Мария Церевитинова о коммуникациях в бизнесе и жизни, модель PCM
Мы рады представить Марию Церевитинову, сертифицированного тренера PCM — Процесса Модели Коммуникации по Тайби Келлеру, эксперта по бизнес и личной стратегии, основателя консалтинговой компании XPositive, автора и ведущую трансформационного подкаста «Ты о чём?», обладательницу правительственных наград, которая погрузит нас в тонкости психологии успешной коммуникации.
Расскажите о своём профессиональном пути. Как вы пришли к использованию модели PCM в своей работе?
Мой профессиональный путь начался с 2000 года. Много лет я занималась рекламой в крупных международных сетевых агентствах, работала над проектами таких брендов, как Coca-Cola, Nestle, BMW, General Motors, Unilever и многих других. С моделью коммуникаций PCM я познакомилась два года назад, и понимание, а затем и применение этой научной теории в бизнесе действительно перевернуло моё понимание об эффективности взаимодействия, эффективности коммуникации. Сперва я обучилась на первом базовом семинаре PCM, далее продолжила своё обучение и стала сертифицированным международным тренером модели процесса коммуникации. В России пока очень мало профессионалов данного направления (менее 200), и работают они в основном непублично, так как ведут деятельность внутри больших корпораций.
В чём основная суть метода PCM?
Модель отличается от многих представленных на международном рынке моделей психологического типирования человека тем, что её можно использовать, не составляя полный психологический профиль человека. Благодаря методу стало возможным распознать структуру и базовый тип личности человека, просто поговорив с ним несколько минут и зная инструмент самой модели PCM.
Модель Процесса Коммуникации® (РСМ) - это научно обоснованная модель понимания поведения человека через структуру его взаимодействия.
Функции её заключаются в следующем: 1. Помогает управлять коммуникацией и строить конструктивные отношения с другими людьми; 2. Помогает понимать особенности собственной личности и динамику личности окружающих.
Предшественником PCM стала универсальная модель Process Therapy Model, созданная в 70-х годах доктором психологии Тайби Кэллером, которая была разработана специально для врачей в целях сокращения времени лечения и нормализации психического состояния пациента.
В конце 70-х модель была адаптирована для Космического агентства NASA и внедрена среди всех сотрудников организации для снижения уровня стресса и выстраивания максимально эффективной коммуникации. С 1984 года модель адаптирована под широкий спектр профессиональных направлений и личной жизни. По состоянию на 2023 год более 1,6 млн человек прошло профилирование по PCM, методика используется в 62 странах на 26 языках и насчитывает 4500 сертифицированных тренеров.
Каковы ключевые преимущества применения модели PCM для построения высокоэффективных команд в организациях?
Первое. Модель даёт абсолютное понимание и принятие личности друг друга впоследствии. Это означает понимание наших сильных сторон, психологических потребностей, причин и форм стресса. Если стоит задача максимально повысить эффективность взаимодействия в команде, то все эти и многие другие человеческие параметры должны учитываться. Второе. Применяя PCM, мы можем обучить людей работе со стрессом, как следствие, это даёт эффективное регулирование стресса и напряжения в команде. Мы как минимум понимаем, как не загнать человека в стресс, избежать выгорания. Если же это всё-таки произошло, то знаем, как одним словом или одним предложением вернуть человека в «состояние окей-окей», как мы его называем. Это значит, что самый важный элемент нестабильности бизнеса и команды — стресс — мы значительно снижаем.
Можете ли вы поделиться примерами успешных проектов или случаев, где использование модели PCM дало заметные результаты?
Мы проводили большое исследование 3 года назад, в котором участвовали топ-менеджеры, менеджеры компаний, а также собственные, которые проходили обучение PCM и получили следующий результат: 88% людей безоговорочно рекомендуют модель PCM для обучения и для использования.
78% наших респондентов — это люди из разных компаний — поделились, что после прохождения обучения модели PCM значительно улучшилась их коммуникация. 70% людей сказали, что PCM это эффективный инструмент для разрешения конфликтных стрессовых ситуаций. А 72% считают эффективным инструментом для мотивации. Это официальное исследование (было проведено компанией Sencemakers), на которое мы опираемся, в котором принимали люди из разных компаний.
Если же говорить о конкретных кейсах. Одна крупная ритейл-компания (название под NDA) по итогам обучения своих сотрудников модели процесса коммуникации, внедрения PCM в команды, получила значительные результаты в части снижения процента текучести кадров до 10%. Для сегодняшнего рынка это весомый результат. Такие изменения возможны, когда налаживается коммуникация: нет стресса, нет давления, и есть эффективное взаимодействие людей в команде. Вторая причина снижения текучести кадров в том, что мотивация выстраивается индивидуально и зависит от коммуникационной структуры каждого отдельного человека, которую мы распознаем через модель процесса коммуникаций PCM.
Какие основные трудности встречаются при внедрении модели PCM в компании, и как их можно преодолеть?
Самая большая трудность, которую я вижу — это достичь идеального понимания команды и сотрудниками самой модели. Если компания заходит в модель процесса коммуникации и делает исключительно профилирование сотрудников, то из этого мало что становится понятно, кроме их сильных сторон. Для ощутимого результата важно обучиться и понять инструментарий, понять причинно-следственную связь и структуру коммуникации. Идея PCM двухсторонняя: с одной стороны, определить профиль человека, с другой, знать способы работы и взаимодействия с этим профилем и другими, выстраивание эффективного диалога. Обычно на эту часть отводится 3 полноценных дня по 8 часов.
Люди сами начинают пользоваться полученными знаниями на работе, дома, в быту. И именно использование модели, такое понятное и осознанное, даёт возможность снизить стресс и совсем по-другому мотивировать друг друга. Говорить друг с другом на понятном языке для достижения того самого результата.
Как вы оцениваете влияние коммуникации на эффективность команды? Какие аспекты коммуникации наиболее критичны?
Было исследование, где 69% опрошенных отметили, что они бы даже и не подумали о смене места работы, если бы в их компании была налажена коммуникация. Что значит хорошая коммуникация в компании? Первое, это значит открытая прямая коммуникация без стресса: люди должны быть в курсе того, что происходит, что касается них. Второе, это получение обратной связи по их работе, и это тоже значимый элемент, который на сегодняшний день страдает в наших компаниях. И третье, самое главное, это вопрос понимания друг друга на том уровне, который комфортен для обеих сторон. Вот эти три аспекта формируют корректную коммуникацию в команде, и это же значительно влияет на решение человека: уходить или нет из компании.
Какие рекомендации вы могли бы дать руководителям и HR-специалистам для улучшения взаимодействия внутри команды с использованием модели PCM?
Первое, общаться на том языке и использовать те фильтры восприятия, которые свойственны человеку, с которым вы сейчас взаимодействуете. Далее формировать команды, внедрять индивидуальную мотивацию согласно текущим психологическим потребностям, которые мы видим из профилирования PCM. И, наверное, самое главное — давать людям возможность действовать, исходя из их текущих потребностей. То есть, совмещать те задачи, которые у них есть, которые могли бы удовлетворить психологические потребности, актуальные для этого типа личности именно сегодня.
В каких сферах, кроме бизнеса, применяется Модель коммуникаций PCM?
Модель коммуникаций PCM помогает людям взаимодействовать друг с другом вне зависимости от сферы применения: это может быть и команда, и в связке «руководитель-подчиненный», и в семье, и в дружеских взаимосвязях, и в любых ситуациях, связанных с общением в социуме. Данную модель также легко применить и в маркетинге, и продажах - ведь, когда ты знаешь и разбираешься в типологии личностей и глубинных причин поведения разных типов людей, становится проще доносить любые посылы до своей целевой аудитории. Часто случается так, что после корпоративного обучения сотрудники начинают мыслить иначе, и, уже сами того не осознавая, применяют принципы PCM дома и в общении с близкими. Это становится простым способом сгармонизировать и своё собственное состояние, и атмосферу вокруг себя.
Как модель помогает Вам в личных коммуникациях?
Я постоянно работаю с людьми, и это люди самых разных уровней: от линейного сотрудника небольшой компании до топ-менеджмента корпораций. Модель PCM позволяет найти ключики практически к любому человеку, понять за 5 минут разговора его склад характера, определённые паттерны и донести свою мысль максимально подходящим для него образом.
Если говорить о личных коммуникациях, то я почти никогда не ругаюсь и не спорю с близкими, так как напряжение сводится к нулю - все друг друга слышат и понимают. Принцип один.
Какие темы обсуждаются на подкастах «Ты о чём?»? Кто Ваши гости?
В первую очередь я закладывала в этот проект важную миссию - помочь людям среди информационного шума разобраться, кто они есть на самом деле, о чем они. На подкасте «Ты о чём?» мы обсуждаем широкий спектр тем, связанных с личным и профессиональным развитием, а также с выстраиванием отношений с окружающими и с самим собой. Среди ключевых вопросов, которые мы поднимаем, можно выделить следующие: Как работать с трудными клиентами? Где искать мотивацию? Почему некоторые люди нас раздражают, как обернуть это в свою пользу? Как превратить свое хобби в растущий бизнес? Почему мы говорим с партнёром на разных языках? Как найти подход к своему ребенку? Как реализовывать свои планы, а не просто мечтать о них? Вопросы профессионального развития.
Каждый выпуск посвящён практическим советам и техникам, которые могут помочь слушателям разобраться в этих вопросах. Я приглашаю различных гостей, экспертов в области психологии, бизнеса, воспитания и отношений, которые делятся своим опытом и мнением, что придаёт нашим разговорам новый взгляд и дополнительную ценность. Мы стремимся создать пространство, где каждый чувствует себя комфортно и может получить полезные инсайты для своего личного и профессионального роста.
Благодарим за погружение наших читателей в новую тему психологии коммуникации!
Фото предоставлены PR-службой героини статьи.