Московские трамваи
В движении трамвая есть особая поэтика. В его внедряющихся путях, с которых разглядываешь улицы и просеки парков, под мерный стук колёс (это явно цитата...) Вот воспоминания летят, как садилась в трамваи в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Праге, где-то ещё... Первые приезды в Питер - по Петроградке, Ваське, в Парк на Крестовском... И конечно, Москва: узкая трамвайка в Сокольниках, окружённая густым лесом; выйдя из цирка на Вернадском мерно качаться в трамвае до центра; по Краснобогатырской до фабрики калош; от Шаболовки до "Б1" на Орджоникидзе; мимо "Олимпийского", когда автомобиль остался припаркованный на путях и пассажиры-мужчины выходили и сдвигали его дружно; трамвайное кольцо на Курской; по шоссе Энтузиастов, тоже захватывая петлю в окружении деревьев; в пустом ночном трамвае по Палихе - маршрут, которого больше нет; многие пути трамваев, от которых осталась память... Что-то такое в трамваях, что даёт ощущение сквозных эпох, романтика радости советский послевоенных улиц, "зайчики в трамвайчике" уютно улыбаются, медленно качается трамвай, ощущение экскурсии самое сильное, конечно, если не спешишь, а погружаешься...
В этом году Москва празднует 115 лет своему трамваю. 12 апреля улицы и бульвары города приветствовали праздничный парад трамваев. Они выстроились в хронологическом порядке, от дореволюционных до хай-тек, производства разных заводов (Нюрнберг, Мытищи, Коломна, Чехословакия, Польша, Нижний Тагил, Германия...) Первый вагон стартовал по нашей столице в 1899 году от Брестского (ныне Белорусского) в сторону Бутырского (ныне Савёловского) вокзалов. В начале 20 века в Москву привезли 600 фонарных вагонов, а с приходом НЭПа заработали 13 регулярных маршрутов. Наивысший расцвет Московского трамвая - 1934 год, но открытие метро в конце 30-х, конечно, снижает популярность трамвая, и постепенно его пути переносят с основных магистралей города на параллельные улицы и переулки. В 1960-х годах трамваи повели в те районы города, в которых метро обещалось нескоро. С середины 90-х пошла новая волна снятия трамвайных линий, особенно в центре. И на данный момент на долю трамвая в городе приходится всего около 5% всех транспортных перевозок, но власти города планируют восстанавливать некоторые маршруты, и мы лично этому рады.
А дальше давайте наблюдать коктейль фотографий разных трамваев, кабин и салонов от Андрея aka deletant, и шлём ему благодарности за два качественных репортажа об этом трамвайном событии.