Весенние окрестности Геленджика
Вне сезона суетная курортная местность превращается просто в комфортный город с интересными окрестностями. Местные тихо выполняют свои работы, ведут размеренную семейную жизнь, на улицах и в транспорте умеренно людей, со всех сторон не кричит реклама и афиша развлечений, и существует приятная возможность редкому гостю рассмотреть детали и почувствовать местные дух и суть.
Геленджик. Чудесный, черноморский, уютный городок между Толстым и Тонким мысами под хребтом Маркотх. Летом тут столпотворение, а ранней весной тишь да благодать. И только в подобное время есть прекрасная возможность побродить вокруг дольменов в одиночестве. Но давайте обо всём по порядку. Что мы увидели в этот раз:::
Село Архипо-Осиповка расположено в 55 км от Геленджика, в бассейне рек Вулан и Тешебс. Это Вулан, сейчас река довольно спокойная и немноговодная, а в прошлом году она поднялась так высоко, что снесла тот бетонный мост, с которого делается снимок.
В Архипке (как кратко зовут её местные) разглядываем первую весну.
Уличные стриженные кусты.
Садовая красота: цветущая вишня.
Пролески встречают повсеместно, такие симпотяги.
И, конечно, всегда тянет гулять к морю. Кстати, это село названо по имени рядового Архипа Осипова, который совершил акт самопожертвования (кинувшись с огнём в пороховой погреб) в 1840 году при обороне Михайловского укрепления на этом месте.
На пляже символический якорь - ржавый, старый, живописный, и неясно, чего это он тут стоит. На фоне гора Ёжик, под ней впадает в море река Тешебс.
Переносимся ближе к Геленджику, за село Пшада, не доезжая Михайловского перевала, на речку Догуаб. Берега плотно заросшие колючими и живописными кустарниками, по которым сложно, но можно добраться к Пшадским дольменам.
Дольмены - это древние мегалитические сооружения. На Западном Кавказе их насчитывают несколько тысяч. Пшадские дольмены ушлые предприниматели превратили в туристическое платное развлечение, то есть чтобы коснуться древности предков, плати 150 рублей. Легко доступных дольменов здесь три, человеки присвоили им имена и значения.
Дольмен Хан: дарует силу и здоровье телу и духу.
Дольмен Майя: дарует любовь, продолжение рода.
На нём - ещё не зная имени и значения - захотелось посидеть, свесив ножки с 3-тысячелетней крыши, в ранней весне.
Дольмен Нежность: символ материнской любви, нежности, заботы. А такой брутальный на вид. Но все эти значения дольменов, как и основная их суть, история и исток, покрыты тайнами веков, которые мы можем гадать, но до конца никогда не дано нам разгадать.
Гуляем в сосновом лесу, наверху сразу за Геленджикскими улицами. Трогательный лесной крокус как символ самой нежности весны.
Горные деревья витиеватой формы.
Село Кабардинка располагается в 13 км от Геленджика в сторону Новороссийска, в Цемесской бухте. Имя Кабардинка происходит от Кабарды, исторической области на Северном Кавказе, которая первая признала власть России. Фотография сделана с мыса Дооб. Вблизи него потерпел крушение знаменитый пароход "Адмиирал Нахимов" в 1986 году.
Непривычно распускается жизнь деревьев в этом регионе: первыми появляются не листья, а обильно цветы.
Кабардинка крепко пострадала во время ВОВ, была максимально приближена к линии фронта. Здесь располагались госпитали и братские могилы, куда привозили раненых из Новороссийска. В 60-е годы посёлок стал активно развиваться в качестве детского климатологического курорта: горы, леса и море обеспечивают здоровым воздухом. Но с окончанием Советского Союза многие здравницы, детские лагеря пришли в запущение. И вот за забором чего-то такого полуразрушенного мы встречаем странный пережиток прошлого: скульптуру (или часть её) весьма своеобразной формы и неясной семантики.
Одно из самых прекрасных и сокровенных мест в Геленджикском районе - это село Возрождение, в 8 км в сторону Туапсе. Вернее, интересует нас поселение на реке Жане за этим селом. Встречает это место водопадиком.
И разными примерами природного искусства.
В буром лесу первоцветы, эти неизвестные.
А эти популярные на подмосковных дачах примулы.
Самое ценное здесь - комплекс дольменов. Центральный и очень могущественный из них представлен на первой фотографии публикации. С ним, как правило, общаешься дольше и проникновеннее всего. Слева от него более компактный.
Справа от него круглый составной. Рядом с дольменами возникает непреодолимое желание говорить тише, не суетиться, не торопиться, думать о чём-то важном, загадывать, касаясь камня, желания, посылать своим близким пожелания здоровья и добра. Таится в них некая сила, возможно, работающая для тех, кто настроен на мистическую волну.
Лес вокруг обворожительный, поросший мхом, колдовской.
Изменчивый тропинами, по которым хочется идти всё дальше и всё выше, и чуются тут как будто качественные лесные сказки.
Вот и 15-километровая горная речка Жане, неглубокая и несудоходная, но довольно популярная у туристов.
В этом лесу, в долине реки Жане находится большое количество средневековых адыгских курганов, вот один из них.
По дороге вверх по горе через лес встречается ещё одна группа дольменов.
Они небольшие, приземистые, похожие на грибы.
И завершение популярного туристического маршрута, для нас в пустом несезонье тоже, водопады, вода которых считается очень чистой и оздоравливающей. Здесь традиционное место омовения, в марте, конечно, тут никого нет, но я - отважная - не могу упустить эту прекрасную возможность закаливания в прозрачных водах и потрясающем лесу.
Символическая скульптура "Белая Невеста" (2010 год) на небережной Геленджика на фоне сгустившегося неба напоминает, что название города переводится с тюркского именно как “город белой невесточки”, так как предание гласит, что горных красавиц древнего греческого поселения увозили отсюда в турецкие гаремы.
Напоследок два заката Геленджика. Солнце садится за Толстый мыс, который наблюдаешь с эффектной кручи.
Вечерний вид на Геленджикскую бухту изнутри неё, с набережной. Геленджик красиво прощается...
Фото: Вера Ужва