История космоса в кино от Ивана Васильева
Приветствуем гостевую статью киноведа Ивана Васильева об истории космоса в кинематографе (часть 1)! (часть 2).
Прошло уже более 60-ти лет, как Советский Союз отправил в космос первого человека и навсегда изменил ход мировой истории. Это не могло не отразиться и на кинематографе, где ещё активнее стала затрагиваться тема покорения космоса и далёких планет. Ещё задолго до полёта Юрия Гагарина снимались фильмы о космических путешествиях. Давайте пробежимся по основным космическим киношедеврам и попробуем разобраться, как и для чего авторы используют космические образы.
У российских космонавтов есть традиция: перед каждым полётом смотреть фильм «Белое солнце пустыни». Говорят, в своё время фильм использовался в качестве пособия для обучения космонавтов киносъёмкам - как выстроить композицию кадра, отобразить масштаб изображения, выбрать ракурс. С тех пор просмотр фильма стал традицией.
Франция — это родина кинематографа и французы, считающие кинематограф национальным искусством, естественно взялись первыми покорять космос в кино.
Научно-приключенческий «блокбастер» Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» 1902 года стал первым космическим фильмом. Это экранизация двух знаменитых романов — «От Земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые на Луне» (1895) Герберта Уэллса. История про экспедицию группы учёных на Луну, встречу с волшебными феями, гигантскими грибами, попадание в плен к инопланетным монстрам и благополучное возвращение домой.
Режиссёр Жорж Мельес, работавший в волшебном театре, специализировавшемся на белой магии и иллюзионизме, был среди зрителей на первом в истории киносеансе братьев Люмьер 28 декабря 1895 года. Абсолютно поражённый он естественно перешёл из театра в кино.
В «Путешествие на Луну» Мельес был и сценаристом, и режиссёром, и исполнителем главной роли, а также создателем знаменитых декораций, одна из которых — Луна с человеческим лицом, в глаз которой врезается ракета.
В 1918 году, во время Первой Мировой Войны, выходит фильм «Путешествие на Марс» созданный датчанами. Это яркий пример того, как образ космоса используется авторами в виде источника знаний, добра и мира.
Экранизация романа Софуса Михаэлиса «Небесный корабль» повествует об отважных путешественниках, отправившихся на космическом корабле на красную планету. Фильм наполнен религиозными аллюзиями, картинами утопического мира, а также идеями пацифизма, гуманизма и вегетарианства.
«Аэлита» (1924) — первый полнометражный фильм о космическом полёте, вышедший в СССР. Режиссёром выступил Яков Протазанов, вернувшийся в то время из Франции.
«Аэлита» — это экранизация одноимённого романа Алексея Толстого о группе инженеров, поймавших сигнал с Марса. Построив ракету, они отправляются на красную планету, где, как выясняется, господствует рабовладельческий строй. И героям, конечно же, нужно освободить простых марсиан.
«Аэлита» стала классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Для фильма были подготовлены мультипликационные эпизоды, что на то время являлось новаторством в кино, но режиссёр в итоге от такого эксперимента отказался, и подготовленные эскизы были использованы для научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция» (1924).
В 1929 году на экраны кинотеатров Германии выходит фильм «Женщина на Луне». Режиссёр Фринц Ланг, автор знаменитого «Метрополиса», задался целью максимально реалистично показать на экране запуск космического корабля. Техническим консультантом был приглашён Герман Оберт, один из инициаторов создания ракетной техники. Примечательно, что участие в проекте помогло Оберту в экспериментах по постройке настоящей жидкотопливной ракеты.
Сюжет фильма разделён на три части. Сначала идёт организация межпланетной экспедиции, где не обходится без интриг со шпионами. Затем следует космический перелёт. И в завершении опасные и трагические приключения героев на Луне.
Фильм «Женщина на Луне» вошёл в список наиболее достоверных научно-фантастических фильмов по версии НАСА. Впервые в кино был показан предстартовый обратный отсчёт. Он был придуман как драматический приём для нагнетания напряжения, но впоследствии естественным образом вошёл в практику ракетных запусков. Интересно, что в павильоне, где снимался фильм, работал простым подсобным рабочем 17-летний Вернер фон Браун — спустя сорок лет, под руководством этого человека был осуществлён реальный полёт на Луну по программе «Аполлон».
В 1935 году на Советские экраны выходит фильм «Космический рейс», режиссёра Василия Журавлёва, автора, кстати, тех самых мультипликационных эскизов для фильма «Аэлита». Сценарий был написан при консультировании учёного Константина Циолковского, разработавшего в 20-ые годы теоретические основы космонавтики, и которому, в результате, фильм был посвящён.
Действие картины перенесли в будущее — 1946 год. СССР проводит опыты по запуску живых существ в космос. Но после неудачных экспериментов с животными, отправляют ракету «Иосиф Сталин» с людьми. В космос полетели академик, его аспирантка и тайком пробравшийся на корабль юный изобретатель. Они приземлились на «лунную землю», нашли нечто похожее на снег, и после приключений вернулись на Землю.
Благодаря участию в создании фильма Константина Циолковского, сцену запуска ракеты удалось показать очень правдоподобно, а сцены невесомости космонавтов в полёте некоторые зрители воспринимали как документальные.
«Космический рейс» признаётся одним из самых выдающихся научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. В 1953 году выходит своеобразный ремейк фильма — советский фантастический мультфильм «Полёт на Луну».
«Звёздные круизы» — французский фильм 1942 года. Это первый звуковой фильм о космосе и первый фильм, затрагивающий теорию относительности. По сюжету молодожёны-учёные собираются полететь в космос. Но перед запуском супруг попадает в аварию, и героиня вынуждена лететь без него. Вернувшись домой спустя две недели полёта, оказывается, что на Земле прошло уже 25 лет.
«Звёздные круизы» — ещё один яркий пример того, как авторы метафорически используют образ космоса. Фильм снимался во время войны, но военных сражений и поражений в картине нет, а есть неожиданная разлука влюблённых, которая меняет облик одного из них.
В 1930-е и 1940-е годы советская фантастика переживает кризис. Под давлением цензуры в СССР фильмы на космическую тему перестают сниматься вообще. Лишь в 1947 году на экраны выходит документальный фильм «Метеориты» режиссёра Павла Клушанцева. Чёрно-белый научно-популярный фильм подробно рассказывает о природе появления крохотных песчинок, сгорающих в атмосфере, а вовсе не о «падающих звёздах», как принято считать.
Павел Клушанцев, режиссёр и кинооператор, разработал и впервые в кино применил метод «люминесцентной съёмки». Сцены падения метеоритов и изображения планет Солнечной системы поражали воображение зрителей тех лет. Фильм получил диплом на международном кинофестивале в Венеции в 1948 году.
В послевоенные годы в Америке выходят сразу два фильма про путешествие на Луну, один из которых так и называется «Место назначения — Луна» (1950). Фильм является экранизацией романа Роберта Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилео», но в целом сделан в документальном ключе, что делает его схожим с научно-популярными фильмами.
Это первый цветной космический фильм. Также в нём впервые был показан выход человека в открытый космос (за 15 лет до реального выхода Алексея Леонова). Авторы фильма ухитрились точно предсказать внешний вид космических скафандров и ракет, а новаторские спецэффекты были удостоены премии «Оскар».
Специфический технический жаргон «Хьюстон, у нас проблема», которые использовали герои картины, а также словосочетание «Destination — Moon», после выхода фильма в прокат, устойчиво вошло в словарь английского языка.
«Ракета X-M» — второй фильм о полёте на Луну, вышедший в 1950 году. Фильм с нетипичным для Голливуда печальным финалом повествует о космонавтах, сбившихся с пути и приземлившихся на неизведанной красной планете. В итоге никто не возвращается домой.
«Ракета Х-М» отражает настроение американского общества в период холодной войны и является фильмом-предупреждением, показывающим космос с угрожающей и опасной стороны.
Фильм безупречно снят с операторской точки зрения (глубинное построение кадра, диагональные мизансцены) и повлиял на создание таких фильмов, как «Полёт на Марс» (1951) и «Покорение космоса» (1955).
В 1951 году Павел Клушанцев выпускает ещё один документальный фильм под названием «Вселенная», который можно назвать родоначальником принципиально нового жанра — гармоничной смеси научно-популярного фильма с фантастикой. Рассказ о Вселенной вообще, и Солнечной системе в частности, переплетается со смелыми гипотезами о прошлом и будущем нашей Вселенной. Фильм получил несколько призов на международных кинофестивалях.
Ещё один революционный фильм «Запретная планета» вышел в США в 1956 году. Речь здесь идёт о далёкой планете Альтаир, на которую прилетает спасательная экспедиция. Прибыв на планету, экипаж космического корабля встречает доктора Морбиуса и его дочь Альтаиру, а также сконструированного доктором робота Робби. На планете существует созданная иными цивилизациями машина, которая способна воплощать мысленные образы того, кто научился ею управлять. С помощью этой машины доктор создал своё чудесное жилище. Но он не учёл того, что машина воспринимает и образы, не контролируемые сознанием. Так возник «монстр подсознания», некогда уничтоживший колонию, а теперь нападающий на экипаж корабля.
«Запретная планета» признана первым фильмом, который давал зрителям почувствовать себя на другой планете. Фильм поражает в первую очередь спецэффектами. Эпизод, когда чудовище становится видимым из-за обстрела лучевыми пушками, был создан при участии аниматоров студии Уолта Диснея. Кроме того, зрителей привлекли крайне откровенные наряды Альтаиры. В те времена короткие юбки на экране были ещё в новинку. Также, впервые в кино, был создан «робот с характером», который был очень популярен и стал предшественником персонажей из «Звёздных войн». А идея инопланетного сознания, которое порождает осязаемые предметы, была подхвачена Станиславом Лемом в романе «Солярис» (1961).
В 1957 году, в год запуска первого искусственного спутника Земли, на экраны выходит уникальный фильм Павла Клушанцева «Дорога к звёздам». Фильм рассказывает о жизни и творчестве Константина Циолковского, показывает первый в мире полёт человека в космос (за 4 года до полёта Гагарина) и первый полёт человека на Луну (за 12 лет до полёта Аполлон-11). В «Дороге к звёздам» с помощью прорывных на своё время спецэффектов показываются принципы космических полётов и в популярном виде описываются законы баллистики.
А предваряет фильм цитата Циолковского: «Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».
«Я был спутником Солнца» — советская полнометражная фантастическая киноповесть 1959 года. Рассказ ведётся от имени молодого учёного Андрея, который пишет дневник. Ключевым эпизодом воспоминаний Андрея становится сюжет об учёном Игоре Петровиче, первом разведчике трассы к Солнцу и ближайшем друге отца, конструкторе космических кораблей. Попав в полосу непроходимых зон, космический корабль тогда потерял связь с Землёй и не вернулся. Спустя 30 лет Андрей решает повторить подвиг своего учителя…
Фильм посвящён гипотезе существования в Солнечной Системе участков, непроходимых для радиоволн. Над научной фабулой надстроен героический сюжет, приправленный мелодрамой.
Главное и приоритетное здесь — человек. Человек новой эпохи, новой формации — Новый человек. С технической стороны фильм выглядит очень достойно: и антураж корабля, и изображение «видеофонов», и полёт обезьянки. Анимация прекрасно заменила нынешнюю компьютерную графику, сумев передать главное — невыразимую сказочность космического пространства в целом и нашего светила — Солнца — в частности.
«Небо зовёт» — советский фантастический фильм, так же вышедший в 1959 году — время, когда уже запустили первый искусственный спутник и вот-вот должны были запустить первого человека в космос.
В прологе фильма писатель-фантаст приезжает в Ракетный институт с целью сбора материала для книги о космических путешествиях. Дальнейшее действие происходит в будущем и является сюжетом научно-фантастической книги о космонавтах из СССР и США, которые наперегонки рвутся покорять Марс. В конце фильма действие вновь переносится в «наши дни», где писатель интересуется у работников института мнением о его рукописи: «Не очень намудрил?».
Фильм «Небо зовёт» в широком смысле не столько о конфликте человека со Вселенной, сколько о конфликте двух человеческих вселенных, наших, земных.
Впечатляющие съёмки фильма «Небо зовёт» — эталон космической фантастики, своеобразный киноучебник для кинооператоров. Над фильмом работал художник-постановщик Юрий Швец, гениальный художник, создававший декорации к «Космическому рейсу», культовому «Новому Гулливеру» и фильмам Павла Клушанцева. Стенли Кубрик использовал эскизы этого художника для создания декораций своего космического фильма.
Примечательно, что американский продюсер Роджер Корман, наняв молодого режиссёра Френсиса Форд Копполу, перемонтирует фильм и выпустит в прокат свою версию под названием «Битва за пределами Солнца» в 1963 году.
Существует такая байка: «Однажды, во время своего первого визита в Москву в годы перестройки, Джордж Лукас попросил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. Однако те лишь развели руками. На вопрос о том, кто это такой, Лукас ответил: «Клушанцев — «крёстный отец «Звёздных войн». Встреча двух режиссёров так и не состоялась».
В 1961 году Павел Клушанцев снимает свой единственный полнометражный игровой научно-фантастический приключенческий фильм «Планета бурь». Это экранизация повести Александра Казанцева о советско-американской космической экспедиции. По сюжету три звездолёта отправляются на неизведанную Венеру. При подходе к планете один из кораблей гибнет. Экипажи двух других кораблей благополучно совершают посадку. Две группы движутся по направлению друг к другу. Решая проблемы, возникающие при таком нелёгком путешествии, космонавты ведут философские разговоры и рассуждают о происхождении и распространении жизни во Вселенной. Помимо основного приключенческого сюжета, фильм содержит идею палеоконтакта.
«Планета бурь» была снята с использованием уникальных технологий комбинированных съёмок, прорывных для своего времени спецэффектов и натуралистичных подводных декораций.
В 1965 году студия Роджера Кормана перемонтировала фильм и, добавив несколько новых эпизодов, выпустила в прокат фильм «Путешествие на доисторическую планету». А в 1968 году перемонтировав фильм ещё раз, и добавив в сюжет полуголых доисторических амазонок, выпустили в прокат фильм под названием «Путешествие на планету доисторических женщин».
«Мечте навстречу» — советский фантастический фильм 1963 года, снятый в период «оттепели», фильм, уже в названии которого заложены романтика и ожидание чуда.
По сюжету инопланетный звездолёт, направляющийся на Землю с планеты Центурий, из-за аварии вынужден совершить аварийную посадку на Марс. Чтобы помочь пришельцам, с Земли стартует межзвёздный корабль «Океан», на борту которого находится радиоастроном Таня. Вскоре на Луну, с целью обеспечения «Океана» дополнительной энергией, посылают вторую ракету, один из членов экипажа которой Андрей, человек, который бесконечно дорог Тане.
«Мечте навстречу» — очень добрый и зрелищный фильм, с потрясающей операторской работой, с хорошо продуманными макетами космической и летательной техники, новаторскими интерьерами станций и лабораторий, с великолепной музыкой Эдуарда Артемьева! Песни «Я — Земля» и «На Марсе будут яблони цвести» стали суперхитами.
«Икар-1» — первый чехословацкий художественный научно-фантастический фильм, вышедший в 1963 году. Это экранизация романа Станислава Лема «Магелланово облако».
Фильм с невероятно изобретательными съёмками повествует об экипаже корабля «Икар-1», путешествующему в сторону созвездия Альфа Центавра, созвездию, содержащему ближайшие к Солнцу звёзды. В течении долгого и изнурительного полёта у экипажа начинает проявляться усталость и даже страх перед пустотой космоса. Но вдруг на пути «Икара» появляется летающий объект. Фильм точно отражает романтические настроения начала 60-х годов.
«Луна» — советский фильм 1965 года, режиссёра Павла Клушанцева, снятый в типичной для него манере синтеза научно-популярного и научно-фантастического кино.
В первой части фильма учёные рассказывают о гипотезах происхождения лунных морей, о температуре лунной поверхности и предполагаемых свойствах лунного грунта. Во второй части показано, как в недалёком будущем Луна будет осваиваться людьми: от гипотетической первой лунной экспедиции до лунных городов и лабораторий. Фильм с невероятными комбинированными съёмками получил приз на кинофестивале в Италии.
«Первые люди на Луне» — английский фильм 1964 года, экранизация одноимённого романа Герберта Уэллса. Фильм вышел за пять лет до реальной высадки людей на Луну.
Сюжет такой: на Луну прибывает международная космическая экспедиция ООН. Весь мир следит за первыми шагами человека по Луне. Но вскоре космонавты совершают удивительное открытие — они находят флаг Великобритании и записку, свидетельствующую о том, что люди впервые побывали на Луне задолго до них, ещё в 1899 году! В записке упоминаются имена этих людей. Работникам космического агентства удаётся найти одного из них, который живёт в доме престарелых, где его все считают сумасшедшим…
Это классический фильм по легендарному литературному первоисточнику (напомним, что Жорж Мельес использовал этот роман при создании первого космического фильма в истории).
Существует конспирологическая теория, что американцы не высаживались на Луне, и что видео их высадки на самом деле снял кинорежиссёр Стэнли Кубрик. На этот счёт есть ответная шутка, что если бы Кубрик реально снимал высадку космонавтов на Луну, то он бы сделал всё намного круче.
«Туманность Андромеды» — советский широкоформатный научно-фантастический фильм 1967 года, экранизация одноимённого романа Ивана Ефремова. В произведении заложены величайшие космологические идеи — наставничество, связь поколений, передача опыта от отцов детям, стремление к звёздам, человечности, высокой нравственности.
По сюжету, в далёком будущем звездолёт «Тантра» входит в гравитационное поле одной из неизведанных планет, из которой путешественники не могут выбраться, так как топливо на исходе. Они вынуждены либо оставаться на орбите ещё 20 лет, либо совершить посадку на незнакомой планете, на которой обнаружен инопланетный звездолёт. Земляне решают пополнить запасы топлива из звездолёта Чужих и вернуться домой.
Космические сцены фильма сняты бесподобно, а высадка космонавтов на тёмной планете, где на них нападают таинственные чудовища — не то спруты, не то медузы — создаёт впечатление, что фильм «Туманность Андромеды» является источником вдохновения создателей фильма «Чужой». Так же как и имя главного героя — Дар Ветер — созвучно с главным злодеем «Звёздных войн» Дартом Вейдером.
Пользуясь случаем, хочется напомнить, что Галактика Андромеды — это соседняя и ближайшая к нам Галактика, которая в разы больше Млечного Пути. Всего же галактик во Вселенной бесчисленное количество.
«Марс» — очередной шедевр Павла Клушанцева, вышедший на экраны в 1965 году. Режиссёр действует «по старой схеме», сочетая научно-популярное кино и научно-художественные фантазии. Фильм состоит из семи фрагментов, рассказывающих о физических условиях на красной планете, возможности жизни на ней, о «каналах» и «морях» Марса, гипотетических формах растительности. Автор фильма сопровождает повествование потрясающими комбинированными съёмками, фантазируя на тему освоения Марса в недалёком будущем.
В 1968 году выходит фильм, считающийся вершиной научно-космической кинофантастики. Фильм, совершивший революцию в спецэффектах и создавший новый жанр «космической оперы». Фильм, повлиявший на всех кинорежиссёров и вошедший во все киноучебники мира. Называется он «Космическая одиссея:2001», режиссёр Стэнли Кубрик.
Это экранизация рассказа «Часовой», писателя Артура Кларка, в котором предполагается, что жизнь на Земле эволюционировала не самостоятельно, а подверглась некому внешнему воздействию.
В фильме этим воздействием является инопланетный чёрный монолит, со стороны похожим на чёрную надгробную плиту. В начале, он научил древних австралопитеков пользоваться предметами в качестве оружия. Затем он появляется среди людей будущего, научившихся покорять иные планеты. В конце он появляется перед лицом главного героя.
Чёрный монолит — это фундаментальная метафора, не что иное, как воплощение смерти, неизведанного, нашего страха и нашего любопытства, желания узнать, что же нас там ждёт.
Ключом к разгадке картины является начальная сцена, в которой под музыку Рихарда Штрауса происходит движение трёх космических объектов: Луна уходит, опускается за рамки экрана, Солнце же восходит, как бы затмевая Землю. Величественное музыкальное произведение, играющее на фоне, носит название одной из ключевых книг в творчестве философа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», основным тезисом которой, является утверждение о том, что человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. То есть, человек — это не предел эволюции, а скорее промежуточное звено. И рано или поздно нам на смену придёт ещё более совершенное существо.
Собственно, Луна символизирует животное, приматов, от которых произошёл человек. Земля — современного человека, а Солнце — сверхчеловека. То есть фильм Кубрика повествует нам об эволюции, о том, как развивалась жизнь на Земле, и о том, что нас, возможно, ждёт в будущем.
Чёрный монолит не только метафора смерти и бесконечности, но и метафора двери в другое измерение, двери в неизведанное. Фильм начинается трёхминутной сценой, в которой ничего не происходит. Зрители видят чёрный экран. На метафорическом уровне зрители смотрят на монолит. Это и есть дверь в новое измерение, дверь в мир кино, в мир искусства. Режиссёр как бы приглашает нас отправиться в кинематографическую космическую одиссею.
«Молчаливое бегство» - американский фильм 1972 года. Режиссёр Дуглас Трамбалл, работавший над спецэффектами «Космической одиссеи» Кубрика, получившие премию «Оскар», на этот раз самостоятельно снимает космический фильм. Фильм-предупреждение, давший новое направление «экологической фантастики», продолженной такими фильмами как Аватар» Джеймса Кэмерона и мультипликационным шедевром «Валл-И» от студии Пиксар.
По сюжету, в будущем Земля лишается лесного покрова. Растительность сохранили под огромными куполами, отправленными в космос на грузовых кораблях. Главный герой, с говорящей фамилией Фриман, с нетерпением ждёт момента, когда деревья снова можно будет высадить на поверхность планеты. Остальным членам экипажа до зелени нет никакого дела, и когда приходит приказ развернуть корабли и уничтожить леса, они ликуют, предвкушая скорое возвращение домой. Но Фриман намерен любой ценой сохранить хотя бы один купол.
Шведский эмбиент-дуэт Carbon Based lifeforms в честь фильма назвали свою композицию «Silent running», а в другой своей известной композиции «Photosynthesis» использовали цитату из фильма: «What about forests? - No.»
«Солярис» — фантастический киношедевр Андрея Тарковского 1972 года. Это экранизация одноимённого романа Станислава Лема (1961). Как и в «Космической одиссее», Тарковский, наследуя метафизику Кубрика, доводит кинофантастику до предела. Только на этот раз мы смотрим не НА космос, а ИЗ космоса.
Главный герой, Крис Кельвин, прилетает на станцию планеты Солярис, покрытую Океаном, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции. Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции учёные сошли с ума, а потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его жена Хари, некоторое время назад покончившая с собой.
Кельвин пребывает в уверенности, что во главе угла должен быть поиск истины, но фантом Хари заставляет его пересмотреть приоритеты.
Почти все великие фильмы о космосе, на самом деле не о космосе, а о нас. У Тарковского главный герой мучается виной по отношению к жене, которой из-за работы не уделял внимания. Суть фильма в превосходстве духовности над наукой. В том, что духовное очищение человека возможно через стыд и раскаяние.
Финал фильма воссоздаёт картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», иллюстрирующую Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему.
Так что же такое космос в кино? Не это ли главная метафора бесконечности?
Космос поражает нас своими масштабами, манит красотой, настораживает тёмной неизвестностью. Космос — это то, частью чего мы являемся и это то, что находится внутри нас.
Изображения взяты из открытых источников.
«Путешествие на Луну» (1902) - реж.Жорж Мельес
«Путешествие на Марс» (1918) - реж.Форест Хольгер-Мадсен
«Аэлита» (1924) - реж.Яков Протазанов
«Женщина на Луне» (1929) - реж.Фриц Ланг
«Космический рейс» (1935) - реж.Василий Журавлёв
«Звёздные круизы» (1942) - реж.Андре Звобода
«Метеориты» (1947) - реж.Павел Клушанцев
«Место назначения - Луна» (1950) - реж.Ирвинг Пичел
«Ракета Х-М» (1950) - реж.Курт Ньюман
«Полёт на Марс» (1951) - реж.Лесли Селандер
«Вселенная» (1951) - реж.Павел Клушанцев
«Покорение космоса» (1955) - реж.Байрон Хэскин
«Запретная планета» (1956) - реж.Фред Маклаунд Уилконс
«Дорога к звёздам»(1957) - реж.Павел Клушанцев
«Я был спутником Солнца» (1959) - реж.Виктор Моргенштерн
«Небо зовёт» (1959) - реж.Михаил Карюков
«Планета бурь» (1961) - реж.Павел Клушанцев
«Мечте навстречу» (1963) - реж.Михаил Карюков и Отар Коберидзе
«Икар-1» (1963) - реж.Йиндржиха Полака
«Первые люди на Луне» (1964) - реж.Натан Юран
«Луна» (1965) - реж.Павел Клушанцев
«Туманность Андромеды» (1967) - реж.Евгений Шерстобитов
«Марс» (1968) - реж.Павел Клушанцев
«2001:Космическая одиссея» (1968) - реж.Стэнли Кубрик
«Вижу Землю» (1970) - реж.Павел Клушанцев
«Фаэтон - сын солнца» (1972) - реж.Василий Ливанов
«Молчаливое бегство» (1972) - реж.Дуглас Трамбалл
«Солярис» (1972) - реж.Андрей Тарковский
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Истории космоса в кино от Ивана Васильева: часть 2