Проект арт-терапии в рамках «Женщины: Школа наставничества»
GreenWord.ru

Проект арт-терапии в рамках «Женщины: Школа наставничества»

В этом году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации реализует второй сезон проекта «Женщины: Школа наставничества», который даёт уникальную возможность для студенток и аспиранток получить персональные рекомендации и опыт от успешных женщин-лидеров России. Наш интернет-журнал освещает проект из категории «Креативные индустрии»: «Фестиваль практической психологии арт-терапии Добро ART», который реализуют в Башкортостане Хамиева Гульнара Рашитовна, директор Благотворительного фонда «Наше Будущее», и её подопечная — Чухнина Александра Константиновна.

Женщины Школа наставничества

Краткое описание проекта: «В настоящее время арт-терапия является перспективным направлением в психологии, построенном на принципе работы с различными видами творчества, относится к ресурсным и здоровьесберегающим технологиям». Реализация проекта предполагает проведение фестиваля практической психологии и арт-терапии для молодых специалистов сферы образования Республики Башкортостан.

женщины школа наставничества
Арт-материалы: Алеся Кузьмич, фото: Вера Ужва

Проект направлен на обучение и развитие профессиональных компетенций начинающих специалистов в сфере психологии. Проект способствует созданию сообщества молодых специалистов сферы воспитания и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Республике Башкортостан, созданию общедоступного медиаконтента для психологов, а также реализации целевой модели наставничества «Педагог - Педагогу».

проект женщины школа наставничества
Фото из публикации: Фестиваль Sun Spirit на Валдайской возвышенности

Для начала предоставляем слово наставнице проекта «Фестиваль практической психологии арт-терапии Добро ART» Хамиевой Гульнаре Рашитовне. Гульнара является Директором Благотворительного фонда «Наше Будущее» в городе Уфа, секретарём Экспертного совета Школы российской политики, федеральным экспертом и прочее.

Хамиева Гульнара

Она любезно ответила нам на следующие вопросы: Кому подходит арт-терапия? Что включает в себя этот подход? Как арт-терапия пересекается с более традиционными методами психологии? Где можно обучаться методам арт-терапии? Может ли проводить арт-терапию не квалифицированный психолог, а квалифицированный арт-специалист? Может ли психолог без художественного образования использовать этот метод?

Арт-терапия подходит всем и практически не имеет ограничений. Этот подход включает в себя взаимодействие с различными творческими материалами и техниками. В психологии арт-терапию используют как средство профилактики и коррекции.
Обучаться методам арт-терапии можно как самостоятельно, так и под руководством наставника. Человек, который не является психологом, вполне может быть ведущим мастер-классов, здесь он транслирует это просто как процесс творчества. Психолог в процессе арт-терапии может давать интерпретацию результатам творческой деятельности (используя рисунок как проективную методику), умеет подобрать правильную методику под конкретный запрос своего клиента.
Для проведения арт-терапии психолог может не обладать художественным образованием, обычно в арт-терапию погружаются специалисты, которые сами любят рисовать и для которых творчество - важная часть их жизни.
Данную технологию я успешно применяла для снятия состояния психоэмоционального напряжения у студентов в процессе учебного года.

проект женщины школа наставничества

Моя наставляемая — Чухнина Александра Константиновна — является активным участником проектов платформы «Россия — страна возможностей». Свободное от учёбы и работы она посвящает реализации своего проекта — Мастерская арт-терапии, играет в театральной студии «НашТЕАТР», принимает участие (как в роли организатора, так и в роли участника) в волонтёрской деятельности. Её достижения: финалист конкурса «Атомный урок»; победитель конкурса «От учителя к учёному. Дорогами гражданственности»; победитель конкурсов «Навигаторы детства 2.0» и «Доброволец России» в номинации медицинское волонтёрство; участие в добровольческой помощи, проведении значимых событий на территории Республики Башкортостан, лауреат Премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет, победитель Российской национальной премии «Студент года — 2022» в номинации Педагог дополнительного образования, дважды победитель грантового конкурса Росмолодежи, наставник в конкурсе Большая перемена.

Считаю наставничество эффективной формой в достижении целей и развитии как наставника, так и наставляемого. Я горжусь своей наставляемой и готова поддерживать её и после проекта.

Далее на наши вопросы ответила сама Александра Чухнина, советник директора по воспитанию, член экспертного совета Движения Первых, амбассадор сервиса «Росмолодёжь.Гранты».

Александра Чухнина

Как в Вашем сердце возникла идея развития проекта арт-терапии?

Идея возникла, когда я обучалась в университете. Можно сказать, что любовь к данному направлению привила преподаватель — мой наставник.

Успешные примеры применения этого метода?

Успешно применяю в своей практике арт-терапию для коррекции тревожности и стресса у студентов.

женщины школа наставничества 2023

Где Вы черпаете вдохновение для арт-проектов?

Меня вдохновляет результат, когда я понимаю, что арт-терапия действительно работает и приносит людям пользу, они ощущают на себе положительный эффект.

Что входит в понятие Искусства с большой буквы?

Для меня искусство с большой буквы — это в первую очередь шедевры классической живописи в мировой художественной культуре. Я получила академическое художественное образование, оно стало хорошей базой для моего дальнейшего творческого пути.

женщины школа наставничества 2023
Фото из публикации Мультимедийные выставки о Леонардо да Винчи и Айвазовском в Artplay Media

Как бы Вы охарактеризовали понятие «экологичное мышление»?

Экологичное мышление, на мой взгляд, это жизнь в гармонии, когда ты бережно относишься к себе, окружающим людям и к той среде, в которой находишься. Также для меня это всегда про ответственное отношение к окружающему миру. Именно экологичное мышление позволяет жить в балансе.

В каких волонтёрских проектах Вы принимали участие?

В последние несколько лет принимаю участие в проектах волонтёров культуры, в 2021 году была участником Международного лагеря волонтёров культуры. Мой путь в волонтёрскую деятельность начался ещё в 2012 году, когда я сама была студенткой колледжа. В 2019 году я реализовала грантовый проект Школы волонтёров «Мы выбираем жизнь». Одна из моих недавних побед - успешное прохождение акселерационной программы Добро.Центров от Ассоциации волонтерских центров. Скоро на базе нашего Салаватского индустриального колледжа откроется первый в городе Салават Добро.Центр, который объединит неравнодушных жителей города, волонтеров нашего колледжа.

Что Вам даёт участие в театральных постановках?

Участие в театральных постановках служит для меня дополнительным источником вдохновения. Находясь в пространстве творческих людей, ты всегда чему-то у них учишься, такое взаимодействие позволяет раскрыться, выйти из зоны своего комфорта. А ещё театр очень помогает снять телесные зажимы, внутреннее напряжение. Можно сказать, что это отдых для тела и души.

Пересекается ли Ваша профессиональная деятельность с Вашими хобби?

Моя профессиональная деятельность связана с воспитательной работой в учреждении среднего профессионального образования, я работаю советником директора по воспитанию, а ещё я преподаю. Для меня работа тоже в какой-то мере хобби, она очень творческая, в ней много общения с людьми, созидания. Отличие в том, что ты всегда несёшь персональную ответственность за конечный результат своей деятельности, для многих задач есть чёткие временные рамки, которые необходимо соблюдать. Рисование и творчество, конечно, про больший уровень свободы и самовыражения, отсутствие жёстких регламентов и рамок.

женщины школа наставничества
Из публикации Детский праздник в осеннем лесу

Наполняет ли эта деятельность Вашу жизнь особым смыслом?

Да, безусловно творчество наполняет мою жизнь особым смыслом. Для меня ценно быть причастным к созданию картин и творческих работ, более того, меня вдохновляет делать доступнее занятия творчеством для своих воспитанников. Через участие в творческих мастер-классах они не только приобщаются к искусству, получают удовольствие от самого процесса творчества, но и обучаются самой технологии проведения занятий в качестве волонтёров-ассистентов.

Какие возможности для реализации проекта даёт Ваш город?

Я живу в городе Салават, это не очень большой по численности город, тем не менее, здесь много студенческой молодёжи. В нашем городе есть пространства, которые безвозмездно готовы помочь с предоставлением помещения для проведения мастер-классов и творческих встреч. Мне нравится заниматься развитием сообществ в городе, где я родилась и живу, пока у меня нет стремления уехать в большой город, хочу сделать как можно больше доброго там, где я сейчас есть.

методы арт терапии

Благодарим Гульнару и Александру за знакомство с их проектом и методами! Восхищает работа молодого специалиста по многим благим направлениям. Желаем успеха их проекту и Школе наставничества в целом!

Составитель — Вера Ужва. Фото предоставлены участницами интервью.

GreenWord.ru в Вконтакте, Instagram, Telegram.

← Зелёная Москва: Благородное Братцево | Домой ▲ | Музей рекордов и фактов «Титикака» в Санкт-Петербурге →