Самобытность Ланкийского храма в глубинке, красоты и ужасы древней цивилизации

Самобытность Ланкийского храма в глубинке, красоты и ужасы древней цивилизации

На юго-востоке острова Шри-Ланка есть городок Диквелла. Типичный прибрежный населённый пункт. До него можно добраться из Матары на автобусе или такси. На автобусе примерно в 10 раз дешевле. Ланкийские автобусы вообще отдельная тема, на них стоит проехать, чтобы ощутить местный водительский колорит. Наши маршрутчики, по сравнению с ними просто святые.

Сойдя с автобуса на станции в Диквелле, попадаешь на центральную улицу. Если пойти направо, примерно метров сто, будет поворот налево на узенькую улочку с маленькими одноэтажными домиками, приросшими друг к другу. По этой улочке идти буквально не больше километра и выходишь к храму, который виден уже издалека. Он возвышается девятиэтажной высоты Буддой, сидящим спиной к зданию храма.

В храме все стены и потолки, лестницы и перекрытия расписаны фресками, повествующими об истории здешних мест, тут сцены молитв, ритуальных убийств, общения с Буддой, и много всего, что связано с местным прошлым. До восьмого этажа ведет лестница вдоль стен и выходит на открытую площадку, с которой можно войти некое подобие алтаря.

В том помещении сидит старый хранитель, который просит снять обувь. В любой храм посетители могут войти только без обуви. Пройдя мимо хранителя можно подойти к стеклу, вмурованному в стену, и увидеть что за ним. Надо сказать, что смотреть там особо не на что, фигурки, сухие цветы, разная мелочь. Но находится это в голове Будды, который сидит на улице, прислонившись спиной к этому храму. Так что каждый может сам придать всему увиденному какой-то смысл.

В храмах Шри Ланки считается правилом иметь своего слона. Поскольку слон — животное свободолюбивое, их приковывают цепями за ноги, чтобы они не сбежали, и они стоят на жаре зачастую мучимые жаждой и голодом, в тоске по свободе. Весьма печальное зрелище.

На территории храма есть так называемое подземелье ужаса, хотя подземельем его можно назвать лишь номинально. В сущности это тоннель или подвал, присыпанный землёй. Чтобы в него войти, нужно заплатить 200 рупий.

На входе стоят за ограждениями скульптуры, изображающие сцены жутких пыток:

  • распиливания человека демонами двуручной пилой
  • накалывания грешников на кол
  • вливания расплавленной смолы в рот

Всё это в натуральную величину и без особой эстетики. Дальше в тоннеле ограждениями устроен проход туда и обратно, где на стенах изображены не менее садистские сцены. Выполнено это в виде каких-то нелепых комиксов, даже прослеживается логическая цепочка во всем этом зверстве.

Детей туда лучше не водить.

Также в храмном комплексе есть помещение со скульптурами, которые описывают мифологические моменты без сцен насилия. Красивые, высокохудожественные скульптуры в большом количестве. Кстати, негры там выкрашены в синий цвет, а белые обычные. У буддистов принято изображать темнокожих синими.

На центральной площади комплекса находится подобие колокола. Это сооружение строится там, где Будда оставил свой след. Вообще в храмах, и, даже просто на улицах, хватает подобных колоколов-символов. Они могут быть и большие и маленькие, и чем больше сооружение, тем больше след оставил Будда.

Фотографироваться с Буддой не принято, потому что, когда делаешь снимок, то стоишь к нему спиной, а это некрасиво. Хотя, когда никого нет, то никто и не осудит.