Этнические картины Гули Чам
Мы рады представить на страницах Greenword творчество Гули Чам, художницы из Санкт-Петербурга, чьи работы наполнены этническими мотивами, любовью к Планете, глубоким взглядом в окружающий мир, модернистскими символами и андеграундным духом. В нашей статье Гуля представляет свои картины, рассказывает о своём творческом пути, вдохновении, музыке и Природе.
Расскажи, пожалуйста, немного о своих картинах, о смыслах, которые в них заложены.
«Симбиоз»
Известно, что дружные отношения между большими носорогами и маленькими скворцами приносят обоим видам пользу. Скворцы питаются насекомыми, которые вредят носорогам, и даже спасают животных от браконьеров. Их реакция предупреждает носорогов о появлении браконьеров. Картина о том, что объединяя свои силы, можно добиться большего.
«Свет сквозь морскую капусту»
Дно морское очень разнообразно. Плантации морских водорослей, освещённые светом, который проникает сквозь толщу воды, растения, мхи, актинии — всё это возможно только там, куда доходит свет. Солнце играет важную роль не только на суше. Но и под водой.
«Ленивцы»
Эти две маленькие картины возникли после беседы со знакомой девушкой, которую волновал вопрос, как выжили ленивцы в ходе эволюции, имея такой низкий темп жизни и беззащитность. Мы посмотрели гору видео-материалов и прониклись заботой местного населения Бразилии и Венесуэлы о ленивцах.
«Сингапурская ночь»
Я много путешествовала в десятых годах и снимала впечатления на плёночный фотоаппарат. Сейчас возникла идея освежить эти воспоминания и перенести на холсты самые яркие и повлиявшие на меня. В Сингапуре меня впечатлило всë. Казалось, что это город-компьютер. Очень много света, сияющие здания, азиатская мысль в своём наилучшем исполнении, прогресс в сочетании с самобытностью. Мультикультурность, удобство, продуманность. Прогулки по Сингапуру ночью незабываемы!
«Азиатский храм»
Это ещё одна картина из серии впечатлений из путешествий. На ней изображена часть Вьетнамского храма в Сайгоне. Во внутреннем дворе по периметру расставлены вазы с песком, охраняемые журавлями, куда прихожане ставят дымящиеся благовония. Они останавливаются перед вазой и читают молитвы. В пространстве храма всегда чувствуется аромат благовоний, а в воздухе висят клубы дыма.
«Dead kudu»
Я часто называю картины по-английски, эти 2 языка живут во мне почти на равных правах. В ней я рассказываю об истории разбазаривания и торговли ресурсами чужой земли, кражах, заимствованиях, рабском труде, распоряжении богатствами других без их согласия… Всё это было и имеет место в наш просвещенный век и является причиной недовольств, войн, обид и распрей.
Дословно на картине изображен внизу храм времён расцвета богатейшей и влиятельной империи Мали. За ним мёртвая антилопа куду (они водились раньше в тех местах, сейчас их там почти не осталось), которую потрошат два стервятника. В их роли супердержавы, нажившие себе богатства и славу нечестными способами, чужой кровью, болью, силой. Скелет животного похож на шпангоуты галер, перевозивших массово живой товар для укрепления могущества эксплуататоров. Силуэт Карибского бассейна и название наверху West Indies, это то самое место, куда направлялись корабли. То самое место, где в последствии родилась известная нам культура музыки регги, которую я ставлю людям послушать на пластинках. Так это связано со мной.
«Volta»
Эта история про озеро Вольта, в Гане. Туда привозят деток, которых выкупают у родителей, потерявших надежду на выживание (или по другим причинам готовых продать свое чадо), и они там ловят рыбу. Встают поутру, идут со старшими мальчиками на озеро, садятся в лодки и ставят сети, потом их вытаскивают с уловом, чинят их. Нередко случается, что дети не умеющие плавать становятся жертвами несчастных случаев, распутывая сети в воде. В Гане есть независимая организация, которая занимается вызволением детей из этих рыбацких кооперативов, возглавляемая таким же бывшим рабом, который убежал и посвятил свою жизнь освобождению детей.
«My time»
Я не знаю, где происходит этот процесс, в душе или в слоях личности, но есть такая способность (подозреваю, что она есть у всех, поэтому сложно назвать это особенностью) перерабатывать боль. Это работает, как химический завод: на выходе получаются память, пустота, тишина и часто красота.
Суть твоего творчества, в целом?
Мои работы — это истории, рассказы с фактами, символами или передающими настроение образами. Идеи — создать атмосферу диалога со зрителем, побуждающего искать информацию, наполняться знаниями, резонировать с изображением. Поиск смыслов заставляет наш ум думать, делает его пластичным, восприимчивым. Развитие приносит нам радость самоценности.
Расскажешь немного о себе и своём творческом пути?
Родившись в маленьком посёлке, я провела всё детство в тесном содружестве с природой Карельского формата. Лес, поле, залив, озёра — всё вплелось в сознание.
После художественной и музыкальной школ поступила в Институт декоративно прикладного искусства на текстильную кафедру. Училась и рисовала много для себя, даже больше, чем для учёбы.
Был большой перерыв на рождение и воспитание детей.
И вот сейчас я пришла к необходимости возрождать и продолжать творческую деятельность, так как осознала, что не могу без этого.
На меня повлияло творчество таких русских и зарубежных художников, как Врубель, Рерих, Куинджи, Муха, Гоген, Шиле, Бертслей, Хундертвассер. Любимый художник — Жан-Мишель Баския.
Также мне импонирует самобытное творчество, которое не имеет авторства и не несёт громких имён в историю, а именно племенное искусство народов Африки, Южной Америки и русского Севера.
Мои произведения можно разделить на две части: это приближённые к натуре зарисовки, впечатления, стоп-кадры из реальной жизни.
И мои личные переживания: чувства и мысли, переданные образами.
Там есть место и для коротких незначительных эмоций, и для переживаний и резонанса мирового масштаба.
В своих произведениях я чаще всего использую природные мотивы, реже городские. Меня восхищают природные формы и цвета. А то, что создал человек, структурирует. Пишу жизнь. Как и все :)
Пишу на холстах, фанере, оргалите, ткани, дереве, стекле, мне не важно, какими будут форма и материал для изображения. Когда есть что сказать, под рукой оказываются разные вещи. Большинство из них можно использовать как холст.
У тебя летом проходила персональная выставка в Санкт-Петербурге. Расскажи об этом опыте.
Прошедшая парная выставка называлась «Код доступа». Она проходила в пространстве «Ателье без зеркал» в культурном центре «Пушкинская 10». Там много разных галерей, которые в основном выставляют современное искусство.
Мы с моей подругой Дашей Раскопиной остановились на этом пространстве, потому что быстро нашли общий язык с его хранительницей — замечательной талантливой театральной дивой, режиссёром Александрой Пистолетовой.
Наша задача была привнести трёхмерность в экспозицию. Поэтому там появилось расписанное платье и шляпа с декором в виде медной решетки. Тема родилась уже в процессе работы.
В своих картинах я веду рассказ, часто это нелинейное повествование об исторических событиях с акцентом на правду + моя рефлексия. Я использую символы, знаки, тексты… Узнаваемость зависит от осведомлённости. Кто-то сразу видит содержание, кому-то требуется время, чтобы постоять и вникнуть. Поэтому было предложено название и объединяющая тема — код доступа.
На выставке мне задавали вопросы по содержанию, просили рассказать о сюжете. А кто-то сам рассказывал мне свои ощущения от работ, и они совпадали с вложенным мной смыслом. В такие моменты я испытывала удовлетворение от того, что удалось передать всё точно и доступно для считывания смысла.
Публика состояла из друзей моих, моей коллеги и хранительницы места. Все очень приятные люди, настроенные на восприятие. Были даже дети!
Первая и третья твои выставки проходили в пространстве «Линии» на Васильевском острове. Нынешняя выставка называется «Магазин современного искусства». Расскажешь об этом?
Это коллективные выставки под кураторством художника Нила Эксколора, в которых мне приятно принять участие, так как я причисляю себя к андерграундным современным художникам, а эти ребята отбирают по большей части именно таких творцов. Это очень тёплые вернисажи, последний подарил мне подругу, было классно, все перезнакомились нашли много полезного в общении.
Участвовать в коллективной выставке интересно хотя бы потому, что ты видишь, кто ещё находится на сцене, что они делают, как твоё творчество выглядит на фоне остальных, насколько актуально оно, вписывается ли в общую картину современности. В общем, нужный экспириенс.
Какое место в твоём творчестве занимает музыка?
Я играю с 27 лет преимущественно reggae и dub на виниле. Также в коллекции имеются разномастный фанк и афробит. Музыка часто является источником вдохновения. Она сопровождает по пути души и дарит состояние нужное для передачи данных.
Каким ты ощущаешь дух Питера? Я собираю высказывания людей на эту тему, а ты так органично его отражаешь.
Люблю Питер и его духов)). Согласна с мнением, что куда бы ни забрасывала жизнь, хочется вернуться в Питер. Он для всех разный: кто на чем любит фиксироваться. Кому мрак подавай — тут его предостаточно, кому культуру и веселье — тоже хватает. Праздность в меру разбавляет труды людей.
Культура очень выверенная, отмеренная. Мне вообще видится Питер как город мер. И ещё это ощущение прекрасное, когда возвращаешься ночью с клуба домой в такси, просишь включить Эрмитаж и едешь по центру в любую погоду, даже самую жуткую (а в Питере это не редкость), мчишь так, под джазовый ремикс на какую-нибудь Нирвану и диву даёшься — какой красивый у нас город!
«Мотив», картина с фото-кадра ночной жизни Санкт-Петербурга.
Расскажи, как это быть мамой очаровательных мулаточек?
Мамой мулаток быть точно так же, как мамой любых детей: ответственно, трудно, важно, ещё раз трудно и прекрасно! Наблюдая в состоянии покоя за детьми, взрослым открывается мир восприятия без навешенных стандартов, без окраски в good or bad. Прямо и сердечно. Малыши — моя частичка вдохновения.
Что значит Природа в твоей жизни?
О природе могу сказать так. Я точно знаю, что она питает, но она же может истощать. Как и с людьми. Одни контакты наполняют и приносят радость, другие могут нести боль и отбирать силы.
Группа, посвящённая твоему творчеству, называется Irie Art. Что означает Irie?
Мой диджейский ник — Sista Irie. На ямайской паттве (местный диалект, возникший в результате смешения и искажения английского с чем только не) irie значит прекрасно, хорошо, мило. Это выражение применяется ко всему, что происходит.
Благодарим Гулю за раскрытие смыслов своего творчества и своей души на страницах нашего интернет-журнала! Желаем автору дальнейшего развития, новых выставок, благодарной публики и процветания!
Составитель: Вера Ужва
По теме:
Трансцендентное в жизни: Alex Grey
Метафизика жизни: Cameron Gray
Яркая природа кисти Эрла Ювинда
Айрис Скотт рисует маслом и пальцами
Визионерские картины Ulsei
Фантазии на тему видов от Timothy Chapman