Праздник под сенью храма Кришны
12 февраля мы отправились в исторический район Санкт-Петербурга, посёлок Лахта. Ехали мы в укромное местечко на самой кромке Финского Залива - Лахтинский центр бхакти-йоги, другими словами Храм Кришны, в котором в тот день праздновался День явления Господа Нитьянанды. Это весьма почитаемое воплощение Божества этой линии бхакти-йоги (что означает служение Богу с любовью и преданностью), так как он является воплощением Баларамы, старшего брата Кришны. Именем Вера я претендую на эклектичность религиозной веры, потому мне интересны касания различных форм соединения с высокими энергиями, и мы предвкушали тонкое взаимодействие в комфортном храме и, конечно, вкусный пир :)
С первых мгновений приближения к храму в сгустившихся сумерках мы погрузились в магическую атмосферу этого места. Свет, обтекавший здание центра, манил издалека и менял своё обличье плавно и празднично.
Эффектно, конечно, очень.
Хочется замереть в наблюдении смены палитры.
Мы заходим в храм и поднимаемся по кручёной лестнице на второй этаж. Видим собрание преданных в алтарном зале и скромно располагаемся на галёрке.
Празднество состоит в распевании бхаджанов, вайшнавских песен, составленных святыми личностями и прославляющих в данном случае Господа Нитьянанды.
Всем присутствующим раздаются книги песен, ведущий называет страницу, и Преданные соединяются в текучем распевании строк на санскрите. Подобную книгу нельзя класть прямо на пол, для них в алтарном зале имеются специальные коврики.
Храм украшен различными изображения Господа Кришны: например, со своей возлюбленной Радхой или Кришны-возлюбленного младенца.
Традиционно мужчины и женщины сидят раздельно, одежда девушек - индийские сари, из красивых нарядных тканей, мужчины часто носят шикхи, прядь волос на затылке.
Некоторые сопровождают песнопения игрой на караталах - металлических дисках, ударяемых друг об друга и звучащих нежно и мелодично. Эти озвучиваемые песнопения создают качественную атмосферу погружения в тонкие энергии.
В храме в кадках выращивают туласи - священное дерево, пришедшее из духовного мира, из его ствола изготавливают чётки и кантхималы (бусы), его листья кладут в пищу, предлагаемую Кришне.
Разноцветные украшения храма, общее впечатление очень миролюбивое, мягкое и радостное.
Алтарь Преданные приветствуют позой лёжа. Он красив и очень наряден. Кто из них кто: в центре Господь Кришна (с цветом кожи грозовой тучи), рядом с ним Радха - его возлюбленная и Господь Чайтанья, воплощение Господа Кришны, который 500 лет назад явился на нашу Землю назад с Господом Нитьянандой, чтобы распространить путь к йоге, освобождающий от оков материального мира.
Алтарь действительно красив, потому даём и более широкий его обзор. За песнопениями следует лекция о виновнике сегодняшнего торжества - Господе Нитьянанде, обсуждении его деяний. Попутно готовится прасад - пища, предлагаемая Господу, которая затем поедается участниками праздника. Часть прасада приносится на алтарь и за закрытыми занавесями начитываются особые мантры, тем самым создавая маха-прасад, съесть который особая честь.
Зал прасада венчает фотография Бхактисиддханты Сарасвати, духовного учителя, который в 20-е годы XX века основал духовную вайшнавскую организацию Гаудия Матх. Религиозная практика в рамках этого духовного направления основывается на распространении святого имени проявлений Бога (Радха-Кришны - мужской и женской ипостасей Бога) как методе медитации в наше мало духовное время. Прасад, конечно, это настоящий пир, который, возможно, и привлекает некоторых Преданных под сень этого духовного движения. Овощи, рис, панир, фрукты, лепёшки, сладости, напитки, всё приготовлено высочайшим образом тщательно по рецептам ведической кулинарии, пальчики оближешь и пищеварение счастливо! Сфотографировать прасад мы не успели, так было захватывающе вкусно :)
Спасибо, Кришна, спасибо, Лахта, за запоминающееся аппетитное погружение в уголок Бога.
Photo Credit: Юлия Постнова