Морские грузоперевозки: плавать без аварий
В Новороссийском пароходстве систематически проводятся расширенные советы при участии командного состава судов. На них рассматриваются вопросы безаварийного плавания. Изданы приказы, мобилизующие экипажи судов и береговой состав на обеспечение безопасности и выполнение планов перевозок.
Каждая авария или случай разбирается не только в службе мореплавания, ио и на расширенных заседаниях совета пароходства. Так были рассмотрены аварии танкеров «Митрофан Седин», «Прага» «Варна», «Самарканд», «Ужгород» К лицам, допустившим халатное отношение, оплошность, применяются самые строгие меры.
Служба мореплавания пароходства повысила требовательность при проведении проверок организации вахтенной и штурманской службы на судах, проводит большую профилактическую работу. Разработаны рекомендации, обобщающие опыт безаварийного плавания на направлениях, где работают суда пароходства, и опыт проведения различных операций:
- «Временное наставление по швартовным и грузовым операциям в открытом море»;
- «Наставление капитанам для плавания черноморскими проливами на крупнотоннажных танкерах»;
- «Инструкция по безопасным методам швартовных и грузовых операции и нефтегавани Шесхарис».
Обрабатывая и анализируя рейсовые донесения капитанов, используя опыт капитанов-наставников, служба мореплавания рассылает на суда богатый материал об условиях плавания в различных районах, об особенностях захода в отдельные порты. Большую помощь в предотвращении аварийных случаев оказали такие сведения по портам Кубы и Персидского залива.
Для обмена опытом безаварийном работы пароходство регулярно издает технические бюллетени, циркулярные письма. Раз в неделю капитаны судов получают радиоинформацию, основанную на конкретных примерах с объективным анализом причин. приведших к аварийным случаям или могущих к ним привести Анализ предпосылок аварийных ситуации помогает судоводителям в их работе, воспитывает чувство ответственности.
Службой мореплавания разработаны и внедрены расписания по тревогам для каждого типа судов. Общие расписания и индивидуальные карточки отпечатаны и разосланы на суда. Установлен и осуществляется систематический контроль за проведением тренировочных учений по судовым аварийным расписаниям. Организованы два показательных учения по борьбе за живучесть на танкере и устранению последствий «большого аварийного разлива нефти» в Новороссийской бухте и за ее пределами. Тренировочные учения завершаются всегда подробным разбором.
Большую практическую пользу дает проведение специальных учении ио оказанию помощи судам, терпящим бедствие. Суда пароходства «Белград», «Рихард Зорге». «Ленинабад», «Епифан Ковтюх». «Гдыня». «Цезарь Куннков», «Хулио Антонио Менья», «Павел Дыбенко» успешно участвовали в спасательных операциях.
Для обеспечения безаварийных перевозок в Арктике туда направляются, как правило, капитаны, имеющие опыт арктического плавания. На все танкеры в помощь капитану и старшему помощнику были посланы дублеры капитанов. Для этих же целей привлекались капитаны-полярники и капитаны-наставники пароходств. Этот опыт дал свои положительные результаты, арктическая навигация последнего года прошла успешно и безаварийно.
Капитанам судов обеспечивается систематический инструктаж по мерам пожарной безопасности, вопросам организации борьбы за живучесть судна, правилам перевозки опасных грузов.
Все суда разбиты на группы; к каждой из них прикреплены постоянно работники пароходства, связанные с работой флота, во главе с групповым диспетчером. Учитывая специфику танкерного флота, капитаны-наставники сведены в бригады по три человека (два — в море, одни — в пароходстве). Работники службы мореплавания часто выступают со статьями, направленными на повышение безопасности мореплавания, в газете «Черноморец», сборниках ЦБНТИ ММФ. Каждый капитан-наставник занимается перспективными проблемами.