Фестиваль японской культуры Hinode Power Japan на ВДНХ
30 и 31 марта в Москве в 75 павильоне ВДНХ прошел 8-й фестиваль Hinode Power Japan. Это главное российское событие, посвященное японской культуре. Его инициатором является группа компаний «Японский дом», которая уже более 40 лет продвигает проекты, способствующие знакомству россиян с далёкой страной Японией. За два дня состоялось около 100 событий, посвящённых культуре, образованию, спорту и развлечениям. Участниками стали более 33 тысяч человек - ещё больше, чем рекордные 27 тысяч человек в 2018 году. В 2018 и 2019 праздник является частью Года Японии и проводится при поддержке Посольства Японии в России и Департамента культуры города Москвы. GreenWord присутствовал там в пресс-группе. Теперь расскажем и покажем.
Фестиваль появился на московской культурной карте в 2011 году, и по словам чрезвычайного и полномочного посла Японии в России Тоёхиса Кодзуки, фестиваль внёс большой вклад в развитие и укрепление японо-российских отношений.
Сначала фестиваль назывался просто Hinode, в переводе с японского - «восход». Через семь лет фестиваль разросся так основательно, что к его названию добавилось слово Power, что по-английски означает "сила".
В 2019 из Японии на фестиваль прибыли 12 творческих коллективов и артистов: музыканты, художники, яркие представители поп-культуры и косплея. Было интересно, как на киностудии!
Программа была насыщена концертами и театрализованными шоу. На главной сцене Кавасима Синобу, четырёхкратная победительница национальных соревнований игры на цугару-сямисене. Этот трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с безладовым грифом и небольшим корпусом относится к важнейшим музыкальным инструментам Японии. В своём творчестве Кавасима делает акцент на культуре кавайи, что в переводе с японского означает "милый, прелестный". Поэтому её выступления, в которых сочетаются традиционные и современные музыкальные стили, окутаны очень приятной атмосферой.
Кстати, слово "музыка" на японском звучит "онгаку" и состоит из двух иероглифов: "он" - звук и "гаку" - комфорт, развлечение. Ещё примечательный факт: традиционная японская музыка основана на интервалах человеческого дыхания, а не на математическом отсчёте.
Самым ожидаемым событием Hinode Power Japan стал финал российского отборочного тура World Cosplay Summit.
Косплей - популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и отыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги. Слово 'косплей' образовано от английского costume play — «костюмированная игра». Образ, выбранный для косплея, может быть взят из любого источника или придуман автором как оригинальная идея либо как синтез различных известных персонажей и стилей.
Конкурс проводился в два этапа: в первый день состоялось судейство костюмов, а 31 марта прошло самое важное и сложное состязание: за две с половиной минуты участники должны были убедить судей в том, что они не только владеют умением создать образ и подготовить декорации, но и обладают артистическим талантом, способны повторить трюки из аниме и умеют обращаться с футуристическим оружием.
По итогам представлять Россию на международном конкурсе будет команда Tails_time (Kurama & Cheshire Fox) из фандома Code Geass: Lelouch of the Rebellion, ставшая лучшей среди 22 пар по мнению жюри во главе с японской косплей-звездой Fran. Главный приз - поездку на WCS 2019 - вручали председатель оргкомитета фестиваля Hinode Power Japan Иори Эндо, представитель японского офиса WCS Кохэй Такэяри и представитель компании Brother Сэноо Такаси.
Кроме национального этапа Мирового чемпионата по косплею также в рамках фестиваля прошли конкурсы косплея «Дефиле», «Фотокосплей» и вокальный конкурс на японском языке «Караоке».
Следующим выступлением на Главной сцене было трюковое шоу от дуэта Zoomadanke. Они одни из самых известных профессиональных мастеров кендама в Японии. Разбираемся, что такое кендама. Это традиционная японская деревянная игрушка. Ребята Kodaman и Easy создали уникальный стиль исполнения, совместив элементы жонглирования кендамой, музыку, танцы и акробатику. Благодаря им искусство жонглирования кендамой было признано во всём мире новым форматом культурно-развлекательных представлений. Ребят приглашают к участию в шоу по всему миру.
Затем на главной сцене выступает Морикава Хироэ, потомственная артистка на традиционных инструментах. Она играет на кото, другом японском щипковом инструменте. Морикава имеет определённую популярность в Японии, её альбом "Кото" разошёлся тиражом в более чем 10 000 копий. Она участник многих конкурсов и концертов в Японии и за рубежом.
Справа от сцены было организовано отдельное пространство, где в течение определённого времени каждый музыкант после своего выступления раздавал автографы. К ним стремилось много зрителей, что говорит о значимости японской культуры для многих посетителей.
В течение всего времени все желающие могли окунуться в мир традиционных фестивальных забав в энничи-зоне: потренироваться в игре в маджонг, го, примерить настоящее кимоно, узнать, как пишется собственное имя по-японски и многое другое.
Го — логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием, возникшая в Древнем Китае, по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч лет назад. Одна из самых распространённых настольных игр в мире. Играют два игрока, один из которых получает чёрные камни, другой — белые. Цель игры — отгородить на игровой доске камнями своего цвета большую территорию, чем противник. Перед началом игры доска пустая.
Игра Дарума Отоси - традиционная японская детская игра, требующая хорошего глазомера и рефлексов. Дарума — это японская традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму, в японской мифологии — божество, приносящее счастье. В начале игры ставится ровная башенка из пяти частей: головы Дарумы наверху и четырёх цветных блоков снизу. Цель игры — специальным молоточком выбить по одному все блоки из-под головы, чтобы та не упала.
Фестиваль разместил на своей площадке обширную ярмарку японских товаров, где можно было разглядывать и купить фан-атрибутику, мягкие игрушки, забавные костюмы кигуруми (в виде животных), аутентичные сладости, книги и диски с обучающими видео.
Тоторо - дух-хранитель леса. Он не традиционный японский персонаж: его полностью придумал Хаяо Миядзаки, великий японский мультипликатор, для своего полнометражного мультипликационного фильма "Мой сосед Тоторо" (1986 год). Однако, для Тоторо как будто органично нашлось место в системе синтоистских традиционных представлений, которые включают в себя веру в одушевлённость всей Природы. Тоторо входит в 15 самых популярных персонажей аниме. Он любим по всему миру. Мы тоже его очень любим, читаем про него книгу, смотрим мультфильм, играем в самодельных тоторо и любим любую атрибутику с его изображением. По теме: Тоторо путешествует по Европе.
Каллиграфия - искусство красивого письма. Важно не просто понять написанное, но и увидеть и почувствовать, как написано. Каллиграфическое письмо появилось в Японии в VII веке на основе китайской каллиграфии. «В японской каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти-мазка, в её языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец». (С. Н. Соколов-Ремизов)
Сумиэ - вид монохромной живописи, в которой используется чёрная тушь и широкая гамма серых тонов, возникающих при смешении туши с водой. Традиция сумиэ насчитывает более тысячи лет. Задача сумиэ заключается в том, чтобы уловить сущность предмета, перенести его на бумагу, оставив в стороне все ненужные детали. Простыми движениями кисти и живописным стилем художник сумиэ выявляет дух природы.
Особое место среди гостей фестиваля в этом году занял Ёити Вакуи, профессиональный художник сумиэ. 30 марта на главной сцене под магический бой барабанов он на глазах у зрителей изобразил двух борцов сумо во время схватки, а затем преподнес масштабную картину размером 1,5х2 метров Федерации сумо Москвы.
Огромная игровая зона компании Nintendo произвела настоящий фурор: здесь можно было не только познакомиться со всеми хитами, но и опробовать новинки для консоли Nintendo Switch, а ещё принять участие в чемпионате России по Super Smash Bros.
Сюрпризом для поклонников японской анимации стал показ премьеры захватывающего аниме «Истребитель демонов», состоявшийся на несколько дней раньше официального релиза в Японии и собравший полный зал аниме-поклонников на фестивале. Мы же попали на этот фестиваль после посещения премьеры природного аниме «Хрустальное небо вчерашнего дня», так как Hinode Power Japan выступил спонсором русского проката.
Wakanim, французская развлекательная компания и поставщик аниме-сериалов, организовала специальную студию, где каждый желающий мог попробовать себя в качестве сэйю - актёра дубляжа японского аниме. Это развлечение пользовалось большой популярностью у посетителей фестиваля, и в роли сэйю за 2 дня попробовали себя более 500 посетителей.
Фото-зона от телеканала FAN TV, партнёра фестиваля, представляла собой интерактивную хромакей-студию. Хромакей - технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. С помощью хромакея можно «удалить» фон и «подложить» изображение или видео через видеоредактор. Гости могли погружаться в волшебные миры аниме и изображать там характерные позы героев. Со стороны это иногда выглядело забавно, если не было видно, в каком пейзаже видит себя гость.
Японская кухня отличается предпочтением натуральных, минимально обработанных продуктов, широким применением морепродуктов, сезонностью, характерными блюдами, специфическими правилами оформления блюд, сервировкой, застольным этикетом. В 2013 году японская кухня вошла в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
На фудкорте фестиваля были представлены 12 точек по продаже блюд традиционной японской кухни, и, поверьте, к середине первого дня во многих точках были распроданы многие блюда, а в другие точки стояли длинные очереди. Вкусная японская кухня, ммм!
Одними из хедлайнеров выступила популярная группа японских барабанщиков Gyouten. Они зарядили зал мощной энергетикой. Их игра на барабанах вадайко сочеталась с эффектным перформансом, пантомимой и интерактивными играми. Кроме того, в рамках мастер-класса музыканты обучили всех желающих игре на тайко, других японских барабанах.
Московские дети тщательно готовились к этому фестивалю, создавали костюмы, чтобы чувствовать себя в теме. Для этой девочки разрабатывал костюм братец Олег, основатель танца льва и дракона в Москве (интервью с ним).
Робостанция ВДНХ представила на фестивале свою точку, на которой дружелюбный робот улыбался, хлопал глазами и протягивал руку посетителям.
Hinode Power Japan представил невероятный фейерверк развлечений и зрелищ в японском стиле. Попробовать, увидеть и осознать всё было невозможно. Особое внимание заслуживает то, что были представлены как классические традиционные элементы, так и передовые современные реалии японской культуры. Все встреченные японцы были дружелюбными, позитивными и спокойными с чёткими решениями. Аригато организаторам за эту возможность общаться с неведомой страной!
Фото и рассказ: Вера Ужва