Мультимедийные выставки о Леонардо да Винчи и Айвазовском в Artplay Media
Центр цифрового искусства Artplay Media в Москве реализует новый формат экспозиций на стыке жанров: тематические видеопроекции высочайшего разрешения на гигантских экранах с использованием объёмного звука. Этот формат погружает зрителя в иммерсивный эффект, то есть ощущение присутствия внутри проекций и задействование нескольких чувств. Недавно мы посетили сразу две выставки в Artplay Media, которые шли в огромном зале с двумя уровнями обзора: «Леонардо да Винчи. Тайна гения» и «Я — Айвазовский». Рассказываем об одной за другой.
«Леонардо да Винчи. Тайна гения»
Первое погружение у нас происходит в жизнь и творчество Леонарда да Винчи, художника эпохи Высокого Возрождения. Гений великого итальянца XV-XVI веков и его необъятного творчества до сих пор не разгадан. Мы продолжаем, вместе с учёными со всего мира, погружаться в этот портал и раскрывать актуальный акценты.
На всех пространствах мультимедийного зала в динамическом формате экспонируются самые известные картины художника. Мы получаем особую возможность разглядывать их детально в разных ракурсах.
Я воспитана на изобразительном искусстве, в семейной библиотеке есть полное собрание энциклопедии искусств, также другие художественные издания, кляссер с почтовыми марками именно по этой тематике и моя подборка периодических журналов о художниках, прочитанных от корки до корки. Я посетила большое количество художественных музеев по всему миру. Поэтому здесь я как дома, в привычном культурном пласте. Но этот современный формат даёт мне массив нового восприятия: удивительная детальность, новые акценты, масштабность и объём.
Благодаря технологии Cinema 360 проекции обтекают все поверхности, скользят, кружат голову, отражаются в зеркальных панелях. Это даёт возможность воспринимать работы не только целиком, как мы привыкли, но и в рассечённом формате, как скорее всего видел и создавал Мастер. Это обогащает художественное видение, как ни странно.
Показ является не просто видео-рядом, а документальным сюжетом о жизни, этапах развития творчества художника, историям отдельных картин. Увлекательный закадровый текст читает заслуженный артист Александр Клюквин, актёр театра и кино, мастер озвучивания. Его голос погружающий, даже проникновенный. Чувствуется высокий профессионализм. А видео-ряд тем временем обрастает спец-эффектами.
От художественного творчества мы переходим в другой круг интересов Леонардо. Оказывается, он был первым для своей эпохи продвинутым анатомом, опередив развитие этой науки на несколько веков. Делая вскрытия людей и животных, он до мельчайших деталей зарисовывал строение тел, изучал теорию пропорций и «золотое сечение» — отношение частей и целого, при котором отношения частей между собой и наибольшей части к целому равны. Все мы знаем его знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который по-другому называют «Квадратным человеком», так как тело человека на нём вписано одновременно в круг и в квадрат. Во все времена этот рисунок используется как универсальный символ симметрии человеческого тела, а также отражение теории гармонии Вселенной. Леонардо был первым, кто описал строение мышц человека, строение глаза с точки зрения физики, первым описал процесс зачатия и рождения ребенка и многое другое.
Благодаря этому мультимедийному фильму нам открылся удивительный пласт инженерных способностей Леонардо да Винчи, которые были не менее значительными, чем живопись. Дело в том, что он настолько увлекался механикой, что создал чертежи многих механизмов и аппаратов, которые были абсолютной фантастикой для его времени. А сейчас многие из этих механизмов мы считаем совершенно обычными: вертолёт, подводный костюм, телескоп с двумя линзами, аэроплан и другое. При этом, практически ни одно его изобретение не было признано при жизни. Лишь века спустя решились на постройку некоторых из них и реализовали их в рамках человеческого прогресса.
Ожидаемо было уделено особое внимание самой загадочной картине мировой живописи - «Моне Лизе», которая тоже, кстати, идеально вписана в строго пропорциональный прямоугольник. В любом своём творении Леонардо творит согласно законам ритма и гармонии, это божественный уровень! Когда «Джоконда» стала скользить перед нашими глазами в монументальных размерах и с поражающей детальностью, включая мельчайшие кракелюры - трещины краски/лака, происходил уже полный захват сознания загипнотизированного зрителя.
И несмотря на то, что в двухуровневом пространстве зала одно и того же лица было столь много, было очевидно: Моны Лизы да и самого Леонардо да Винчи много не бывает.
Финал фильма погрузил зрителей в абстрактный мир фантазии, который однозначно был стихией Леонардо, где он черпал вдохновение и, возможно, получал передачи из иных сфер. Мало, кто поспорит, что он превосходил и своего современника, и даже человека XXI века в умственных и практических способностях.
«Я — Айвазовский»
Следом за фильмом о гении Леонардо начался мультимедиа-спектакль о великом русском художнике-маринисте Иване Айвазовском. И конечно, нас ждут всплески волн, краски неба, различные суда, далёкие города, мифология, а также погружение в личность художника.
С 9 до 16 лет, а затем с 2008 года по сей день я провожу летние каникулы в районе Феодосии в Крыму. Именно здесь, на берегу Чёрного моря родился художник армянского происхождения Ованнес Константинович Айвазовский. Уже в детстве я посетила и продолжаю посещать музей, посвящённый художнику в его родном городе, и с первого взгляда влюбилась в то, как он изображает великую и такую близкую водную стихию. На протяжении всей жизни я несу трепетное восхищение и желание смотреть вновь и вновь на картины Айвазовского.
Мультимедийный формат «живых полотен» опять же даёт возможность видеть по-новой уже знакомое, уходить внутрь картин, упиваться деталями, становиться на новый порядок ближе к любимому автору.
Но нам предлагают не только визуальное путешествие. Этот фильм — телеспектакль. Он построен в виде беседы с художником: актриса театра и кино Лянка Грыу берёт интервью у знаменитого актёра Сергея Гармаша, который от первого лица говорит за самого Айвазовского. Правда, одет художник в синюю рубашку нашего, а не своего века. Но играет Гармаш хорошо.
Он рассказывает о своих личных встречах, пересечениях и общении с знаменитыми людьми своей эпохи: Пушкин, Глинка, Гоголь, Тёрнер, Брюлов, Николай I, с которым они были на одном корабле и царь говорил: «Я — царь Земли, а Вы — царь Моря». Гармаш-Айвазовский рассказывает, что начал рисовать спонтанно в 5 лет на стене родительского дома, а отец вынес ему листы бумаги. Повествует об истории своей любви, о несчастном браке, увлечениях, становлении на профессиональном поприще, путешествиях, о том, что не читает книг. У него была феноменальная память, благодаря которой он в своей мастерской воспроизводил мельчайшие детали морской стихии, которую он подолгу наблюдал на самых разных берегах. Художник предстаёт человеком с непростым характером, немного высокомерным и непостижимым. Но я считаю, гениям мы можем прощать всё, ибо их вклад в мировую культуру имеет первейшее и высочайшее значение для всех нас.
В промежутках беседы мы погружаемся в эстетику большого масштаба. Оживают его великолепные картины «Девятый вал», «Алый закат», «Утро на море», «Бриг Меркурий», «Сигнал бури», «Чесменский бой 25-26 июня 1770 года», «Севастопольский рейд», «Буря», «Волна» и другие. Показ сопровождают атмосферная музыка и стихотворения. Сильно погружающий эффект на уровне медитации, мы как будто уплываем порой. И можно повторять просмотры этих фильмов, потому что согласно расписанию их демонстрируют весь день, и каждый раз откроется нечто новое. В пространстве Artplay Media круглый год представлены разные темы классического и современного искусства. Всегда есть, что почерпнуть для себя в погружающем формате.
Покинув мультимедийное пространство и миры великих гениев, мы обретаем почву под ногами на выставке «Райский сад». Здесь представлены работы художников монументальной секции МСХ на тему Эдема как символа природной гармонии, волшебного мира цветов и деревьев и связи Человека с изначальностью. Классический формат масляной живописи и скульптуры является контрастом новейшим технологиям, требуется немного времени, чтобы переключиться. Но каждый формат обогащает нас по-своему, если в целом мы стремимся насыщать свой культурный багаж.
Благодарим за приглашение сообщество «Москва Люблю» и Ирину Аренкову!
Фото и рассказ: Вера Ужва
Другие иммерсивные выставки в пространстве ArtPlay:
Выставочный проект Samskara по сюжетам Android Jones
Выставочный проект Mystic Universe