Разнообразие ювелирного дома Фаберже в музее «Новый Иерусалим», Истра
GreenWord.ru

Разнообразие ювелирного дома Фаберже в музее «Новый Иерусалим», Истра

Мы неожиданно оказались в подмосковной Истре на выставке произведений Фаберже. Кто бы мог предположить, что подобная ценная коллекция будет экспонироваться не в столице. Однако, выясняется, что городок Истра может похвастаться не только восхитительным памятником религиозного искусства - Воскресенским Новоиерусалимским монастырём, но и крупным музейно-выставочным комплексом «Новый Иерусалим». С декабря 2018 года по 24 марта 2019 года в музее работает уникальная выставка, которая раскрывает многообразие деятельности ювелирного дома Фаберже. Опережая остальные истории, расскажем, что эту статуэтку Будды (нефрит, золото, рубины, алмазы) Николай II (тогда ещё цесаревич) преподнёс королю Сиама во время своего Восточного путешествия. И королевство Сиам (ныне Таиланд) стало коллекционером и клиентом Фаберже, как и многие другие государства.

стиль фаберже

Полное название выставки - «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени». Она демонстрирует около 400 произведений ювелирного дома Фаберже из самых известных коллекций Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и Русского национального музея.выставка фаберже

Из истории дома Фаберже. Густав Фаберже, отец знаменитого Карла Фаберже, открыл своё скромное ювелирное дело в Санкт-Петербурге в 1842 году. Карл же родился в 1846 году, учился ювелирному делу в Дрездене, бесплатно работал реставратором римских и других артефактов в Эрмитаже и в 1870 году возглавил фирму отца, показав себя не только искусным ювелиром, но и талантливым менеджером. Успех и мастерство ювелирного дома Фаберже было известно во всём мире в их и в наши времена.выставка фаберже +в новом

Что интересно, изделия дома Фаберже были доступны не только богатым людям, хотя для них создавался основной эксклюзивный ассортимент, но и простым людям. В изготовлении использовались как драгоценные камни и металлы, так и простые самоцветы. выставка фаберже +в иерусалиме

Как раз на этой выставке гости могут познакомиться с самыми разными вещицами: звонки, посуда, бижутерия, портсигары, фоторамки и так далее. выставка фаберже +в новом иерусалиме

Фаберже разработал для своих работников столы особой формы: с полукруглыми углами и неровными контурами. Также их особенностью было то, что работники сидели лицом друг к другу. На выставке мы могли осмотреть воссозданную версию подобного стола. Я слышала, как одна молодая экскурсовод говорила: "Карл Фаберже был как Стив Джобс. Он хотел использовать только новейшие технологии". Он также провёл электричество в свои мастерские. выставка фаберже +в истре

Всего дому Фаберже приписывают создание 200 000 уникальных изделий. Однако, точной документации в ювелирном доме не велось. Ещё историки отмечают интересный факт: Карл Фаберже так восхищался архитектурой своего города, что многие формы и особенно цвета он заимствовал у Петербурга.музей фаберже выставки

Кажется, что всё изделие было выполнено одной парой рук. Но на самом деле Фаберже не делал изделий, а управлял работой мастеров, которые в свою очередь руководили рабочими. При этом, структура ювелирного дома была следующей: это были отдельные мастерские, работавшие под эгидой дома Фаберже. У каждой мастерской был свой узнаваемый почерк. На работу Карл приглашал, в основном, скандинавских мастеров, очень редко русских. Кроме того, сторонние мастерские также выполняли заказы Фаберже по его эскизам. Когда я фотографировала этот предмет, я думала, что это замечательная записная путевая книжка. Но оказалось, что это сигарница.выставка стиль фаберже

У Фаберже создавали огромное многообразие функциональных предметов. Догадаетесь, какого функционала эта странная птичка? Отгадка сразу: это спичечница в виде босховской птицы. Поверхность из песчаника служит черкашом!выставка фаберже +в москве

Инструменты ювелиров. Подразделения фирмы Фаберже были открыты в Киеве, Москве, Одессе и даже Лондоне. Однако, самые великие их произведения были созданы в Петербурге.выставка фаберже 2019

В Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров» и орден Орден Почётного легиона. На фото серебряный грифон, принадлежащий великому князю Кириллу Владимировичу, племяннику Александра III.выставка работ фаберже

Всем работам Фаберже характерна удивительная детализация. Это настоящее искусство в миниатюре. яйца фаберже выставка

Вы только посмотрите на это диво дивное из слоновой кости, тонкого, плотного и довольно твёрдого материала. В этих локонах и розах божественное мастерство. работа фаберже

Есть ли на выставке знаменитые яйца Фаберже? Конечно, как без них. Хотя были экспонированы всего три из известных 71 экземпляра - 54 императорских и остальные, исготовленные для частных покупателей. Первый заказ на пасхальное яйцо дом Фаберже получил от Александра III для его супруги в 1885 году. И на все последующие царские годы это стало традицией - заказывать у Фаберже уникальные пасхальные яйца с сюрпризом. Николай II продолжил и приумножил эту традицию: он заказывал по яйцу для своей овдовевшей матери Марии Федоровны и для своей супруги Александры Фёдоровны. На производство каждого яйца уходил год. Это яйцо было предположительно изготовлено в 1904 году, внутри находилась золотая корзинка с эмалевыми цветами в бриллиантах. Почему предположительно? Яйцо украшали портреты царя с супругой и их четырёх дочерей. Информации об этом произведении или его фотографий в сети я не нашла. Считается, что в 1904 году не было произведено ни одного яйца. Успех при дворе позволил Карлу Фаберже получить звание "Поставщика Двора Его Императорского Величества". Было известно, что Александр III и Николай II дарили бессчётное количество подарков, и многие из этих подарков значимым людям Российской Империи и других стран были выполнены домом Фаберже. яйца фаберже

А это удивительное яйцо, которое и яйцом то не назовёшь сходу, было последним из заказанных Николаем II. Но завершено и подарено оно не было из-за отречения императора от престола. Оно называется «Созвездие цесаревича», так как было посвящено наследнику престола Алексею Николаевичу. Яйцо из тёмно-синего кобальтового стекла представляет собой небесную сферу, на которой выгравировано положение звёзд на небе во время рождения цесаревича. Подставка под удивительное яйцо представляет из себя облако из непрозрачного хрусталя. Однако, есть сомнения в подлинности этого изделия из Музея Фаберже в Баден-Бадене, открытого в 2009 году коллекционером Александром Ивановым. Дело в том, что схожее изделие, только без часового механизма, находится в московском Минералогическом музее. И в том, и в том музее яйцо считают подлинным, "тем самым". Если отойти от истории и подойти ближе к этому диковинному яйцу, то невозможно не согласиться, что оно являет собой потрясающее произведение искусства. Таинственное и манящее. новоиерусалимский музей

И яйца в качестве украшений плотно вошли в моду того времени. Знать покупала эксклюзивные яички из драгоценных камней и металлов, которые затем могли собираться в бусы или использоваться, например, на булавках для галстуков. Яички попроще покупали соответственно люди из других сословий. музей новоиерусалимский монастырь

Во время Первой Мировой войны фирма Фаберже не считала правильным заниматься дорогими украшениями, зато они производили награды и полевую посуду. Но что бы они не делали, любая продукция обладала своей эстетикой. новый иерусалим

На выставке «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» было уделено значительное внимание царской семье: экспонировались огромные фотографии царей, в одном зале шла видео-проекция кинохроники о царской семье. В целом, вместе с высокохудожественными произведениями, связанными с императорским двором, всё это создавало погружающий эффект соприкосновения с ушедшей эпохой былого мира. Кстати, Николай II бывал в Новоиерусалимском монастыре, и в разные годы представители династии Романовых благоволили здешним местам и преподносили монастырю роскошные подарки. Это одна из причин, почему данная коллекция была показана в этом музейном комплексе.новый иерусалим +в подмосковье

У стены с нишами, где сидели каменные фигурки животных, я зависала дольше всего, скажу честно. Для каждой зверушки камнерезы подбирали камни, подходящие по цвету к их натуре. Хамелеон, например, из бовенита. новый иерусалим официальный

Этот жанр именуется камнерезной анималистикой. К нему тяготела российская императрица Мария Федоровна, и потому на подобные изделия была распространена мода в аристократических кругах. Английский король Эдуарда VII закал целую серию животных и птиц, проживающих на королевской ферме в Сэндригаме. Скульптор Фредман-Клюзель делал модели животных с натуры, по которым затем работали в России. Космическая улитка, не находите? :)выставка +в новом иерусалиме

Слоны пользовались особой популярностью во времена Александра III, так как он был женат на датской принцессе Дагмар, а геральдическим животным Дании являлся слон. выставочный комплекс новый иерусалим

После революции фабрики Фаберже были, конечно же, национализированы. Запасы драгоценных камней и металлов, а также большинство готовых произведений перешли в руки большевиков и пошли дальше по рукам. Карл Фаберже покинул страну и поселился в Германии. Однако, он не смог оправиться от революционных перемен, часто повторял фразу «Жизни больше нет», и в 1920 году он умер в Швейцарии, куда приехал для лечения.новый иерусалим музейно выставочный

На выставке был отведён отдельный зал конкурентам-современникам Фаберже, ведь не они одни выполняли императорские заказы. Эту дивную шкатулку (серебро, позолота, эмаль) в стиле модерн выполнена фирмой "Болин". Они произвели для императорской семьи множество уникальных ювелирных изделий, включая царские диадемы и короны. музейный комплекс новый иерусалим

И немного о самом музее "Новый Иерусалим", о котором я и не знала, пока на оказалась там. Он расположен в непосредственной близости к прекрасному Новоиерусалимскому монастырю XVII века. Он, кстати, был шикарно отреставрирован к 2016 году, но туда стоит ехать отдельно. Истории монастыря и музея связаны тесно, так как после упразднения монастыря после революции Народный комиссариат просвещения образовал на его территории музей для хранения его архитектурного и художественного наследия, плюс краеведческий музей. В 1941 году немцы взорвали музейно-монастырский ансамбль. Повезло, что большую часть коллекции удалось предварительно эвакуировать. После войны их медленно восстанавливали. И даже когда монастырь вернул свой религиозный статус в 1994 году, музей сохранил здесь своё место. Но в 2009 году правительством Московской области было принято решение о выводе музея с территории монастыря. И тогда прямо под боком монастыря, на другом берегу реки Истра, было построено трёхэтажное здание в стилистике зелёной архитектуры на участке площадью 4,28 га. Подобная стилистика способствует сохранению доминирующего положения монастыря на этой территории. Музей может похвастаться более 10 000 кв. метров выставочных площадей, однако, на данный момент они используются далеко не все. Собственное фондовое собрание музея насчитывает 180 000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции. "Новый Иерусалим" ведёт активную работу по взаимодействию с другими ведущими музеями России, и уже может похвастаться крупными межмузейными проектами, в рамках которых экспонировались работы Айвазовского, Шишкина, Левитана, Пикассо, Кустодиева.музей новый иерусалим

Музей организован в соответствии с актуальными мультимедийными форматами. Среди них видеоинсталляции, интерактивные столы, голографические витрины, технологии дополненной реальности. Современный формат делает музей интересным для молодого поколения, которые растут в пространстве цифровой информации. И разные мультимедийные приёмы, встроенные в тематические материалы, привлекают их внимание. Стоит идти в ногу со временем, не отбрасывая классические методы, а интегрируя с ними. На фото макет Воскресенского Новоиерусалимского монастыря с изменяющейся подсветкой.стиль фаберже

Отдельный интерес представляет собой постоянная экспозиция «Новый Иерусалим—памятник истории и культуры XVII-XX веков», которая рассказывает о том, как складывался образ Святых мест в Подмосковье, о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре как памятнике русского зодчества и истории, о личности патриарха Никона. Меня там особенно привлекла коллекция изразцов, которые представляют из себя образцы московской печной керамики XVII-XIX веков, найденные на территории монастырского ансамбля и в других памятниках архитектуры Московской области. Итак, как добраться в крупный и интересный музейный комплекс, вы можете узнать тут. А выставка "Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» открыта до 24 марта 2019 года.новый иерусалим музейно выставочный комплекс

Фото и рассказ: Вера Ужва

← День Рождения творческой усадьбы Гуслица | Домой ▲ | Хрустальное небо вчерашнего дня: природная анимация →