GreenWord.ru

Этномузыкальный концерт в темноте: отдых для разума и тела

Мы расскажем об уникальном духовно-музыкальном опыте - концерте в полной темноте. Можете представить себе комфортный вакуум, в котором нет ничего, кроме проникновенной музыки? Это пространство отдыха души и тела, сонастройки с самим собой. Концерты в темноте проводят в Москве культурный центр "Интеграция" имени Н.А.Островского и международный проект Dialogue in the Dark. Незрячие гиды проводят гостей в специально оборудованное, абсолютно тёмное помещение, где возникает возможность в доброжелательной атмосфере освободить мозг от визуальной информации и погрузиться в звуковые волны, а также в свой внутренний мир.

концерт в темноте

Итак, после того, как мы оставили под замком устройства, испускающие свет, нас деликатно, уверенно и абсолютно безопасно рассаживают в зале, где по особой немецкой технологии смоделирована ситуация отсутствия зрения. И оказывается, мы так долго мечтали о таком состоянии, искали его в нашем активном мире. Возникает контраст: кажется, что ты теперь один во всей Вселенной, однако, мысль сообщает, что вокруг люди. Для меня одиночки это был интересный опыт одновременного присутствия и отсутствия. При этом ощущается общий комфорт ситуации. Хотя признаюсь, я бы легла одна в такой темноте и, возможно, даже осталась бы в тишине. Уверена, сеансы полной сенсорной депривации способны исцелять.

К нам же приходят звуковые волны: начинает играть современно-этническая группа "Длина Дыхания". В зал медленно вливается свежий воздух, и под слова "лодочка плывёт" кажется, что мы оказываемся в умиротворённой деревне у реки. Воображение сходу начинает работать в особом объёме. Вообще, особый объём - выдающаяся характеристика этого мероприятия. Репертуар группы оказывается самым разным. Они читают древние восточные легенды и возникают образы бродячих песков. Они играют на национальных инструментах: диджериду, сансула, варган, окарина, перкуссия, колокольчики, караталы, поющая чаша, джембе, бубен, дарбука и другие, плюс акустическая гитара. Подобное разнообразие для свободного разума создаёт широкий диапазон ощущений. А эти ощущения рождают различные реакции: от полного медитативного провала (очень приятное и редкое ощущение) до яркого творческого импульса.

Иногда хотелось двигаться, но так как по обе стороны от меня были люди, я делала это максимально деликатно. И случилась тонко-настроенная телесная терапия. Я сантиметр за сантиметром двигала шеей, отыскивала, где в теле прячутся блоки, тянула ноги, которые предварительно освободила от обуви, танцевала руками. Когда я оценивала своё физическое состояние после концерта, я обнаружила его качественно отдохнувшим с длительным пост-эффектом. Тем более тот день я провела в купольном помещении без окон и с большим количеством техники перед ноутбуком, и требовались усилия для переключения. Расслабляющий эффект концерта в темноте можно сравнить с воздействием флоатинга, плавания в солевом растворе в свето- и звукоизоляции.

Иногда солист группы "Длина Дыхания" говорил, обращаясь к нашему сердцу, или пел песни с базовыми эзотерическими смыслами. Честно признаюсь, что семантика возвращала меня на Землю, выводила из медитативного состояния. Начинали работать мысли, но в очень чистом творческом ключе. Я думала даже о GreenWord, и пришли нужные креативные идеи, включая активные мечты о дальнейшем взаимодействии с другими творческими людьми и проектами. За что опять же спасибо этому плодотворному опыту. Кстати, что интересно, для зрячих музыкантов это тоже был эксперимент настраиваться и выступать в полной темноте.

Апогеем же для меня стало горловое пение. Как будто бы начал раскрываться тоннель для погружения в самые глубины психики и для вхождения в поток. Поток тайны бытия, канал путешествия к Источнику, пребывание в чистой природе реальности и поток единения. Нам всем стоит стремиться заглядывать в подобный поток, так как это дарует естественную концентрацию, мудрость, принятие и спокойствие. Это было очень комфортное и бесконечно полезное нахождение в третьем глазе. Неудивительно, что именно горловое пение стало самым проникновенным опытом в данном контексте, ведь это древний способ взывания к внутреннему шаману, внутренней жрице. Иногда я ловила себя на том, что у меня закрыты глаза. Зачем, думала я. Открывала их - и ничего не менялось. Волшебно!

А в последней части мероприятия произошло неожиданное и очень интересное. Мы получили в руки инструменты - шуршалки, звенелки и стучалки, и солист группы мастерски "сыграл" на нас. Никакой какофонии не случилось, а стройная и дружная игра трёх партий. Ведущий грамотно вводил ритм для каждого инструмента, затем варьировал партии. Успех, я думаю, был обеспечен тем, что в темноте участники не стесняются ошибиться, поэтому и не ошибаются. Мне попалась партия шуршалок (яйца-шейкеры), и темнота "угадала": очень нравится прокачивать пространство деликатным шуршанием. Солист-ведущий в итоге создал позитивный настрой, который дружно был принят гостями, мы хлопали и смеялись. Это был настоящий опыт иммерсивности, а что это такое, мы рассказывали здесь.

Но что бы не происходило, эта идеальная темнота оставалась для меня главной участницей. Настроение после концерта было плавным и счастливым, тело двигалось мягко, глаза светились. GreenWord рекомендует этот способ оздоровления психики! И что ещё важно подчеркнуть, на этом мероприятии мы меняемся ролями со слепыми людьми, они становятся для нас гидами, без которых мы бы в прямом смысле потерялись. Тем самым мы делаем вклад в проект инклюзии, включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. А это расширяет возможности для всех нас.

Наша соучастница Катя Слепцова рассказывает о своём опыте концерте в темноте:
Я попадаю в зал, усаживаюсь и мысленно настраиваюсь на внимательное восприятие. Через пару минут зачем-то закрываю глаза, улыбаюсь - открываю глаза - моргаю: темнота стабильна, плотна, неуклонна; она окутывает, успокаивает, предлагает довериться ей. Моим проводником становится теперь предельно чувствительный слух: мелодия, издаваемая музыкальными инструментами, как горная река, со множеством подробностей, шероховатостей, переливов. Помимо звуков гармонии, слышу всё более тонкие моменты: соприкосновение руки с поверхностью барабана, движение пальцев, перебирающих струны, дыхание, взятое между двумя строчками. Представляю пространство, в котором нахожусь, людей вокруг, и позволяю воображению наделить это место абсолютно любыми деталями...

Спасибо за приглашение жж-сообщество блогеров Москва-Люблю! Сайт концертов в темноте и группы проекта в соцсетях: Facebook и Instagram.

Фото и рассказ: Вера Ужва. Фото из зимнего путешествия на Карадагскую биостанцию в Крыму.

John Surman - Saltash Bells
Vera Uzhva 12.03.19 Интересное Везде, Человек на Планете flami-photo, Москва, музыка
← Хрустальное небо вчерашнего дня: природная анимация | Домой ▲ | С Щукинского полуострова пешком по Строгинскому затону →