История космоса в кино от Ивана Васильева: часть 2
Киновед Иван Васильев продолжает раскрывать историю космоса в кинематографе с посланием к потомкам. Приветствуем гостевую экспертную статью в нашем интернет-журнале в рубрику «Космическая эпопея»!
В прокат выходит новый российский фильм о полёте в космос — «Вызов» — первый фильм в истории, часть сцен которого снята в реальном космосе на Международной космической станции. Невероятное событие будоражит мысль и вдохновляет. Каким получился фильм, мы ещё не знаем, но очевидно, что такой режиссёрский шаг — большое событие для всего кинематографа.
Мы — космическая страна. И мы — люди с космическим мышлением. Поэтому к фильмам о полётах в космос мы относимся с особым трепетом. В нашей предыдущей статье мы пробежались по основным космическим шедеврам от зари кинематографа до «Соляриса» Тарковского. Предлагаем двинуться дальше и посмотреть, как авторы и режиссёры — кинофантасты и кинофантазёры — исследуют и обогащают тему космоса в кино.
В одной из статей советский кинорежиссёр Ричард Викторов пишет: «Действительность обгоняет экран со скоростями поистине космическими. Космос уже обжит международным экипажем, а мы всё ещё топчемся на крохотном «кинопяточке» и никак не решимся подняться над своими частными кинопроблемами. А зритель ждёт. Нет, не ждёт, требует: снимайте научно-фантастические фильмы!»
В 1973 году Ричард Викторов создаёт свой космический шедевр «Москва — Кассиопея». Фильм повествует о приключениях экипажа космического корабля из шести человек, каждый из которых не старше 14 лет. Их цель — звезда Альфа из созвездия Кассиопеи. По расчёту, время прибытия через 27 лет. Но из-за пробравшегося на корабль хулигана, ставшего седьмым участником экспедиции, цель достигается значительно раньше срока.
Фильм «Москва — Кассиопея» вышел на экраны в 1974 году и имел колоссальный успех. Невероятно изобретательные съёмки впечатляли как любителей, так и профессионалов кино: многие не могли разгадать, как снималась сцена невесомости. Фильм получил множество премий на различных кинофестивалях.
Спустя полгода после появления фильма «Москва — Кассиопея» на большие экраны выходит фантастический фильм «Отроки во Вселенной», вторая часть дилогии о приключениях юных космонавтов. Режиссёр Ричард Викторов создаёт по-настоящему честную научную фантастику, сделанную со знанием специфики жанра, с учётом не только художественных, но и технических нюансов. Например, очень достоверно создан интерьер звездолёта с установленной системой «Сюрприз», позволяющей моделировать не только любое помещение, но и целые земные ландшафты.
Несмотря на всю серьёзность посыла «Отроков во Вселенной», фильм подчёркнуто ироничен — авторы признавались, что они скорее «играли в фантастику»: сценарий наполнен яркими и смачными языковыми находками, а присутствие такого «сказочного» персонажа как ИОО, в исполнении Иннокентия Смоктуновского, усиливает комедийное начало фильма. Такая фантастика полезна, ведь она помогает развитию творческого воображения.
«Тёмная звезда» — фильм 1974 года режиссёра Джона Карпентера. Изначально это была дипломная работа молодого кинематографиста, но затем выросла в полнометражный научно-фантастический фильм. Соавтор сценария Дэн О’Бэннон, будущий создатель знаменитого «Чужого», сыграл в «Тёмной звезде» главную роль.
По сюжету, космический корабль несётся в космосе. Перед его экипажем из четырёх человек поставлена цель избавиться от планет, которые могут представлять опасность для будущей колонизации. Каждый по-своему борется с неимоверной скукой, царящей на корабле. Но вот при прохождении кольца астероидов звездолёт получает повреждения...
«Тёмная звезда» — настоящий киноучебник для начинающих кинематографистов: зрелищный атмосферный научно-фантастический фильм снят с минимальным бюджетом. А за простым и даже комедийным сюжетом скрыто множество метафорических идей, основной посыл которых в зловещей опасности космоса. Спустя несколько лет Джон Карпентер доведёт до совершенства этот образ в фильме «Нечто».
В 1975 году на советские экраны выходит детский фантастический фильм «Большое космическое путешествие». Фильм, явный подражатель дилогии «Москвы — Кассиопеи», снят по пьесе Сергея Михалкова «Первая тройка, или год 2001», что дословно перекликается с названием фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея:2001». В съёмках участвовал космонавт Алексей Леонов. Фраза из фильма «Спокойно, Маша, я Дубровский» ушла в народ, а песня «Я тебе, конечно, верю» стала суперхитом.
В 1977 году на большие экраны выходит важнейший космический фильм, не нуждающийся в представлении — «Звёздные войны» сценариста и режиссёра Джорджа Лукаса. Технически-революционное кино впервые показывает далёкий космос густонаселённым и обжитым. В своём фильме Лукас умудрился ВСЁ смешать со ВСЕМ: космос с рыцарями, фэнтэзи с научной фантастикой, сказочные приключения с философией и религией. История начинается с подзаголовка: «Давным-давно в далёкой-далёкой Галактике», что отсылает зрителей одновременно и в прошлое, и в будущее.
В 1977 году выходит ещё один выдающийся космический фильм — «Близкие контакты третьей степени» режиссёра и автора сценария Стивена Спилберга. Космос здесь представлен как религиозный образ: весь фильм проходит в ожидании пришествия инопланетян, что метафорически заменяет пришествие Мессии, появления Бога. В одной из главных ролей сыграл кинорежиссёр Франсуа Трюффо — основоположник французской новой волны, а потрясающая операторская работа была удостоена премии Оскар.
В 1980 году на советские экраны выходит научно-фантастический фильм «Через тернии к звёздам», режиссёра Ричарда Викторова. Сценарий написал писатель-фантаст Кир Булычёв. Фильм был популярен среди зрителей всех возрастов, хотя в большей степени адресован взрослой аудитории (на что указывает введение в сюжет элементов лёгкой, сверхцеломудренной, но всё-таки эротики). По сюжету, патрульный звездолёт «Пушкин» обнаруживает в глубинах Вселенной погибший космический корабль, на борту которого оказывается искусственный человек — девушка Нийя…
«Через тернии к звёздам» повторяет успех предыдущих фильмов режиссёра Викторова «Москва - Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Ричард Викторов, по сути, является единственным режиссёром-фантастом советского кино. Кинематографистов, рискнувших снимать научно-фантастические фильмы, Викторов иронично называл чудаками. Предоставим ему слово: «В условиях отсутствия традиций, такие смельчаки действительно многим рисковали: в первую очередь, репутацией. Фантастика в нашей киноидустрии всегда занимала положение эдакого аутсайдера. Дело даже не в том, что брезговали, а в том, что не знали — КАК».
В начале 80-х на советские экраны выходят такие фильмы как «Звёздный инспектор» и «Петля Ориона». Целых четыре года создавался мультфильм «Тайна третьей планеты» по сценарию Кира Булычёва. Режиссёр Ричард Викторов снимает свой последний фильм «Комета», который в перемонтированном виде выйдет только спустя 20 лет. Удивительно, но космос как будто бы выходит из моды, уходит на второй план. Популярностью пользуются лишь антиутопическая «Кин-дза-дза!» и детский телевизионный сериал «Гостья из будущего». Приключения Алисы Селезнёвой продолжились в фильме «Лиловый шар».
В 90-ые годы голливудские космические блокбастеры снимаются в основном на тему угрозы из космоса: злых инопланетян («День независимости», «Марс атакует!»), большого астероида («Армагеддон», «Столкновение с бездной»), либо полёта на Марс («Красная планета», «Миссия на Марс»). Также снимаются космические фильмы, основанные на реальных событиях («Парни что надо», «Аполлон-13»).
В 1997 году выходит фильм «Контакт» режиссёра Роберта Земекиса. Это экранизация одноимённого романа популярного астрофизика Карла Сагана. По сюжету из далёкого космоса приходит сигнал, содержащий чертёж машины времени. Девушка-астроном, рано потерявшая родителей, становится первой испытуемой. Во вневременном пространстве она встречает своего отца. По мнению специалистов НАСА фильм является наиболее достоверным с точки зрения науки. На метафорическом уровне фильм повествует о контакте с Богом.
В 2005 году российский режиссёр документалист Алексей Федорченко снимает фильм «Первые на Луне», в жанре мокьюментари — псевдо-документальном кино. Сюжет напоминает роман Виктора Пелевина «Омон Ра», и повествует о человеке побывавшим в космосе задолго до полёта Юрия Гагарина. «Первые на Луне» получил приз на Венецианском кинофестивале. По мнению режиссёра, это фильм про честных и сильных людей, которые по-настоящему верили в мечту и будущее.
В 2010-х выходит несколько голливудских фильмов, возобновляющих интерес к космосу. Это головокружительный космический триллер «Гравитация» Альфонса Куарона, это и камерный, но при этом крупнобюджетный «Марсианин» Ридли Скотта, а также изящный мелодраматический космический фильм «Пассажиры» режиссёра Мортена Тильдума. Во всех фильмах происходит возвращение из необитаемого и опасного космоса на родную Планету.
Философский потенциал фильма «Солярис» до сих пор не исследован до конца. Тарковский искал в далёком космосе не просто разумную жизнь - он искал в космосе Человека. Режиссёр Стивен Содерберг дерзнул снять свою версию «Соляриса», продюсером которой выступил Джеймс Кэмерон — большой знаток научно-фантастического кино. Но главным наследником метафизики Тарковского является фильм «Интерстеллар» режиссёра Кристофера Нолана. Герой фильма, использующий в далёком космосе инопланетные технологии, встречает в итоге … самого себя. Сценарий «Интерстеллара» основан на научных работах Кипа Торна — мирового эксперта по общей теории относительности.
В 2017 году на российские экраны выходят сразу два космических фильма «Время первых» и «Салют-7». Оба фильма основаны на реальных событиях. И если все или почти все голливудские космические фильмы обращены в будущее, то большинство российских космических фильмов обращено в прошлое. И вот сегодня режиссёр Клим Шипенко снимает новый космический фильм. «Вызов» — это не просто фильм о космосе, как снимали кинематографисты-предшественники. Режиссёр принимает беспрецедентное решение и снимает кинематографический космос в реальном космосе, отказываясь от кино как иллюзии. Он добавляет вымышленному сюжету документальность. Он совершает шаг в настоящее.
В заключении хотелось бы пожелать, чтобы космическое фантастическое кино бурно развивалось и чтобы оно было качественным по форме и глубоким по содержанию, таким, чтобы также, как и мы сегодня смотрим и вдохновляемся фильмами прошлого, наши дети смотрели бы и вдохновлялись этими фильмами в будущем.
Изображения взяты из открытых источников.
«Москва - Кассиопея» (1973) - реж.Ричард Викторов
«Отроки во Вселенной» (1974) - реж.Ричард Викторов
«Тёмная звезда» (1974) - реж.Джон Карпентер
«Большое космическое путешествие» (1974) - реж.Валентин Селиванов
«Звёздные войны» (1977) - реж.Джордж Лукас
«Близкие контакты третьей степени» (1977) - реж.Стивен Спилберг
«Дознание пилота Пиркса» (1978) - реж.Марек Пестрак
«Чужой» (1979) - реж.Ридли Скотт
«Через тернии к звёздам» (1980) - реж.Ричард Викторов
«Звёздный инспектр» (1980) - реж.Марк Ковалёв и Владимир Полин
«Петля Ориона» (1980) - реж.Василий Левин
«Тайна третьей планеты» (1983) - реж.Роман Качанов
«Лунная радуга» (1983) - реж.Андрей Ермаш
«Парни что надо» (1983) - реж.Филип Кауфман
«Дюна» (1984) - реж.Дэвид Линч
«Гостья из будущего» (1984) - реж.Павел Арсенов
«Кин-дза-дза!» (1986) - реж.Георгий Данелия
«Лиловый шар» (1987) - реж.Павел Арсенов
«Аполлон-13» (1995) - реж.Рон Ховард
«Марс атакует!» (1995) - реж.Тим Бартон
«День независимости» (1996) - реж.Роланд Эммерих
«Сквозь горизонт» (1997) - реж.Пол У.С. Андерсон
«Контакт» (1997) - реж.Роберт Земекис
«Звёздный десант» (1997) - реж.Пол Верховен
«Армагеддон» (1998) - реж.Майкл Бэй
«Солярис» (2002) - реж.Стивен Содерберг
«Первые на Луне» (2005) - реж.Алексей Федорченко
«Космос как предчувствие» (2005) - реж.Алексей Учитель
«Пекло» (2007) - реж.Дэнни Бойл
«Валли» (2008) - реж.Эндрю Стэнтон
«Луна 2112» (2009) - реж.Дункан Джонс
«Гравитация» (2013) - реж.Альфонсо Куарон
«Интерстеллар» (2014) - реж.Кристофер Нолан
«Марсианин» (2015) - реж.Ридли Скотт
«Пассажиры» (2016) - реж.Мортен Тильдум
«Время первых» (2017) - реж. Дмитрий Киселёв
«Союз-7» (2017) - реж.Клим Шипенко
«Вызов» (2023) - реж.Клим Шипенко