Фестиваль Space of Joy на мысе Айя
Креативная группа Space of Joy уже более десяти лет устраивает многолюдные музыкальные фестивали в самых достопримечательных природных уголках России и Украины (большой эпос о формате в Ленинградской области). Сентябрь - бархатное время для морского побережья, и Space of Joy на несколько дней занимает шикарную локацию на Южном Берегу Крыма, в ландшафтном заказнике мыс Айя, который являет собою отвесный отрог Главной гряды Крымских гор. Слово "айя" переводится с греческого как "святая". В природе этого места действительно присутствует нечто сокровенное и скорее всего имеется даже реликтовое. И далее в нашей длинной публикации мы будем разглядывать природу этого уникального места и следить за протеканием фестиваля.
Путешествие начинается в Балаклаве в её легендарной бухте. Этот городок нереальный, как со страниц Александра Грина, раскрывает многообещающе свой залив тем, кто сел в катерок и отправился в морское музыкальное путешествие. Катер наступает на волну за волной, лавирует в узком выходе из бухты, и вдруг раскрывается потрясающая картина величия этих древних крымских гор. Гроты, мысы, валуны, расщелины - время выставляет эти с виду неподвижные формы, а мы пытаемся этот контур простым человеческим разумом охватить, и, конечно, нам удаётся лишь малость. Среди огромных, рассыпанных хаосом по своим порядкам, валунов причаливает нос катера и встречает очень тёплая сентябрьская вода. Уже темно, и оттого до утра нагнетается интрига знаменитой бухты Инжир, по каменистым лесам которой расположился фестиваль Space of Joy, всегда знающий толк в уникальной природной местности.
А проснувшись на утро, выходим на открытое пространство, поднимаем глаза, и предстаёт перед нами гордая красота крымских гор, доходящая тут до 500 метров. Не очень то высоко, скажет кто-то, но только тот, кто не помнит тот простой факт, что чем горы ниже, тем они древнее! А от древности мощь ощущений!
Ещё пара картин возвышающейся над всей локацией гряды белых поросших скал.
По множеству раз в день поднимаем на них взгляд, наслаждаемся доминирующим горным достоинством.
И всё это великолепие омывается любимым с детства, чудесным, дружественным Чёрным морем. Для нас, "континентальных людей", море - это всегда подарок.
Взгляд двигается в сторону Золотого пляжа, но многие не доходят до туда, остаются общаться с морем на камнях.
Бархатный сезон благоволит Space of Joy даже слишком. Двадцатые числа сентября, днём зной такой, что двигаться на открытом Солнце почти не получается - как будто гири на ноги привязаны. Фотографировать тоже не выходит: свет слишком яркий, выбеливает всё вокруг. Отсиживаемся в очень уютной тени деревьев, ведём медленные беседы, эдакая крымская сиеста.
Весь заказник оформлен следами пребывания здесь отдыхающих. Порой следы эти нелицеприятны, изумляют бездумностью и беспардонностью людей в Природе. Но и есть и много красивых моментов. Например, наша стоянка в пятачке деревьев выложена спиралями белых камней. Они выглядят до того гармонично, что, кажется, представляют собой естественный порядок ландшафта. А в темноте помогают ориентироваться белеющим силуэтом камешков, помогающих найти тропку к палатке и гамаку.
При свете дня знакомимся с местной флорой. Её сложно осмыслить, эти витиеватые формы редкого леса. Высокие сосны с длиннющими изогнутыми ветвями и пучками длинных зелёных игл. Лохматые туи с диковинными заплетёнными стволами с корой, как из грубой серой потрескавшейся керамики. Колючий пушистый можжевельник. С них всех на землю насыпаны их фракции, создающие не очень мягкий, но наполненный ковёр. Ещё много новых для подмосковного взгляда кустарников, низкорослых суховатых растений.
Энциклопедия рассказывает, что зелёный мир мыса Айя насчитывает до 500 видов растений, из которых 28 видов занесены в Красную книгу.
Давайте сейчас прогуляемся по сценам, центрам фестивального действа. Главная сцена доминирует звуком над всей локацией, как и пристало именно главной сцене. Свой репертуар она делит между трансом и группами, играющими живую музыку или творящими электронные секвенции на ходу, как на пианино; они заступают вечером и заканчивают под середину ночи. В этот период жизни сцены можно услышать много проницательной, талантливой, разноликой музыки. Слушатели сидят на широкой поляне или качаются в танце перед сценой. Наши самые любимцы, неизменно качественные мастера этно-космик даба России, Samosad Bend (Петрозаводск, Санкт-Петербург), отыгрывают качающий концерт дуэтом в густоте приморской темноты.
Затем наступает очередь ядрёной трансовой музыки с быстрыми, неустающими ритмами, иногда сердитыми, холодными настроениями, для тех, кто не любит ночами спать, а предпочитает улетать куда-то далеко и надолго. Эти слушатели топчут всё пространство перед большой сценой.
А утром и днём Главная сцена спит, как отгулявший Дракон. И Солнце путается с тенями в его окружении.
Сцена Концертная. Она расположена на ходу, похожа на укромную музыкальную шкатулку, застеленную ковром. В ней можно услышать самые разные диковинные инструменты или мелодичных электронных музыкантов, творящих атмосферные настроения. Зрители сидят камерно на нескольких рядах сидений или опять же качаются в такт музыкам на свободном пространстве. Фотографии самой сцены у нас нет, лишь загадочной будки справа от неё.
Дальше идём вдоль обрыва, немного спускаемся на естественную площадку прямо над волнами Чёрного моря и попадаем на Поляну-Валяну, судя по названию самую расслабленную сцену фестиваля.
А по прибытии на локацию именно это место и встречает при первом этапе подъёма от импровизированного причала. Облака создают ощущение лёгкости, мультяшного настроения, элементарной фантазии.
Этот настил иногда служил для отдыха всем желающим, а иногда превращался в сцену, на которой музыканты сидели на фоне моря и неба.
Здесь как раз происходило потрясающе запоминающееся событие. Субботнее Солнце укатывается в море под дивный голос глубинного проникновения - Сваха. Татьяна Калмыкова, давняя подруга Space of Joy - женский реликт, выводящая музыку начала времён. Инструменты, её сопровождающие, отправляют зрителя-и-слушателя к костру народов мира. Кажется, что насыщенная и одновременно простая мелодия не закончится никогда. За спинами трёх колоритных музыкантов (проект Живая Земля и Ikarushka), сегодня экспериментально вместе, сгущается краска, дышит темнеющее море, двигаются крохотные кораблики, наступает субботняя ночь. Девушки начинают танцевать под голос Свахи, как будто подключаются к танцу племён! Её голос - это всегда подарок к лучшим нашим чувствам.
Куда же смотрит Татьяна перед тем, как начать свою магическую песнь?
Оранжевый растущий месяц садится в море левее того места, где усаживалось Солнце. Немало адептов ключевых
космических феноменов провожают оба процесса взглядами, медитациями, молчанием, выбрав лучшее место в портере над обрывом. Иные адепты погружаются в дорожку моря от низкого Солнца и умываются этой малиновой водой, глазами будучи на одном уровне со Светилом. Играем, утрируем эффектами, переживаем неповторимое...
А здесь мы - немного папарацци. Замечательный питерский музыкант Артур Translippers, отыгравший на этом фестивале несколько проникновенных psy-dub-сетов, а теперь полноценно отдыхающий в надёжном индийском гамаке.
Как всегда на музыкальных open-air-мероприятиях нравится разглядывать художественные элементы, внедряемые в природные картины.
А здесь операция "спаси голодного котёнка" осуществляется юными участниками фестиваля. Взрослые умиляются :)
Ещё прогуляемся на закате с фотоаппаратом, потому что свет в это время очень выразительный и получаются сочные снимки.
Если я вам скажу, что эту выразительную скалу на картах называют скала Носорог, вы не удивитесь. Не удивилась и я, встретив это название на карте. Это поразительно прекрасный элемент этого побережья, настолько выразительный и сказочный, что обязательно в течение всего светового дня бросать на диковинного Носорога многие взгляды. При этом он похож не просто на африканское животное, а на кого-то очень мифического, может, даже на дракона, как мы любим.
Конечно, его часто хочется фиксировать в разных ракурсах и свете. А чтобы оценить масштаб и величие этих гор, посмотрите на крохотную компанию людей под большой красавицей-сосной.
А вот Доброе Утро! Проснулись - сразу к морю! Вид на горный хребет, уходящий до Балаклавы и дальше в сторону Фиолента.
Для того, чтобы кунуться в прозрачную циановую воду, спускаемся с горы и пробираемся вокруг огромных валунов или по ним ним. Те, что лежат уже в воде, богато покрыты мохнатыми разноцветными водорослями.
Они, как волосы русалок, длинно вьются, опутывают ноги.
Но есть экстремалы, которые выбирают короткий путь и сползают к морю по отвесной скале. Царапины на руках и ногах, правда, потом щипят в солёной воде :)
Солнце устраивает представление яркого лета, рисуя и отражая бесконечно подвижный рисунок на воде и камнях - божественный виджеинг, от которого невозможно долго оторваться, сидя в тёплой воде.
Коты и люди, все качественно отдыхают на воздухе, наполненном сильными ароматами крымской природы.
Отплытие. На это непросто решиться - покинуть заповедный горный лес, расслабленную атмосферу внутри музыки. Но манят другие крымские берега, потому собираемся, со всеми прощаемся и погружаемся в лёгкий катерок. Теперь можем разглядеть локацию с воды при свете дня. Вон она укрылась под сенью мощных деревьев
Катерок едет в сторону, высадить пассажиров на следующем пляже, и благодаря этому у нас есть возможность прокатиться вдоль побережья, увидеть и зафиксировать громадный живописный валун.
И не торопясь, мы возвращаемся в цивилизацию, покачиваясь на синих волнах.
Скальные гроты - распространённая черта местных берегов.
Входим в Балаклавскую бухту. Эта гавань невидна из открытого моря, так как берег делает несколько поворотов, оттого с давних времён это было стратегическим местом Крымского побережья. Она стала первой дислокацией русского флота в Крыму ещё до основания Севастополя (1780-е). В 20-е годы XX века здесь была организована Экспедиция подводных работ особого назначения, а в 50-е подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок и объект для хранения и подготовки к применению 6 видов ядерного оружия. В 1994 году подводные лодки были выведены из Балакалавы, а объекты превратились в музейный комплекс. А впервые Балаклаву упоминает, предположительно, Гомер в "Одиссее" как город лестригонов (людей-великанов), они бросали камни в корабли Одиссея. Кстати, у Ивана Бунина есть рассказ "Листригоны" про это место и этот миф.
Это как раз выход из подземной базы подводных лодок и, очевидно, выход из музея. Заманчиво, конечно, полазить внутри скалы, но в следующий раз...
А более древний исторический объект в Балаклаве - генуэзская крепость Чембало на горе Кастрон. Представители Генуэзской республики (нынешняя Италия) основалась в этом месте около 1343 года. У крепости была длинная, многоплановая история, а сейчас остались лишь живописные руины с главной башней (донжоном).
Есть в Балаклаве действительно нечто очень приморско-итальянское. А вот слово "балаклава" имеет две версии происхождения: турецкое "рыбный мешок" и крымско-татарское "рыбная погода".
Завершаем мы наш отчёт-путешествие в этот удивительный уголок Крыма и всей Земли памятником Лесе Украинке, выдающейся украинской писательнице и поэтессе, жившей здесь в 1907 году. От неё веет строгостью и спокойствием, что желательно не терять, на каком бы свободном фестивале ты бы ни находился :)
Фото: Вера Ужва
5 прочих фестивалей сезона 2015: Тримурти, Forest Quest, Семинар Альтернативного Туризма, Сказка, Синхрофазотрон.