Над Дубной летают теплоходы
GreenWord.ru

Над Дубной летают теплоходы

Приветствуем в нашем Журнале гостевую статью Татьяны Волчёнковой, копирайтера и smm-специалиста.

В заголовке нет опечаток, и это не шарлатанская уловка для привлечения туристов. Даже в наши дни необычные, интересные события случаются. Казалось бы, что такого нового можно увидеть на Волге? Да в каждом волжском городе есть местная пристань, от которой ежедневно с мая по сентябрь отходят теплоходы и катают публику вдоль живописных берегов. Но в Дубне действительно проходят водные прогулки, когда теплоход “Москва” возносится над Волгой на высоту птичьего полёта.

теплоход москва Фото: intel-tour.ru

Так сразу и полетим?

Мы не нарушаем законы физики, просто так случилось, что город физиков (наукоград Дубна), находится у Иваньковского водохранилища. А началом водохранилищу - входом на просторы Московского моря (как ещё его называют местные) - служит шлюз №1. Именно благодаря этим воротам в море теплоходы могут летать. Шлюз является прямым продолжением плотины Иваньковской ГЭС, построенной на Волге в Верхневолжской низменности в 1937 году. Прямо к плотине мы и отправимся на белом теплоходе “Москва”.
Для начала поднимемся на верхнюю открытую палубу корабля. С музыкой и ветром, набирая ход, он понесёт нас против течения реки.

Чем примечательна плотина?

Водосливное сооружение с восемью 20-метровыми пролётами для сброса воды представляет собой эпичное зрелище: огромные бетонные столбы-перекрытия с мощными железными воротами и башенными кранами наверху. Особенно повезёт, если удастся попасть в то время, когда водозаборы открыты и тонны воды, освобождаясь от железо-бетонных оков, с бешеной скоростью сваливаются вниз в Волгу, пенятся и водоворотят и, постепенно успокаиваясь, наполняют реку свежими силами. плотина дубна Фото: Татьяна Волчёнкова

На теплоходе экскурсовод рассказывает, как в 30-е годы тысячи заключённых Дмитровлага строили плотину. Как с помощью лопат и голых рук возводились огромные насыпи и сооружались двадцатиметровые стены.
И проплывая мимо этого памятника человеческой победы над стихией, я задаюсь немым вопросом: “Это на самом деле построено обычными руками? Без специальной техники? Такое возможно?”
Теплоход оставляет плотину справа, оказываясь в старом русле Волги. А пассажиры видят железные ворота того самого шлюза №1.

шлюз канал имени москвы Фото: Вера Ужва

Сейчас у теплохода вырастут крылья?

Нет, конечно, теплоход “Москва” - самый обыкновенный, совсем не трансформер с тайными разработками. Белый и лёгкий, он подплывает к открытым воротам шлюза в конце плотины. И вот тут предстоит самое интересное - полёт над Волгой.
Мы оказываемся внутри бетонной шлюзовой камеры длиной 290 метров и шириной 30 метров и начинаем плавный полёт вверх. Благодаря шлюзу теплоход на водном лифте сможет подняться из волжских вод к Иваньковскому морю, чтобы выйти на его просторы. Теперь наблюдайте: вода поднимает судна, находящиеся внутри шлюза на 11 метров, Волга остаётся внизу, а теплоход как будто несколько минут летит над рекой. Перед глазами - только небо и чайки. Панорама с верхней открытой палубы открывается невообразимая: зелёные берега, город, новенький мост через реку, уходящее вдаль лазоревое небо с облаками. А чайки не перестают удивляться, носятся вокруг и орут: “Как это? Теплоход не должен летать!”.
Особо щекочет нервы тот факт, что в это самое время под шлюзом, преспокойно себе ездят машины: там расположен тоннель с единственной автомобильной дорогой, которая до 2018 года соединяла правую и левую части города, пока в Дубне не построили мост.
Если посмотреть вниз - дух захватывает: Волга осталась далеко, а мы - между небом и землёй. Водный лифт без малейших колебаний медленно поднимает нас всё выше, пока вода внутри шлюза не сравняется с уровнем Московского моря.

ships-over-dubna-04 Фото: Татьяна Волчёнкова

А что же нас ждёт впереди?

Теперь всё внимание на нос теплохода: впереди медленно открываются ворота и мы покидаем шлюз, выходя в аванпорт с бетонными берегами. (Аванпорт - это место, где суда ожидают шлюзования). Здесь продумано всё: аванпорт, как взлётная водная полоса, несёт теплоход по прямой, постепенно расширяясь, выводя на “морские” просторы. И тут ещё один сюрприз: в конце этой взлётной полосы, где начинается водное раздолье, слева открывается взору огромный памятник Ленину. Вождь высотой 25 метров, стоящий на 12-метровом постаменте, встречает корабли. И, сколько ни выражай размеры в цифрах, лучше один раз увидеть воочию.
Памятник Ленину скульптора С. Д. Меркурова, архитектурное решение аванпарка и шлюза И. К. Белдовского - всё исполнено в едином стиле сталинского неоклассицизма. На правом берегу до 1962 года стоял такой же большой памятник Сталину. Увы, его взорвали и разобрали. Есть местная легенда, что гранитная голова утоплена здесь же, в водах аванпорта.
- А что же водолазы? С тех пор ни разу не исследовали дно?
- Там сплошной ил, - ответят вам загадочно...

шлюз дубна Фото: Мария Куль

Видели пресное море?

Именно море, пусть искусственное, но удивительно красивое, откроется перед вами после шлюзования. Наш теплоход встаёт на распутье: налево - Канал имени Москвы протяжённостью 128 км соединяет Волгу с рекой Москвой, направо - Иваньковское водохранилище (“Наше море”, - говорят дубненцы). Белый корабль, как чайка, понесёт нас по проложенной траектории навстречу небу и перистым облакам, бурым водам и зелёным сосновым островам.
В тон лёгкому покачиванию корабля, экскурсовод сообщает о том, что водохранилище позволяет Волге и Москве-реке быть судоходными, а также обеспечивает столицу запасами пресной воды.
Помните рассказ о плотине? В своё время в результате её строительства и затопления прилегающей территории было эвакуировано 50 тысяч жителей, а под водой оказался город Корчева и 100 посёлков. Теперь у Московского моря огромная водная площадь - 327 кв.км. Здесь даже бывают маленькие штормы, когда волны достигают высоты 1,6 метра, а ветра гнут и ломают вековые деревья. Но сейчас корабль встречает штиль, и только ласковый пресный бриз целует лица.
А мы любуемся безмятежным безмолвием, сумасшедшими яркими закатами, игрой розового солнца и ажурных облаков, улетаем на корабле навстречу неизведанному.

Иваньковское водохранилище Фото: Евгений Носов, из публикации Московское море

Не пора ли на берег?

Трёхчасовой полёт во главе с лётчиком-капитаном судна и штурманом-экскурсоводом, заканчивается на вечернем причале, который так и называют “У Сталина”. Теплоход отправляется за новыми пассажирами, а вы уже никогда не будете воспринимать Волгу как самую обычную реку.


Горизонтальная линия в HTML

Другая статья Татьяны у нас в журнале: Читающие дети, или Как привить ребёнку интерес к чтению

По теме: На теплоходе "Дубна" по Волге через шлюз №1
Из Строгино через шлюз №9 в Москва-Сити

← Йога Везде: поза Голубя на Москва-реке ~ Капотасана | Домой ▲ | В лесу после дождя →