Строительство моста в Дубне: ожившая легенда
В Дубне на наших глазах оживает легенда. Когда в 1963 году мои родители приехали в Дубну, уже были разговоры про мост через Волгу. Уже тогда понимали потребность облегчить дорожный ресурс плотины, построенной в 1935 году ДмитровЛагом по фараоновскому проекту Сталина, когда разлили Волгу, изменив её русло, выкопали 372 км искусственного Московского моря, провели 100 километров канала до реки Москва, соединив Столицу с Каспийским морем и снабдив её на многие года водой, насыпали 9 километров дамбы, водрузили ГЭС с плотиной и ещё по мелочи шлюзы, мысы, тоннель под каналом, стёрли с лица Земли 106 населённых пунктов и 32 000 гектаров леса, лугов и болот. С детства мы жили в Дубне в инфополе "когда-нибудь здесь будет мост".
Периодически приходили новости: он будет тут или там, тогда-то или из того-то бюджета. Иногда звучали пугающие прогнозы: "водолазы осмотрели критическое состояние плотины", "тоннель скоро рухнет"; большегрузам и длинным автобусам давно запретили въезд на Левый Берег. К фантомной идее моста мы привыкли. Тем временем происходили и заметные изменения: на левом берегу Волги построили свободную экономическую зону с бизнес-центром, спорткомплексом, отелем, несколькими многоэтажными жилыми домами, детсадом. Построили широкую новую дорогу к зоне, устранили многие пустыри, начали строить дамбу после эпического
паводка 2013 года. Что-то стало функционировать в полном объёме, что-то до сих пор не вошло в эксплуатацию. Этот новый район пока выглядел слишком отдельным от настроенной жизни наукограда. Но однажды всё изменилось. Январским субботним вечером мы пришли гулять на Волгу и увидели на берегу массивы серьёзной техники, яркие прожектора, автобусы с людьми - поразительно и неожиданно. Медленно понимание обрело форму: строительство моста в Дубне началось!
Итак, поговорим детальнее о проекте. Срок строительства - всего 25 месяцев. Начало - декабрь 2016 г., окончание - январь 2019 г. На данный момент утверждается, что строительные работы идут в срок, даже с опережением. Общая длина мостового перехода - около 2 км, включая правобережную и левобережную эстакады. Мост предоставит 4 полосы для транспорта, 2 тротуара по 1,5 м шириной, пешеходные переходы, автобусные остановки. В Правобережье переход моста начнётся на пересечении улицы Вернова и проспекта Боголюбова; на данный момент улицы частично перекрыты: формируется узел с круговым движением на три полосы. Далее мост на опорах поднимется на 1,7 метров и пройдёт над улицей Станционной и железной дорогой. В связи со строительством отменено движение электропоездов от вокзала Большая Волга до вокзала Дубна.
В Левобережье мост протянется над песчаным пляжем к спорткомплексу "Радуга". Основная дорога затем пройдёт к выезду из города в направлении города Кимры (Тверская область) в район бывшего поста ГИБДД. Дополнительные съезды в город предусмотрены, на улицу Спортивную (поворот с неё на Волгу уже закрыт) и на новую дорогу в направлении улицы Володарского. Весь путь моста можно сейчас посмотреть на
аэро-видео-ролике "
Дубна. Строительство моста. 14 мая 2017".
Строительство осуществляет "Мостотряд-90" (г. Дмитров) ПАО "Мостотрест". Отряд не имеет опыта строительства речных мостов, что, скорее всего, объясняется тем, что мосты через реки у нас особо и не строятся. Их предыдущий проект - эстакада на Ленинградском шоссе. В возведении нашего моста задействованы 204 специалиста (для них выстроено общежитие на берегу) и 43 единицы техники. 400 человек работает ежесменно.
Средства на проект выделены Правительством РФ из федерального дорожного фонда в рамках гос.программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса". Проектировщик - Институт "Гидростроймост".
Строительство предусматривает навесной монтаж, соединение идущих навстречу друг к другу частей моста и их состыковка над руслом Волги. Навигации судов строительству не мешает, так как максимальный пролёт моста в русле - 168 метров, суда здесь проходят свободно. Все многотонные конструкции моста - и речные, и береговые - монолитные, они будут заливаться на месте из бетона, доставляемого из трёх городов (в Дубне такой бетон не производят). Металлические конструкции будут поставляться также из других городов автомобилями.
Геологическая ситуация в данном месте сложная, поэтому бурение от отметки Земли производится на глубину 40 метров. Работы происходят круглые сутки, ночью осуществляются те, для которых требуются непрерывные циклы, а также малошумные и бесшумные работы.
Какие неудобства для горожан от строительства моста? Близлежащим домам в Левобережье, надо думать, непросто воспринимать этот проект: они привыкли к тихой, уединённой жизни в частных домах, а теперь оказываются в самом эпицентре событий. Шум забиваемых блоков был слышен по всему городу всю весну в зависимости от направления и силы ветра. Улицам, ближним к Волге, было особенно неуютно от этого звука. Будет вырублен небольшой сосновый лес на левом берегу, изъяты два частных земельных участка на улице Спортивной. Левобережные жители сейчас полностью лишены городского пляжа на Волге, куда очень удобно было добираться на автомобилях. В дальнейшем этот пляж окажется фактически под мостом.
Руководство проекта тем не менее обещает сократить некоторые неудобства для города, например, минимизировать передвижение тяжёлой техники по жилым улицам. Снимаемый грунт намечено пустить в дело на обоих берегах, например, для укрепления канав. Вдоль ближайших улиц проектом предусмотрены шумозащитные экраны высотой 2,5 метра, они будут установлены после окончания строительных работ.
За стройкой моста жители города могут следить
онлайн; по двум телевизионным каналам также круглосуточно транслируются сигналы с веб-камер. Любопытные горожане гуляют и ездят в район строительства, заинтригованные и ожидающие невероятного.
Мост перевернёт всё с ног на голову. Пока сложно даже представить, как такая артерия встроится в жизнь города. Удобное соединение двух берегов, появление транзитного транспорта, освобождение плотины от нагрузки, изменение траекторий городского транспорта, смещение акцентов городских объектов и районов, а также минимизация шума и копоти от машин под моими окнами на высоко ходовом пересечении улиц Макаренко и Октябрьской.
Мы стоим у истоков новой вехи истории удивительного, уникального города
Дубна. Воистину стройка века!
Фото и текст: Вера Ужва