Пресс-тур в рамках Фестиваля современного церковного искусства «Видеть и слышать»
В октябре-ноябре 2023 года в Москве проходил Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» под эгидой Московского Союза Художников. Фестиваль включал в себя 300 авторских работ от 200 художников, 120 мероприятий: выставки, лекции, концерты, мастер-классы, которые посетили 25000 гостей. В рамках фестиваля был проведён увлекательный автобусный пресс-тур по церквям Москвы, который посетила наш приглашённый автор Людмила Гаврилова. Она представляет свой авторский репортаж «Современные иконописцы. Те, кто видят и слышат икону» с историями о храмах и их удивительных людях.
Как пошутил экскурсовод: в падающем самолете неверующих нет! Люди, которые изучают искусство, не могут не ходить в церкви. Весь октябрь я предвкушала автобусный пресс-тур в поддержку нового Фестиваля христианской культуры «Видеть и слышать», который проходил в Московском Доме художника с 27 октября по 4 ноября. Посещение нескольких храмов должно было закончиться в мастерской «Царьград» — знакомством с художниками, которые их расписывали. Как выглядят современные иконописцы, какие краски предпочитают, о чём думают? До сих пор мои знания ограничивались шедевром Тарковского «Андрей Рублёв». А ведь по сути церкви — первые музеи с первыми картинами, и сегодня эти картины могут быть очень разными, больше нет доминирующего канона. Храмы, которые стали снова строиться и оживать в России в нулевых, каждый имеет свой характер.
Храм Иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе. Характер: Золотой
Сколько раз я была в Ленинке и не знала, что рядом в Романовом переулке борется за жизнь храм — румяный пряник конца 17-ого века. Красный кирпич и белый декор — характерные черты нарядного нарышкинского барокко, такие здания не должны страдать! Но при советской власти и вплоть до 2006 года этот редкий памятник архитектуры использовался как кухня. Чтобы воскресить растерзанный блеск, за образец взяли церковь Покрова в Филях того же периода и стиля.
Сегодня храм мерцает золотыми деталями, с величием которых не спорит светлый потолок, украшенный лишь воздушными орнаментами. Вернувшуюся домой икону «Знамение» оформили в золотую раму, на полях которой мастера «Царьграда» изобразили ветхозаветных пророков, предсказывающих появление Девы Марии. А меня не покидает желание забраться на маленький золотой балкончик, как в театре — необязательный каприз счастливых дней.
Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково. Характер: Победитель
Строгая белоснежная церковь построена по программе «200 храмов» для спальных районов Москвы, расписывалась во время пандемии, открылась в 2023-м. Теперь это главный храм МЧС России: на мемориальной плите можно прочитать имена погибших сотрудников.
На одной из масштабных росписей легко узнать великого полководца Кутузова, на коленях он молится перед иконой Смоленской Божией Матери о победе на Бородинском поле. Неожиданно для зрителя, но в селе Фили состоялся Совет в Филях 1812 года. Сначала по Смоленскому тракту отступали русские войска, потом бежал Наполеон с клочками своей армии, в 1943-м путь французов повторили немцы, место знаковое!
Храм Троицы Живоначальной на Шаболовке. Характер: Экстраверт
Ещё один несчастный храм, пострадавший от советской власти, превращённый в клуб и утративший внутреннее убранство. Художники «Царьграда» расписывают его с 2016 года, белых пятен ещё много, внутри здание в лесах, преображение можно наблюдать изо дня в день. Сначала роспись делают на холсте в мастерской, потом приклеивают — роспись на живую выдержит не всякая стена, к тому же штукатурка не оставляет права на ошибку, придётся сбивать весь слой.
Для придела святителя Николая были разработаны редко встречающиеся сюжеты: «Явление святителя Николая во сне императору Константину», «Спасение от утопления патриарха Афанасия». Особое внимание уделили тому, чтобы тексты оставались декоративными, но были максимально читаемыми и понятными. Получилось похоже на огромный настенный комикс, красочный и запоминающийся, от такого церковного искусства не устанет даже маленький ребенок!
Храм Ризоположения на Донской. Характер: Везунчик
Рядом с Донским монастырём находится не менее легендарный храм 18 века, который никогда не закрывался даже в СССР. Более того, его вообще не должно было быть! Когда отстраивался Санкт-Петербург, в Москве каменная застройка была запрещена под угрозой конфискации имущества и ссылки, так как каменщиков сильно не хватало — несмотря на это, храм был воздвигнут на пожертвования москвичей. И снова чудесное везение: церковь не была разорена солдатнёй Наполеона, вояки не смогли взломать массивную железную дверь, дверь-спасительницу можно поблагодарить и в наши дни.
Кукольные розовощёкие херувимы как будто смеются над невзгодами жизни, которые здесь бессильны. Редко встретишь такие эмоции в русских церквях, но эпоха радостного московского барокко была совсем короткой. Чтобы умножить эту радость, художники «Царьграда» расписали потолок крестильни сюжетами праздников: Сретение Господне, Крещение Господне, Сошествие Святого Духа, Господь Вседержитель с предстоящими святыми.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Характер: Модник
Во время экскурсии чувствовалось, что отец Мельхиседек для храма действительно, как родной отец. Это его идея — церковь-музей копий главных святынь, строительство шло с 2008 по 2015 год. Съёмка фото и видео в храме категорически разрешается! Здесь есть и археологические находки: посуда, острие копья, серебренники 1-ого века нашей эры из Святой Земли. И Вефлиемская звезда, гробница Богородицы, колонна благодатного огня. Можно поразмышлять в Гефсиманском саду или отправиться сразу в темницу Христа. Чтобы журналисты и блогеры не робели в почти Иерусалиме, настоятель травил теологические анекдоты:
- — Почему на Сицилии нет Свидетелей Иеговы?
- — На Сицилии нет вообще никаких свидетелей.
Лично я не могла оторвать взгляд от купели с богатой мозаикой, в которой мне захотелось заново креститься сознательно, с полным погружением. Мозаики здесь целых два этажа, 2500 квадратных метров волшебства внутри, снаружи, на каменной ограде. Изображения вторят лучшим образцам греко-византийской культуры: Сицилийских храмов в Чифалу, базилик Ровенны, монастыря Хоры в Константинполе. Просто заскочить поставить свечку не получится — глаза разбегаются, дух захватывает.
Мастерская «Царьград», Вавилова, 65А. Кошкин дом
Первая нашу группу встретила одна из местных кошек, которая сама ездит на лифте, заходит в мастерские, следит за посетителями. В коридоре на первом этаже много кошачьих домиков, лежанок, мисок. Сразу понятно, место хорошее, здесь думают о котиках!
После кошки нас перехватил Дмитрий Трофимов, генеральный продюсер фестиваля «Видеть и слышать», руководитель мастерской «Царьград», президент АНО «Центр содействия церковному искусству», в его личном портфолио воссоздание росписей в Храме Христа Спасителя.
В свои 50 лет Дмитрий выглядит, как молодой человек — видно, что занимается любимым делом. Потомственный художник, он не устаёт напоминать, что мы живём в уникальное время: впервые в истории любой человек может изучать любое искусство любой страны в любую эпоху. Разнообразие невероятное, неизменными остаются вера, надежда, любовь.
Иконописцы в мастерской одеты в джинсы и футболки, и я замечаю, что святые на иконах тоже могут быть в привычной нам одежде. Например, Святой Юрий Новицкий, расстрелянный по приговору Петроградского ревтрибунала, был юристом, на иконе он в элегантном костюме.
Во время перемещения между храмами я узнала, что в Средние века во время работы монахи-иконописцы непрерывно молились. Сейчас такой практики нет, но, по словам художников, сначала откладываешь в сторону сигарету, потом и к Богу приходишь, если раньше был атеистом. А самая любимая краска, как я и думала, — практичный акрил!
Выставка «Монументальное искусство в церкви». Мой топ-3
Выставка получилась грандиозная: 200 художников, 300 работ. Эмаль, витражи, вышивка, резьба по дереву и даже соль в качестве единственного материала! Электрическому Серафиму из соли Татьяны и Сергея Костриковых я отдаю третье место.
Деревянные оклады с веточками, барашками, домиками работы Инессы и Рашида Азбухановых — сами по себе произведения искусства. Я долго любовалась сказочными узорами, второе место в моём сердце.
Больше всех меня поразил Богдан Лавриненко — жизнеутверждающую икону со Спасом он создал из осколков фресок храма-маяка в селе Крохино Белозерского округа Вологодской области. Храм Рождества Христова был затоплен в 1960-х годах при строительстве Волго-Балтийского водного пути, теперь фрески живут вторую жизнь! Исторично, экологично, трогательно — пожалуй, главные тренды в искусстве для людей сегодня.
Не ждала — не гадала встретила на выставке самого Александра Сергеевича Пушкина. София Мачигина изобразила беседу поэта и Святителя митрополита Филарета Московского. В 1828 году священнослужитель тоже в стихах откликнулся на такие строки Пушкина:
Цели нет передо мною.
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Что ж, ум нужно наполнять, друзья, не будем лениться и не будем тосковать! Организаторы обещают, что фестиваль станет ежегодным. Подписывайтесь на социальные сети красивого и благого проекта, приходите в 2024 году. Выставка, экскурсии, концерты духовной музыки, мастер-классы от известных художников, лекции, круглые столы, кинопоказы — всё это бесплатно. Фестиваль организован при поддержке Московского Союза Художников, Российской Академии Художеств, Центра содействия церковному искусству, Президентского фонда культурных инициатив, Департамента культуры Москвы.
Благодарим Людмилу за предоставленные фото для статьи и интересный обзор, вдохновляющий на изучение современного и исторического церковного искусства!
Другой репортаж от этого автора: Фестиваль поваров Chefs Team Fest 2023. Ничего не пропадёт, шеф!