Скорость в проливе Босфор

Скорость в проливе Босфор

Анализ навигационных аварии, происшедших в проливе Босфор, говорит о том, что в большинстве случаев основной причиной столкновений и посадок судов на мель является превышение скорости.

Согласно статье 29 Правил Стамбульского порта и § 22 Рекомендаций для плавания судов черноморскими проливами скорость в пролизе Босфор не должна превышать 10 узлов относительного грунта, за исключением тех случаев, когда этого требуют чрезвычайные обстоятельства.

Однако это не означает, что судно должно следовать предельной 10-узловой скоростью. Чтобы правильно выбрать ее, надо хорошо знать маневренные элементы своего судна, минимальные обороты, на которых оно сохраняет управ-тяемость, направление и скорость течения в данный период времени. Напомним, что постоянное поверхностное течение из Черного моря в Мраморное значительно усиливается при северных ветрах и ослабевает или даже меняет направление на обратное при штормовых южных.

Правила Стамбульского порта конкретно не указывают район действия статьи 29, ограничивающей скорость судов.

Рекомендации для плавания судов черноморскими проливами (§ 24, 25) дают более конкретные указания о северной границе действия указанной статьи; южная же — указана расплывчато. Так. в § 24 пункт (г) сказано. «С пересечением южной границы порта Стамбул, сообразуясь с обстановкой, можно давать полный ход». В § 25 пункт (б) вообще не указана граница действия правила 29. В нем говорится: «Перед подходом к проливу заблаговременно уменьшить ход до малого». Многие капитаны считают южной границей действия указанной статьи Правил Стамбульского порта южную границу среднего порта (м. Ахтырпакы — волнолом в Кадыкей), вследствие чего следуют акваторией порта Стамбул до его южной границы завышенной скоростью.

В проливе скорость, как правило, устанавливается по таблице соответствия скорости судна и оборотов винта с учетом поправки на течение. Определение скорости последнего вызывает затруднение даже у опытных капитанов, неоднократно проходивших пролив.

Нередки случаи превышения скорости судов, следующих проливом под проводкой лоцмана. Приняв его на борт, некоторые капитаны полностью передоверяют ему управление судном, в том числе и назначение скорости. Не следует забывать, что лоцман является только советчиком капитана и, несмотря на его присутствие на борту, вся ответственность за управлением судна лежит на капитане.

Для того чтобы следовать проливом заданной скоростью необходимо вести ее тщательный контроль, соответственно регулировать обороты винта.

Для этого на судне составляется таблица времени нахождения судна на каждом отрезке пути в Босфоре с точностью до 0,1 мин, исходя из 10 — узлового хода Например: маяк Анадолу — мыс Алтыбурун — расстояние 17,3 кбт, время 10,4 мин; мыс Алтыбурун — мыс Кавак—17,8 кбт, 10,7 мии и т. д.

Таблицу можно вывесить над штурманским столом. Вахтенный помощник капитана при проходе траверза ориентира замечает отсчет по часам, определяет истинное время перехода и сравнивает с расчетным. Если первое меньше второго, значит скорость выше 10 узлов и необходимо уменьшить обороты двигателя если оно совпадает со вторым или больше его, то скорость судна соответствует заданной. Общее время перехода между границами левостороннего движения при следовании из Черного моря в Мраморное не должно быть менее 51 мин, а при следовании из Мраморного в Черное — 46 мин. Наиболее сложно выбрать скорость между южной границей левостороннего движения и южной границей среднего порта Стамбул. При подходе к первой с севера или при подходе ко второй при движении с юга, сообразуясь с обстановкой, необходимо назначить такую скорость, чтобы, во-первых, дав в случае необходимости полный ход назад во время погасить инерцию судна и, во-вторых, чтобы она была достаточной для управления судном, удержания его на заданном курсе. Особую осторожность необходимо соблюдать на подходе к траверзу знака Кызкулеси, обращая внимание на суда, входящие в пролив из Мраморного моря или выходящие из пролива, а также на паромы и многочисленные катера, пересекающие его в этом районе. Нужно иметь в виду, что в ночное время здесь можно встретить большое количество гребных и моторных шлюпок, следующих без огней.

А если у вас ещё нет яхты, чтобы плавать через Босфор, то на странице http://yachts-boats.com.ua/transfer.html вы узнаете, как можно доставить её в любое место страны, словно она обычный негабаритный груз.

 
Поделитесь впечатлением!
БонАпала!

Это «GreenWord» — иллюстрированный журнал о мире, который ведём мы. Рискните и откройте случайную заметку (:

cказать журналу «спасибо»

Наши проекты