из цыплят с трюфелями — холодное из омара — жаркое утки — салат — артишоки с грибами — горячее сладкое — мороженое — десерт. День 8: Георгиевский зал, обед Дипломатического корпуса. Прозрачный суп из черепах — крем из огурцов — раки — донская стерлядь в шампанском — седло барашка с ранними овощами — цыплята фаршированные с трюфелями — суфле из фуа-гра — пунш — фазаны — салат — горох в английском стиле — восточные ананасы — малина — десерт. Если начать изучать нюансы, то будут открываться интересные символичные детали. Допустим, телятина с кореньями в меню может означать, что император помнит, что обязан дворянство своим троном и будет о них заботится; Финлядская форель — реверанс в сторону строптивой провинции; артишоки — реверанс в сторону союзной Франции и так далее. Сами меню были оформлены на заказ именитыми художниками: Аполлинарием и Виктором Васнецовыми, Александром Бенуа и Эрнстом Липгардом. Каждое меню представляет собой произведение искусства.
Наш скромный гастроужин по сравнению с вышеперечисленными состоял из сухого игристого от «Фанагории», брускетты с мясом, томатами и рукколой, тёплого салата с печёным баклажаном и пастой фетучини с сёмгой. Всё было изыскано приготовлено и эстетично подано.
За столом собрались примечательные люди из высокого культурного общества Москвы и России. Ирена Петрейките — вице-президент Фонда «Милосердие», куратор проекта «Наследие эпохи».
Галина Мерзликина — Президент ЦМКДС «Культура для жизни», вице-президент Фонда содействия сохранению культурного наследия им. Константина Коровина, директор фестиваля «Диалог искусств», продюсер и куратор проектов в сфере искусства.
Виктория Дунина — автор сборника стихов «Анонимы», основатель «Культурного Салона», в рамках которого проходят арт-завтраки, поэтические вечера, спектакли, визиты в театры.
Елена Крафт-Павлова — известная художница, владелица художественной галереи в Москве и Женеве, создательница Фонда развития русской культуры, общественный деятель.
За столом случилась высококультурная беседа о глубинных смыслах всего увиденного, о связи времён, о женском сообществе мира, о «любовном периоде» России и Франции, когда Николай II приехал туда вскоре после коронации с супругой Александрой и 9-месячной дочкой Олей и Париж буквально рукоплескал русскому царю, об энергетических посылах, которые мы передаём через свою культурную деятельность, о сохранении традиций и культурном наследии России. Мы очень чётко увидели, что важен вклад каждой из нас для позитивного изменения этого мира, так как вместе мы составляем многогранность и гармонию на пути формирования современного сознания и общества, ведь слово «культура» происходит от латинского «colere»: «возделывание».
Позже к нам присоединились Татьяна Стрельбицкая — художник, актриса, режиссёр драматического театра, драматург, член международной ассоциации художников ЮНЕСКО, член Творческого Союза Художников России, признанный мэтр экспрессионизма; и Владимир Иванов — директор фонда «Мастерская Тани Стрельбицкой».
В галерее Крафт-Павлова Таня ставит два смелых экспериментальных спектакля: «Властитель сумеречных Бабочек» и «Мой Гамлет» с неповторимым авторским прочтением классики. Подоконник галереи украшает череп-реквизит к «Моему Гамлету», автор скульптуры — Владимир Амодео, входящий в список лучших современных художников России.
Вечер завершило чаепитие в китайском стиле из британского фарфора. Мы пили бодрящий шу пуэр в мандарине, закусывая сладостями и смакую волшебную синергию культуры, которая неожиданно случилась с нами сегодня.
Фото и обзор: Вера Ужва
Благодарим за приглашение Наталью Памсик и сообщество «Москва Люблю»!
Группа GreenWord Вконтакте, профиль GreenWord в Instagram, канал Greenword в Telegram. Присоединяйтесь!