Хрустальное небо вчерашнего дня: природная анимация
Я случайно наткнулась на афишу китайского анимационного фильма "Хрустальное небо вчерашнего дня". Это был анонс премьерного показа в уважаемом кинотеатре "Горизонт" на Фрунзенской. Прежде всего, подкупило название, а затем обложка с чудесным небом. Жанр - повседеневность, романтика. Это мы тоже любим. И на следующий день я вхожу в зал, полный тематической молодёжи, включая девочек в костюмах и с розовыми волосами. Сажусь по билету на первый ряд (всегда его предпочитаю) и обнаруживаю себя на торжественном мероприятии. О, блогер опять попал :) А почему всё это интересно Гринворду? Нас интересует, кроме непосредственно самой Природы, различные формы её отражения/изображения. Мультипликация же обладает множеством приёмов для тонкого выражения сути природной красоты. А японцам (оказывается, теперь и китайцам) удаётся показывать её тонкое сияние и важность природного взгляда.
Нас приветствует Михаил Судаков, главный редактор сайта «КГ-Портал» и участник проекта "Аниме в России", которые делают большую работу по продвижению аниме на большие экраны в России. Михаил представляет спонсоров: интернет-сервис потокового вещания Crunchyroll, грядущий фестиваль японской культуры Hinode Power Japan и сеть японских кафе «Ваби Саби». С юморком разыгрывают призы в зале. Выступает японец-представитель фестиваля и очень заманчиво его анонсирует. Ещё к микрофону выходит Вячеслав Ancord Козлов, режиссёр дубляжа фильма, голос многих аниме-дубляжей. Они рассказывают несколько интересных фактов. Оказывается, 70% аниме делается в Китае, и вот китайцы наконец стали сами производить качественные фильмы. "Хрустальное небо вчерашнего дня" хорошо пошёл в прокате только на втором кругу, после значительной доработки. На данный момент фильм существует только на китайском, и на русском языках. Китайцы сами перевели оригинальное название на английский, как Crystal Sky of Yesterday, и русские промоутеры взяли близкий перевод слова crystal - хрустальный. Однако, кто-то в зале сказал, что иероглиф означает "бирюзовый". Не поймёшь этих китайцев с гранями бирюзового и кристального :) Я же приятно вообразила хрустальную бирюзу неба и приготовилась к прекрасным картинам Природы.
Итак, фильм. Сюжет действительно повседневный. Иллюстратор Ван, наш современник, вспоминает свой 99-й год, когда он был старшеклассником. Они стояли на пороге выбора дальнейшего шага, школа и родители навязывали им свои уставы, а они дружили, искали свою мечту, влюблялись, наслаждались жизнью, расширяли горизонты, грустили и расставались. Короче, юность во всей красе. Дело происходит в небольшом прибрежном городе, простой быт и школа показаны достоверно и сердечно. Такой простой добрый Китай. В этом пространстве определённо очень уютно на протяжении всего фильма.
Что сразу влюбляет в этом фильме - это цвет. Это был настоящий театр нежных красок, с очень деликатными линиями и воздушностью. Такое мягкое обращение с цветом изумляет и наполняет чувства прекрасного. Тени всегда очень мягкие, далёкие от чёрного цвета. А силуэты лиц зачастую окрашиваются золотистым или серебристым контуром. Проигрываются цветовые сцены, например, капли синей краски, ребята в синих костюмах, синие стены и тени цвета индиго. Дивная визуальная составляющая всего фильма запомнится надолго.
А что ожидаемая Природа? О да, её одарили пристальным вниманием. Между событийных сцен (или внутри них) постоянно демонстрируются детальные природные картины: золотая листва, радужные закаты, блистающая вода, медные блики, пушистый снегопад, знойные перистые кусты, рябина под снегом, слива под дождём, магический клевер, флюоресцентная ночь, шикарная цикада. Авторы отражают атмосферность Природы, её тихое и великолепное существование в дружбе со стихиями. В целом, атмосферные явления представлены и так, и эдак, неизменно в их красе. И когда лепестки летят вверх, сердце ликует. Захотелось даже сделать нарезку кадров Природы в её вибрирующем движении. Это было сродни восточной живописи, очень эстетично!
О персонажах. Ван - простой, чувствительный мальчик. Его характер начинает раскрываться как раз в событиях этого фильма. Он преодолевает свою неуверенность и впервые раскрывает своё сердце. Ли - самый пронзительный персонаж. Это закрытый, уверенный, знающий и красивый парень. Каждый раз, когда показывают его тигриные глаза болотного цвета с проникновенным взглядом, это будоражит. Именно его харизматичная роль влияла на развитие всего сюжета. Юи - трепетная девочка-умница с фиолетовыми глазами. С ней случаются экстатические моменты, но свой путь ей ещё предстоит найти, поэтому иногда её охватывает грусть. И Орешек, лопух-очкарик, который всегда на подхвате. То есть в целом образы охватывающие, будут резонировать.
В фильме много кинематографичных, живописных сцен. Например, когда они забираются на высоченную вышку: посмотреть на свой мир с самой высоты и закричать на весь мир. Когда Юи распустила волосы, она мгновенно преобразилась, и сюжет сделал поворот. А в момент катарсиса чувств в переулке Юи выглядит намного взрослее. Или как она кружится в снежном лесу, а мальчики за ней восторженно наблюдают. Когда ребята приезжают к маме Ли, он раскрывается в красивой нежной любви к ней. Чудесная мама живёт в деревне в горах, и авторы замечательно прорисовывают пасторальный быт, а снеговики стоят как тотемы. На фоне поиска любви льёт косой холодный дождь, и переулки разводят героев. А от фейерверков возникает парящее настроение. И так далее. Ещё душевно показан транспорт: самолёт из мечты, дружные велосипеды, романтичная железная дорога. И интересный приём кратких остановок кадров, как будто сразу переносимся в книгу-комикс.
В фильме присутствует незамысловатая философия, и вложены позитивные посылы. Во-первых, молодёжи показали/напомнили жизнь до гаджетов, и это важно не забывать. Try Your Best - вокруг этого слогана развитие всего сюжета, и это действительно самый верный посыл. "Ничего, ототрём как-нибудь": в одной фразе дружба, принятие и готовность исправить. "Всем, кто способен дотянуться до неба" - иди за своей мечтой. В этом моменте даже учитель, их антагонист и друг, красивеет. И помни: бежать против движения поезда так же трудно, как бежать за ним.
Публика в зале была заинтересованная и хорошо воспринимающая. Это было слышно по реакциям на те или иные моменты. Радует интерес к подобным мягко-философским работам с чудесным визуалом. Я же была наполнена прекрасными атмосферными картинами со множеством чутко подчёркнутых деталей. На душе от фильма стало очень хорошо. Буду рекомендовать его, начиная с 16-летнего племянника. Анимация высшего класса, которая, я уверена, заслуживает должного места среди лучших экземпляров.
Текст: Вера Ужва