Музей загадочной криптозоологии «Бестиарий» в Москве
В Москве появился невероятный сказочный музей криптозоологии «Бестиарий». Ищите его у Киевского вокзала в кулуарах ультрасовременного ТЦ. Фантазийный ход с загадочными словами и тварями манит и взрослых, и детей. Так зайдём же, пройдёмся по пяти удивительным пространствам и погрузимся в мифологию и фольклор самых разных стран в детальном представлении и атмосферном вайбе.

Нас встречает массивный Серый Казначей, и сказка плотно обволакивает с первых шагов. Администраторы снабдят необходимыми инструкциями и главной: «время вашего пребывания неограничено». Звучит, как приглашение во вневременной портал или шкаф, внутри которого выход в мир фэнтези.

Музей состоит из пяти мультимедийных тематических пространств. О каждом расскажем по порядку по пути, как он сложился у нас. Но как и в порядочном квесте, маршрут здесь может складываться по-иному.

Сначала мы попадаем в Библиотеку Профессора. Представленная коллекция создана благодаря учёному, меценату, археологу, профессору Вэйланду Тиберию Харроустоуну, который по легенде посвятил всю свою жизнь изучению неизведанного и таинственного, побывал на шести континентах, изучал знаменитые аномальные зоны, а по итогу исчез, а его особняк сгорел при таинственных обстоятельствах. Но якобы сохранились его дневники, зарисовки и результаты опытов, которые послужили созданию этого музея. На фото величественный Генерал Фелидус.

Теперь разберёмся с терминами. Бестиарий — это средневековый сборник зоологических статей с иллюстрациями, в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целями. В древнерусской литературе бестиарии назывались «физиологами». В них подробно и с иллюстрациями описывались животные, которые не существуют на самом деле. Была даже такая профессия — бестиарист: тот, кто трактует подобные небылицы.

К бестиариям относятся и современные произведения: «Фантастический бестиарий» Кира Булычёва, «Бестиарий» Анджея Сапковского (создателя «Ведьмака»), «Книга вымышленных существ» Х. Л. Борхеса, «Фантастические твари и где они обитают» Джоан Роулинг.

Что такое криптозоология? Это псевдонаука, предметом которой является целенаправленный поиск и доказательство реальности существ, неизвестных науке, о которых рассказывается в различного рода легендах, мифах или со слов некоторых «очевидцев». В витрине забавляет скелет Кентавра в полный рост, рядом на стене пугает скелет расчленённой Русалки. Испытанных эмоций в этом музее не перечесть.

А вот петербуржец Фёдор Евтихиев, «мальчик с пёсьей мордой», существовал на самом деле. Жил с 1870 по 1904 год, имел заболевание гипертрихоз (избыточный рост волос на разных участках тела), выступал в цирке и достиг европейской известности. Рядом с ним якобы чучело вольпертингера, крылатого и рогатого кролика, изображения которого можно встретить на средневековых гравюрах. Здесь постоянно обыгрывается грань между реальным и нереальным, и надо признаться, увлекательно бывать сбитыми с толку в таком контексте.

Чего и кого тут на полках только нет, включая разное неизвестное: говорящие розы, Медвесычик, рептилия Татцельвурм, Рогатый Пикси, ведьмин гербарий, чудовище Франкенштейна, Шалтай-болтай, корень Мандрагоры (тут «Гарри Поттера» вспомнили), Пасхальный кролик, яйцо дракона, Виверн и прочая экзотика. Многие экспонаты сопровождаются табличками с увлекательным описаниями, что помогает нам немного разобраться who is who и расширяет наш кругозор, в целом.

Всё выполнено настолько достоверно и искусно, что кажется, предметы действительно прибыли из разных точек света. Более 100 художников работали над созданием уникальных экспонатов. Лампа Аладинна хоть более-менее знакома среди всего.

Возникают ассоциации с разными естественно-научными музеями, минералогическими и зоологическими, вспоминается Кунсткамера Петра I с его коллекцией заспиртованных редкостей и аномалий. Тут то и возникает смутное ощущение, что не всё так примитивно в этих мифах и легендах.

Здорово, что многое можно трогать, пробовать. Иммерсивный эффект особенно увлекает современных детей.

Профессор создал целый фейрариум за стеклом, типа фермы по разведению дивных феечек.

Далее мы ищем потайную дверь, которую находим за старинным зеркалом, и оказываемся в Светлом лесу.

Здесь мы проведём большую часть времени, потому что это настолько душевно близкий мир внутренних фантазий, что в первые мгновения вскрикиваю: «я хочу тут жить».

Лес хоть и искусственный, но настолько искусно выполнен, что забываешь обо всём и наслаждаешься визуальной насыщенностью.

Мы ходим по тропинкам и встречаем разных персонажей. Грибовик вроде бы дружелюбен, а представляете, встретить его в лесу?

Здесь встречаются высоко благородные существа. Грифон — полу-лев, полу-орёл, объединяющий одновременно Небеса и Землю, добро и зло. Изображения грифонов встречаются даже на этрусских вазах до нашей эры.

Благодаря отлично оформленным табличкам около каждого героя мы узнаём их х особенности, происхождение и связанные легенды. Лесной свирельщик — гном, живущий на пастбищах и в лесу. Его свирель пробуждает жизнь в цветах, травах и грибах. Он не боится людей и любит пошутить над ними.

Встречаешь и наших славянских персонажей, водяных, кикимор да лебедей. Примешь прекрасный цветок из рук чудища? А что если затянет?

Оказывается, чудовища могут быть добрыми. Вам улыбается Элефантус из Индии, воплощение мудрости и спокойствия.

Прекрасная Алконост — морская птица, символизирующая Божий промысел и Божие милосердие; мифическая райская птица из книжных византийских и славянских легенд. У каждой фигуры при этом есть характер, зритель резонирует буквально на уровне эмоций, чуть ли не начинает общаться.

Леший так и скрипит, хочет, чтобы путник его приветствовал, тогда он дорожки путать не будет.

С уважаемыми Энтами — древами-великанами — переносимся во «Властелин Колец» Толкиена. Выдумал он их или заимствовал у древних кельтов?

Дети бегают кругами, включая и последующие зловещие пространства. Бестиарий оставляет неизгладимое впечатление и хочется возвращаться.

Единорог, который в тренде последние пару лет, перечислит тех, кого мы не показали: хитрован-лепрекон из Ирландии, Фамильяр — средневековый западноевропейский дух перевоплощения, тигр-рыцарь Паладин Аджани, итальянский Фавн, а также легендарный меч Эскалибур короля Артура. Но и это ещё не всё и не все.

Наш любимец всего «Бестиария» — Дракон Водопадник. Дракон — это феномен мировой культуры, его упоминание встречается в трактатах и легендах всех народов. О чём это может говорить?

Тем временем тьма сгущается, и мы переходим в Тёмный лес. Тут обитают существа тьмы, они избегают света и владеют чёрной магией. Чья там морда нас встречает?

Оборотень обыкновенный. Некоторые персонажи здесь относятся к городским легендам — современным мифам, которые отталкиваются от глубинных проблем и актуальных страхов общества.

Тут уж монстры на любой вкус. Гоблин, например. Ещё тут были Свинорыл, Циклоп, Шерстиног, козий вампир Чупакабра, Тролль, а также Тёмный Эльф, который перешёл на тёмную сторону и не заслужил нашего фото. Жаль, кстати, Светлых Эльфов не показали.

Яга поджидает гостей в свою миниатюру-избушку. Заглядывая туда, как будто действительно внутри оказываешься.

Вендиго — дух-людоед алгонкинов, индейцев Северной Америки — стоит в чаще. За каждым поворотом как будто что-то поджидает, в тенистых уголках кто-то засел. Некоторые детишечки побаиваются. Но не мы.

Иногда действительно может пробежать холодок. И сколопендра… А череп то Циклопа! Тут уже Древняя Греция отметилась.

Пожалуй, пойдём. Тихо проходим мимо Йети.

Выбираться из сказочных ландшафтов мы будем через Замок Дракулы, готично элегантный. Трон — манящая и популярная фото-зона. В музее есть и другие удобные фото-зоны.

Тут мы узнаём, что у Дракулы прообразом послужила реальная историческая личность — Влад III Цепеш, господарь Валахии, государства на территории нынешней Румынии. То есть здесь мы имеет плотное погружение в познавательные истории со всего мира.

Невесту Дракулы в гробу охраняет Голем, мифическое существо из еврейской мифологии, полностью созданное из неживой материи, обычно глины или грязи.

Кроме визуального эффекта, здесь вовсю создают звуковой. Пространства буквально разговаривают. Плюс нам сопутствует игра света, которая опять же усиливает воздействие.

Выходим. Так, мы вроде в более-менее нормальном мире. Это роскошная Комната тайных собраний за грандиозным столом, как будто помнящим своих гостей.

Интересно, собраний кого? Друзей увлечённого Профессора? Порой заглянув в зеркало, можешь нескоро вернуться. Картины вокруг как будто бы живые, некоторые обыгрываются видео-проекциями. Всё невероятно головокружительно.

Здесь гостей встречает фоно, которое играет само, и Луноликий мудрец отгадывает ваши сны и мечтания.

На полках собраны потрясающие фолианты и любопытные артефакты и вещицы в разных стилях, включая кибер-панк. Полная эклектика.

Действительно создаётся впечатление, что хозяин зала — коллекционер и путешественник по всему миру. Старинный глобус, открытки и конверты в патине времён, маски буддийских божеств, цветок потерянных сущностей, набор волшебных палочек и многое-многое другое, узнаваемое и неузнаваемое.

Но если вспомнить, что в Музее Зигмунда Фрейда (СПб) также выставлены занимательные вещицы и божества из различных культур, то всё здесь можно воспринимать с психологической точки зрения. Каждый видит свои отражения, свои пристрастия и теневые стороны. Раскапывать внутренний мир не менее интересно.

На прощание ещё потолчёмся у Профессора в кабинете. Благодаря новейшим материалам в области декоративного искусства Разумный гриб, кажется, сейчас откроет глаза. Музей действительно имеет высокий художественный статус.

Тут можно долго всё разглядывать, настолько всё колоритно. Голова Жеводанского зверя, который в своё время терроризировал французское графство Жеводан. Споры о его природе не завершились даже с прекращением его набегов. История этой твари считается одной из самых известных загадок Франции.

И опять же драконы, или кроконы? Уже ничему не удивляешься. И можно и самому начинать сочинять.

Мы были невероятно одухотворены этим познавательным погружением в мифический мир. Уходить долго не хотелось, было где посидеть, передохнуть от интенсивного потока и впитать ощущения. Одного визита для детального изучения не достаточно, так как хотелось бы вчитываться в сопровождающие таблички, смаковать истории, запоминать факты. Тем более, можно сделать ещё столько же фотографий. Значит, мы ещё вернёмся!

Московский «Бестиарий» открыт для вас ежедневно с 10 до 10 вечера на 4 этаже ТЦ «Европейский», атриум «Рим». Ищите внимательно, вход в сказку открывается не всем. Шучу, в «Бестиарий» вход для всех, кто верит в чудеса!

Фото и репортаж: Вера Ужва
По теме:
Музей рекордов и фактов «Титикака» в Санкт-Петербурге
GreenWord.ru в Vk, Instagram, Telegram / Verauzhva.com