Рабийя. Пробуждение – суфийская практика

Суфия Рабийя чтится дервишами святой. Она родилась в аристократической семье с богатыми традициями. Получив прекрасное по тем временам образование, Рабийя снискала славу талантливой поэтессы и считалась авторитетным знатоком литературы. Ее современники восхищались блестящим умом и красотою Рабийи. Она хорошо владела персидским, арабским языками и писала на них свои произведения. Рабийя могла занять достойное положение в кругу аристократов и ученых, но ее язык был острее бритвы, а взгляд отмечал любую мелочь в поведении людей. Более того, будучи очень чувствующей, она могла проникать и в тайный ход мыслей людей, окружавших ее. Больше всего от таких ее качеств доставалось мужчинам. Она не стеснялась открыто высмеивать их за недостойные поступки. Еще больше доставалось мужчинам, которые выказывали превосходство над женщинами с помощью не ума, а грубой силы, тонко отмечая в этом не проявление мужской гордости — украшения мужчины, а природу слабости и неуверенности в себе.

Ее судьба прекрасна и трагична одновременно, как сюжет романтичного фильма. Полюбив раба своего брата, она, презрев социальные устои того времени, невзирая на ропот людей своего круга, пошла за велением сердца. Выстраивая душевные отношения к рабу абсолютно открыто, она несомненно бросала вызов общественному порядку тех времен. В конце концов многие ее недоброжелатели, особенно из числа мужчин, высмеянных ею, среди которых были и влиятельные вельможи, стали кричать, что Рабийя опасна для общества. Суд постановил ей прервать отношения с рабом, а самой удалиться на время в уединение. Рабийя отвергла решение суда, сказав, что каждый волен жить по своему чувству и душе. Никто не смеет ограничивать свободу проявлений человека.

После этого суд постановил схватить Рабийю, вскрыть ей вены и замуровать в стене. Когда ее замуровывали, несколько раз ее просили отказаться от своих убеждений, называли помешанной и глупой. Однако Рабийя каждый раз отвечала отказом, говоря, что предавать свою душу — грех, если она полюбила и любит, значит, так тому и быть. Даже находясь в каменном мешке, Рабийя до смерти была верна любви. После ее кончины, разломав стену, люди увидели стены, исписанные стихами о любви и верности, написанные кровью Рабийи.

Рабийя любима и почитаема суфиями за твердую верность предначертанному пути, за несгибаемость воли и глубину чувств. Короткий жизненный путь Рабийи стал одной из прекрасных легенд суфиев.

«Умри ради цели при жизни, будь верен пути и своим целям», — скажет суфий, подразумевая под этим, что всё, не связанное с достижениями человека, не должно влиять на его поведение. Только любовь, стремление к свободе, искренность проявления себя — метод, оставленный Рабийей людям:

Ах, Любовь моя! Нет никого, подобного Ему. Ничему иному нет места в моем сердце.

О Друг мой, утаиваемый от меня,

Сокрытый от моих глаз, незримый

И всё же никогда не оставляющий сердца моего!

От Рабийи осталось мало произведений, но ее история хранит метод достижения, основанный на любви и верности.