Осень в Лисьей Бухте и на Эчки-Даге
Осень на море - время прекрасное, уникальное. Период бархатных эмоций, деликатного Солнца, тёплого и чистого моря, прозрачного воздуха, обогатившихся красок, опустевших пляжей. Снимаются сливки сезона.
В первой половине сентября, как правило, проходит полоса суровой погоды - ветра, штормы, прохладные ночи. Это длится обычно до Новолуния и разгоняет часть людей. Затем наступает особая благость - мягкая тёплая пора для посвящённых, из которой весьма сложно выбраться. Отсиживаемся на берегах, возможно, до следующего Полнолуния, после которого погода вместе с Луной, как правило, вновь идёт на убыль. В отличии от знойного лета, когда днём наваливается тяжесть и бездействие, и оживаешь только к вечеру, осенью день полон возможностей действовать, гулять по округам и нет зависимости от тени. Чудесное время для полноценного отдыха. Давайте понаблюдаем детали жизни Природы в крымской Лисьей Бухте в сентябре прошлого года. Кстати, у нас уже были осенние фото-отчёты об этом месте за ноябрь-2011 и сентябрь-2012.
Начнём просто с шикарной картины...
Итак, просыпаемся первым утром: 10 сентября. Лёжа в палатке, наблюдаем, что у нас снаружи. Дальний план - давно уснувший вулкан юрского периода Кара-Даг,
наблюдать его - очень важно и прекрасно для глубинного сознания, поэтому вид из палатки изначально устанавливается на него. Справа на линии моря лежит мыс Киик-Атлама, на котором расположен крымский посёлок Орджоникидзе. Само Чёрное море, тёмной краской создающий яркий контраст. Киловые горы (кил - вулканический пепел) ближе к нам с выразительными
текстурами.
Верхняя стоянка Лхаса обильно заросла травами, но так как мы в горно-степном Крыму, эти травы в основном сухие и колючие. Пришлось поработать ножницами, чтобы освободить место под палатку, обезопасить заросший очаг и прорубить тропинки, чтобы трава не царапала ноги. Меж тем, сухие растения могут быть очень красивыми.
Год из года на стоянке Лхаса, где я живу уже 4 года, меня дожидаются камни с отметками акриловыми красками, стойкими к смене сезонов. Это обеспечивает добродушный
домашний уют.
А камень We с 2009 года зимует в секретном месте с видом на вулкан Кара-Даг, с идеальным, так сказать, видом. На свои несколько недель забираем его на стоянку для оформления пространства.
Убывающая Луна, штормит. Ветер не отдыхает уже несколько круглых суток, но по сравнению с колотящим ураганом, который мы не раз здесь переживали, он пока щадящий: делает паузы, а на девятом валу палатки не рвёт и с ног не сбивает. Будем ждать бархатного сезона, без него не может же осень обойтись.
Штормит так величественно, что хочется сидеть близко к морю и впитывать эту мощь, наполненный солёными каплями воздух и непрестанный шум, прочищающий нагруженность городского мозга. А на фоне Кара-Дага (первое фото публикации) шторм вполне себе детский. Кара-Даг видал волны и по 10 метров, рухающие на его чёрный нос. Но он пережил уже несколько земных эпох, поэтому ничего не страшится. Но для обитателей Лисьей Бухты
сильные дожди - это угроза небольших катастроф, потому что потоки собирают киловую грязь, размывают тропины, мочат вещи, прорываются под палатки, загрязняют море, требуется время для восстановления гармонии.
После шторма всегда приходит успокоение. Было очень красивое утро, когда сквозь ещё затянутое небо проскальзывали стремительные солнечные лучи. Обещание неимоверной благости и умиротворения.
Там, где обитают люди, всегда шныряют чайки. Они копаются в мусоре, бросая нагловатые воровские взгляды. Но полёт
чайки красив и романтичен.
Простой будничный спуск с высокой стоянки по склону приводит в небольшие заросли красивых сиренево-голубых степных растений. Эти микро-цветочки так живописны, они символизируют для меня красоту крымской степной Природы.
Рядом где-то просто очередной сухостой.
Ещё одно растений предпочтений, формой оно напоминает маленьких сколопендр, которые тут обитают.
За прошлую зиму коренным образом изменился пляж. Намыло широкую полосу мягкого песка, отодвинув привычные гальку и камни к дальнему краю. Вход в море также абсолютно не узнаваем: былые камни спрятаны под массивным объёмом песка, и стало мелко довольно на долгое расстояние. Нас это весьма устраивает: можно резвиться в море и по-курортному нежиться на пляже. А на дальней полосе гальки можно делать
йогу, а то иначе слишком быстро облепляешься песком.
Эти формы, эти краски, эти пики древнего вулкана, эта одинокая птица - прямо Рерих какой-то... Вот так не покидая одного места, мы встречает калейдоскопы мировых ассоциаций.
Хватит уже отсиживаться на пляже и стоянке, отправимся вверх в горы за родниковой водой, на которой тут и существуем. Кроме того, это всегда эффектная прогулка на горный массив Эчки-Даг, о его ярком ноябрьском обличии у нас шёл
отдельный разговор в 2011 году. Первая ступень к роднику - так называемый лифт на плато. Чтобы в нём не запыхаться, нужно просто подниматься очень медленно. А на спуске будьте осторожны - проход давно перекопан под неиспользованный кабель, дожди создали рытвины, почва не устойчивая.
Наверху на плато тоже встречают признаки осени на редких низких деревцах.
Под ногами более обильные кустики колючек. На них и под ними много раковин улиток башневидных цилиндрических, которые типично в степном Крыму создают большие скопления-колонии.
Ещё разнообразие флоре придают сухие лишайники на земле с переплетением опять же сухих веток. А глазастую Муху Цокотуху видите?
На плато перед Эчки-Дагом над одним из ущелий стоит гордый раскидистый крупный дуб, который на фотографии отразился небольшим на фоне гор. У него ветви расположены, как ступени, поэтому можно забраться под самую вершину и обозревать, как с мачты корабля, море, горы, небо, Кара-Даг. Под кроной комфортная для отдыха от жары тень и мелкие дубовые палочки для костров.
А вот кора ствола этого дуба, которая подтверждает, что дуб уже взрослый и уверенный в себе.
Гуляем дальше, сухой шиповник.
Склоны гор желтовато-оранжевые по-осеннему, хотя пол лета тут также доминируют подобные тона из-за высокого уровня выженности Солнцем. Но оранжевый появляется именно в осени.
Вот ещё жёлтые колючки.
Красавец Эчки-Даг (татарское "козья гора") - горный выразительный массив юго-восточного Крыма. У него три вершины: Кокуш-Кай, Делямет-Кая (он на фото) и Кара-Оба. Местные называют их Три Брата.
Эта стена скал выглядит так красиво, и хотя издалека они не выглядят большими, однажды я в них полазила, осознала обман зрения, пришлось дюже карабкаться и высоко спрыгивать.
Склоны самого Эчки-Дага покрыты мелколистным лесом, не очень густым, но всё же плотным по сравнению с другими зонами этого юго-восточного горно-степного Крыма.
Встречаются и такие формы.
Вот и первый родник, так называемый верхний, он же ближний. На картах его именуют источник Чалка (по названию древней армянской крепости в этих местах). Он окружён неким ореолом особой красоты, таинственной атмосферой, в которой хочется приглушать голос. Но он "работает" только после дождей, в остальное время вода не течёт. Она очень вкусная, прозрачная и оживляющая, по мне так, самая вкусная из всех пробованных где либо.
Долго стоит сухая погода, и поэтому мы идём дальше, немного обходим Делемет-Кая и немного спускаемся к популярному нижнему роднику, который именуют Седрак или Бахр-баш-чокрак («источник медной головы»). Оба родника каптированные, то есть заключённые в трубу. Напор воды здесь тоже зависит от погоды, иногда приходится посиживать в очереди, но выбора нет, зато есть много досуга.
Воззвание к экологическому сознанию.
С родника с парой шестилитровых бутылок на спине аккуратно спускаемся по прямому склону к берегу, делая краткие остановки для передышки и фотографирования свежих цветочков на фоне опять же сухих трав.
Гуляя на Эчки-Даге, зачастую встречаешь табун лошадей с конюшни, которую держат под нижним родником для увеселения туристов. В свободное от работы время, лошади гуляют где угодно и смотрятся в горах так великолепно (
отчёт о них). Но в этот раз спустившись почти до уровня моря, мы встречаем других местных копытных жителей - стадо коров, рыжих на рыжем фоне.
Давайте сравним их с их
тропическими собратьями из Индонезии. Там их разводят только для мяса, здесь, конечно, и для молока.
Картина прекрасного, как всегда, трепетного
рассвета. А повествование (из записок в блокноте) ночное. Когда полностью темнеет, укладываюсь на спальник внутрь другого спальника под звёздным небом и пристально разглядываю
Млечный Путь, в нём любимую Кассиопею формы W над Кара-Дагом, Большую Медведицу над Эчки-Дагом и прочую россыпь. Слушаю в одном наушнике автобиографический роман великого исследователя и путешественника Тура Хейердала ХХ века "По следам Адама". А почему в одном наушнике? А потому что телепортируясь с Туром из Норвегии на Канары, в Полинезию, с Галапагос в Египет, Перу, я не лишаю себя уникальных мгновений слушать вторым ухом фон непрерывного рокота моря, гуляющего ветра и сверчка, поселившегося где-то совсем рядом. Когда Медведица опускается за Эчки-Даг, пора и нам спать, хотя не раз тут и засыпали в чудесном одиночестве под Небом.
История с мини-арбузом. Очевидно, кто-то уронил в камни косточку арбуза, она каким-то невероятным образом в бездождливый сезон развилась до полноценного растения. И в итоге мы срезали этого малютку, разрезали, увидели его красную готовую мякоть, разделили на всех и съели по дольке размера с яблочную. Было весело и вкусно :)
Эта каменная хижина - домик
рыбака. Он живёт здесь по много месяцев в году, нуждается в малом, и однажды я села на стул у этой хижины, оказалась близко к воде и глазами на багровом закате вокруг Кара-Дага и поняла очень многое об этой тихой. отшельнической точке мира.
Эта зона Лисьей Бухты так и называется камни. Тут мелкая вода, обиталища юрких крабов, волны, красиво обтекающие камни, отдельная спокойная территория, на которой любят копошиться дети или медитировать взрослые. С момента, как я впервые увидела этот камень в 2008 году, мне видится в нём горилла, задумчиво глядящая в морской горизонт.
Немного морской лирики (опять же выписка из блокнота).Толща воды такая манящая, прозрачная, светло-бирюзовая. Её пробивают лучи яркого Солнца, а по дну катаются локоны солнечных бликов. Казалось, что это самое лучшее Чёрное море в жизни, и было смешно вспоминать, как в Ницце в 2001 году после знакомства с Средиземным, я говорила, что после его лазури на Чёрном море делать нечего. Такое тёплое, обволакивающее море последнего дня сентября, кстати, Дня Веры, Надежды, Любви, было абсолютным раем русалочьей части души. Тело заплывало так далеко, чтобы было видно Эчки-Даг и бухты до посёлка Прибрежный. Интенсивно нырялось, скользя кожей груди по мягкому песку дна - новинке этого сезона. Песок этот тоже был выложен рисунком волн. Но самое мощное, красивое, сказочное - это массив воды, пробитый Солнцем. Где было мельче, а этого стало так привлекательно широко, тело кувыркалось головой назад и вперёд, вставало на руки в дно и переворачивалось всей конструкцией, качалось в талии, выталкивая то пятки, то голову. Лежалось и дрейфовалось на спине. Казалось, промывается и просаливается весь организм насквозь на целую зиму. И самое прекрасное - это опять же толща светящейся мерцающей воды.
Людей немного в поздний сезон и каждый день продолжают отчаливать. От этого остающиеся всё более приятно дичают, как будто тщательно спрятанные от перипетий внешнего мира.
А вот так выглядит всё наше пустое поселение с лодки. Упомянутая верхняя стоянка Лхаса обозначена палаткой почти на верху холма.
Постройка этого года. Какой-то временный житель создал себе тень, защиту очага от ветра, кухонные полочки, они же оконца для наблюдения моря. Строительный материал - кил, из которого и состоят горы на фоне. Скорее всего, постройка дождётся своего строителя и в следующий сезон, а пока её время от времени используют другие отдыхающие.
Для нашего незамысловатого быта мы таки не страшимся привозить тщательно закутанные керамические предметы в скалистый край, ведь чаи-пуэры - очень важное и эстетическое мероприятие в жизни в Природе. Кстати, чайник был куплен в ближайшем за горой посёлке
Щебетовка в 2013 году и возвращается "на родину" уже в третий раз.
А мы же завершаем наш сентябрьский рассказ, фотографируя напоследок библиотечную книгу, которую мы в этот раз тщательно изучали (редактор и составитель А.Тархов). Она как раз по воле судьбы была посвящена преимущественно юго-восточному Крыму, оттого легенды воспринимались более наглядно. Отрывки из неё будут приведены в дальнейшей публикации про местность в этой округе.
Фото и рассказ: Вера Ужва
Также по теме: Лисья Бухта глазами 13-летней фотографа, Месяц страданий в Лисьей Бухте.