Михаил Журавлёв: произведения Эрьзи создала Природа
Чтобы увидеть «Джоконду» Леонардо да Винчи, нужно посетить Лувр, чтобы сделать селфи с «Давидом» Микеланджело, придётся отправиться в Академию изящных искусств во Флоренцию. Чтобы насладиться шедеврами мордовского скульптора Степана Эрьзи, тоже потребуется объехать немало стран на трёх континентах. Не самый близкий и доступный путь для большинства россиян, решил президент Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи Михаил Журавлёв и принялся за создание частной коллекции оригиналов и копий работ художника.
И вот в недалеком 2021 году в Москве появился «Эрьзя-Центр». Это помещение с выставочным залом, в котором размещается постоянная экспозиция фонда. Всего коллекция насчитывает более тридцати произведений. Их Михаил Журавлёв собирал более 20 лет по всему миру.
В экспозиции есть скульптуры, жизни которых позавидует самый заядлый путешественник. Например, работа Эрьзи «Отдых» за свою историю преодолела путь протяженностью более 50 тысяч километров. Оригинал скульптуры находится на родине, в Италии. Работа была выполнена в 1919 году, экспонировалась в Европе, а спустя 20 лет и вовсе отправилась в Буэнос-Айрес (Общество памятников района Боедо).
Аргентина стала домом для произведения на семь десятилетий. Скульптура хранилась под открытым небом, поэтому за почти три четверти века порядком износилась. В 2009 году фонд демонтировал работу и провёл реставрацию. Вообще, произведения художника до сих пор находят в самых неожиданных местах планеты: в том числе в Аргентине, Италии, Азербайджане, Франции, Аджарии.
«Поскольку Степан Эрьзя долгое время жил в других странах, за рубежом осталось большое количество его работ. Многие из них, к сожалению, находятся не в самом лучшем состоянии. Эрьзя творил из живого материала, из дерева, которое, подобно людям, рождается, живёт, умирает, болеет. Поэтому наша миссия — сохранить историческое культурное наследие художника, подарив произведениям вторую жизнь, а если это невозможно, то жизнь его копиям», — отмечает президент Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи Михаил Журавлёв.
Слепки изготавливают максимально близко к оригиналу. Это возможно благодаря многолетнему знакомству с произведениями Степана Эрьзи, а также авторским методикам работы с тонированным гипсом. Созданием копий с оригиналов занимается реставратор и копиист Александр Толокин. Он знает творчество мордовского скульптора как свои пять пальцев. Именно поэтому ему удаётся создавать настоящих близнецов.
«Зачем же копировать шедевры скульптурного творчества», — спросите вы? Дело в том, что какие-то произведения уже утрачены, какие-то недоступны для массового зрителя и хранятся в частных коллекциях, хранилищах музеев (Русский Музей, Санкт-Петербург; Третьяковская галерея, Москва), а другие если и экспонируются в музеях государственных, то зачастую не переносят транспортировки (МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, Саранск). Что же делать тем, кто не может себе позволить посетить столицу Республики Мордовии и проникнуть в хранилища государственных музеев? Приходить в «Эрьзя-Центр» на Автозаводской, 1, в Москве, чтобы полюбоваться на точные копии шедевров мастера, раннего и аргентинского периода творчества.
Парадоксально, но многие москвичи не знают о существовании такого скульптора, как Степан Эрьзя, несмотря на то, что этот город занимал в жизни художника особое место. Как говорит Михаил Журавлёв, в столице творческий путь скульптора начался и закончился.
«Эрьзю сделала Москва с точки зрения зрелого понимающего профессионального скульптора. Здесь он родился как художник, и здесь же создал свои последние произведения. В общей сложности московский период занял почти четверть века. На мой взгляд, Москва играет огромную роль в его поисках и самовыражении», — отмечает Журавлёв.
Чтобы рассказать москвичам о жизни и творчестве скульптора, в фонде придумали проект «Москва скульптора Эрьзи» (реализуется при поддержке ПФКИ). Он включает в себя разработку двух маршрутов, один из которых пешеходный, а другой — пешеходно-автобусный, также съёмки программы, документального фильма, организацию фотовыставки и создание интерактивной карты. Эти мероприятия призваны пробудить интерес у аудитории к истории скульптора. Ведь для сохранения его творчества столько всего было сделано и делается до сих пор. «Почему же необходимо изучать произведения художника, спасать их и восстанавливать», — спросите вы.
Ответ очень прост, отмечает Михаил Журавлев. Дело в том, что мы не ценим то, что имеем, а, возможно, не всегда знаем о существовании того богатства, которым обладаем. В этом смысле такие страны, как Италия или Япония продвинулись, куда дальше, чем Россия. По словам Журавлёва, они склонны к сохранению и приумножению национального культурного наследия. Мы же, счастливые обладатели зачастую даже большего багажа талантливых художников, писателей или музыкантов, попросту не ценим их.
Однако это не значит, что всё потеряно. Начинать восстанавливать историю культуры никогда не поздно. Тем более в случае со Степаном Эрьзей. Ведь благодаря деятельности фонда многие произведения скульптора уже удалось возродить. Например, скульптуры «Ева» (1919), «Иоанн Креститель» (1914), «Отдых» (1919) и другие.
«Портрет уругвайского писателя Орасио Кироги тоже буквально восстал из пепла. Мавзолейная работа долгое время хранилась на улице и стала ветшать, всё-таки это дерево. Настал период, когда произведение стало разрушаться. Правительство всеми способами старалось его спасти: как-то склеить, укрепить. Узнав о нашем фонде и реставраторе, обратилось за помощью. Скульптуру Кироги удалось восстановить», — объясняет Журавлёв.
Несмотря на то, что Степан Эрьзя работал с разными материалами, тонко чувствовал камень, его уникальность как художника — в изобретении авторской методики обработки субтропических пород деревьев кебрачо и альгарробо. Материал, обладающий удивительной пластичностью и прочностью, скульптор обнаружил, когда жил в Аргентине. Ему приглянулся выразительный природный рисунок коры и живописные наросты. Эти особенности материала Степан Эрьзя умело использовал в работе: совмещал необработанную и хорошо отшлифованную часть древесины. Кстати, по возвращении в Москву он привёз с собой из Латинской Америки не только работы, но также редкий для России материал.
«В произведениях Эрьзи нет смерти. Сам художник говорил, что он не творец, и не он создал уникальные работы, их создала Природа. Эрьзя только ей помог выразить до конца то, что она хотела», — подчёркивает Журавлёв.
Сегодня посетители Эрьзя-Центра могут стать зрителями уникального зрелища — реставрации ствола субтропического дерева. Работы проводит бессменный мастер Фонда Александр Толокин.
«Мы не музей», — отмечает Михаил Журавлёв. — Наша цель куда более объёмна. Мы не стремимся лишь экспонировать скульптуры Степана Эрьзи, для этого есть выставочные залы. В том числе, например, Мордовский музей Эрьзи в Саранске. Мы занимаемся поиском неизвестных и утраченных скульптур Степана Дмитриевича, чтобы вернуть их миру, пусть даже не в оригинальном материале кебрачо, а в копии из тонированного гипса», — добавляет Журавлёв.
Помимо этого в центре есть коллекция книг и материалов об Эрьзе, а также уникальное собрание живописных полотен. По мнению Михаила Журавлёва, экспозиция — неоценимое богатство. И дело совсем не в её материальной оценке, а в возможности познакомить посетителей центра с уникальным культурным достоянием соотечественника.
Материалы предоставлены пресс-службой Международного Фонда искусств имени С.Д. Эрьзи.